г. Хабаровск |
|
25 января 2012 г. |
А73-12989/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.
при участии в заседании:
от Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу: Гилева Лидия Николаевна, представитель по доверенности от 22.12.2011 N ПО/1066;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области: Митяков Юрий Викторович, представитель по доверенности от 12.01.2012 N 12/21, удостоверение N 5193;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области на решение от 25.11.2011 по делу N А73-12989/2011 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
о признании недействительным и отмене постановления от 10.10.2011 N 221 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 13.4 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Управление Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу (далее - Управление, ДВТУ "Росрезерва") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - Управления Роскомнадзора по Хабаровскому краю и ЕАО, административный орган) N 221 от 10.10.2011 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 13.4 КоАП РФ.
Решением суда от 25.11.2011 заявленные требования удовлетворены, постановление N 221 от 10.10.2011 Управления Роскомнадзора по Хабаровскому краю и ЕАО признано незаконным и отменено полностью.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Роскомнадзора по Хабаровскому краю и ЕАО обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела и неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ДВТУ "Росрезерва" отклонила доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Управление Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем ему присвоен ОГРН 1032700314327.
17.08.2011 в Управление Роскомнадзора по Хабаровскому краю и ЕАО поступила информация (вх. N 027/05247) от ФГУП "Радиочастотный центр Дальневосточного федерального округа" от 08.07.2011 N 036-08-22-000-2905 об использовании ДВТУ "Росрезерва" в своей деятельности генератора шума, уровень излучения которого не соответствует требованиям решения ГКРЧ от 28.11.2005 N 05-10-03-001, а его работа оказывает негативное воздействие на работу устройств ЗАО "Астра", которое обратилось с заявлением о проверке.
В своем письме ФГУП "Радиочастотный центр Дальневосточного федерального округа" просит Управление Роскомнадзора по Хабаровскому краю и ЕАО провести проверку законности использования данного устройства.
Результаты использования генератора шума с нарушением требований решения ГКРЧ от 28.11.2005 N 05-10-03-001 зафиксированы с помощью специальных технических средств и отражены в протоколе измерения технических параметров излучения РЭС от 16.08.2011 N 036-08-22-025-93/1. Выводы по результатам исследования отражены в акте мероприятия по радиоконтролю N 036-08-22-025-93 от 16.08.2011.
На основании поступившей информации Управлением Роскомнадзора по Хабаровскому краю и ЕАО в отношении ДВТУ "Росрезерва" в отсутствии его законного представителя составлен протокол об административном правонарушении от 22.09.2011 по части 2 статьи 13.4. КоАП РФ.
Протокол направлен в адрес Управления сопроводительным письмом от 22.09.2011 N 05985-04/27, в котором сообщено о рассмотрении материалов административного производства 10.10.2011 в 11 часов 00 минут.
10.10.2011 старшим государственным инспектором по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций Костылевым С.В. Управление признано виновным в совершении административного правонарушения и привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 13.4 КоАП РФ в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, ДВТУ "Росрезерва" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности административным органом в действиях ДВТУ "Росрезерва" события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ.
На основании части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения.
Частью 1 статьи 25 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) установлено, что контроль за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (радиоконтроль) осуществляется в целях, в том числе проверки соблюдения пользователем радиочастотным спектром правил его использования; выявления нарушения порядка и правил использования радиочастотного спектра, национальных стандартов, требований к параметрам излучения (приема) радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона N 126-ФЗ радиоконтроль является составной частью государственного управления использованием радиочастотного спектра и международно-правовой защиты присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Радиоконтроль за радиоэлектронными средствами гражданского назначения осуществляется радиочастотной службой. Порядок осуществления радиоконтроля определяется Правительством Российской Федерации. В процессе радиоконтроля для изучения параметров излучений радиоэлектронных средств, подтверждения нарушения установленных правил использования радиочастотного спектра может проводиться запись сигналов контролируемых источников излучений. Такая запись может служить только в качестве доказательства нарушения порядка использования радиочастотного спектра.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 175 утверждены "Правила осуществления радиоконтроля в Российской Федерации" (далее - Правила радиоконтроля), которыми установлен порядок осуществления контроля за излучениями радиоэлектронных средств (далее - РЭС) гражданского назначения (пункт 1 Правил радиоконтроля).
Пунктом 6 Правил радиоконтроля установлено, что для осуществления мероприятий по радиоконтролю используются стационарные (обслуживаемые и необслуживаемые) или подвижные технические комплексы радиоконтроля и отдельные специальные средства измерений.
Радиоконтроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых мероприятий. Радиоконтроль осуществляется без участия и уведомления владельцев РЭС (пункты 10, 11 Правил радиоконтроля).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 110 "Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи" Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и ее территориальные органы, должностные лица службы и ее территориальных органов в части, касающейся рассмотрения дел об административных правонарушениях и составления протоколов об административных правонарушениях в области связи, пользуются полномочиями, установленными для органов и должностных лиц, осуществлявших государственный надзор за связью и информатизацией в Российской Федерации.
В соответствии пунктами 1, 2, 3, указанного Порядка, настоящий Порядок определяет правила осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи.
Государственный надзор за деятельностью в области связи на территории Российской Федерации и находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций непосредственно и через свои территориальные органы.
Государственный надзор за деятельностью в области связи включает в себя надзор и контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований и норм, установленных нормативными правовыми актами в области связи (далее - требования в области связи), а также контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о лицензировании в области связи.
Постановлением Правительства РФ от 03.05.2005 N 279 "О радиочастотной службе" утверждено Положение о Радиочастотной службе, в соответствии с которым Радиочастотная служба представляет собой единую систему, включающую в себя находящиеся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций федеральное государственное унитарное предприятие - Главный радиочастотный центр (г. Москва) и федеральные государственные унитарные предприятия - радиочастотные центры федеральных округов.
Задачей радиочастотной службы является осуществление организационных и технических мер по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств гражданского назначения на территории Российской Федерации, а также на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации (пункт 2 Положения о радиочастотной службе).
К полномочиям Радиочастотной службы относится осуществление радиоконтроля (подпункт "а" пункта 4 Положения о радиочастотной службе).
В соответствии с подпунктами "в" пункта 5 Радиочастотная служба имеет право: участвовать вместе с государственными инспекторами по надзору за связью и информатизацией в проведении мероприятий по надзору за использованием радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств. Право на самостоятельное проведение мероприятий по надзору у Радиочастотной службы отсутствует.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ФГУП "Радиочастотный центр Дальневосточного федерального округа" входит в структуру Радиочастотной службы, и находиться в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (в том числе Управления Роскомнадзора по Хабаровскому краю и ЕАО).
Из материалов дела усматривает, что основанием для привлечения ДВТУ "Росрезерва" к административной ответственности явилась информация, полученная от ФГУП "Радиочастотный центр Дальневосточного федерального округа", которое просило провести Управление Роскомнадзора по Хабаровскому краю и ЕАО проверку законности использования генератора шума, уровень излучения которого не соответствует требованиям решения ГКРЧ от 28.11.2005 г.. N 05-10-03-001, а его работа оказывает негативное воздействие на работу устройств ЗАО "Астра".
В соответствии с пунктом 16 Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 110 "Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи" (далее - Порядок) внеплановые мероприятия по контролю организуются и проводятся в случае обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанными с невыполнением ими требований в области связи и (или) лицензионных условий, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Пунктами 18, 22, 27 Порядка предусмотрено, что мероприятия по контролю проводятся на основании приказов Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и (или) ее территориальных органов; при участии уполномоченных представителей проверяемых лиц; по результатам проведения мероприятия по контролю, в том числе по дистанционному контролю, должностными лицами, осуществляющими проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах.
Судом первой инстанции установлено, что приказ на проведение проверки ДВТУ "Росрезерва" не издавался, контрольные мероприятия на основании сообщения ЗАО "Астра" проводились ФГУП "Радиочастотный центр Дальневосточного федерального округа" самостоятельно без участия государственного инспектора Управления Роскомнадзора по Хабаровскому краю и ЕАО и представителя Управления, кроме того протокол измерения технических параметров излучения РЭС от 16.08.2011 N 036-08-22-025-93/1, а также акт мероприятия по радиоконтролю N 036-08-22-025-93 от 16.08.2011, с участием представителей общества не составлялся.
На основании вышеизложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что административным органом нарушена процедура проверки, предусмотренная Порядком осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 110.
Согласно пункту 1.11. Положения о Дальневосточном территориальном управлении Росрезерва, утвержденного Приказом Минэкономразвития России N 341 от 17.12.2004, Управление является режимным объектом. Обеспечение защиты государственной тайны, согласно разделу 2 Положения, отнесено к одной из основных задач деятельности Управления.
Генератор шума, используемый ДВТУ "Росрезерва", является техническим средством защиты информации от утечки за счет побочных электромагнитных излучений и создания маскирующего сигнала в диапазоне частот от 1.0 до 1000 МГц.
Данное техническое средство изготовлено в соответствии с техническими условиями, имеет сертификаты соответствия Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Используемый генератор шума рекомендован к установке ФГУП Научно-производственное предприятие "Гамма", которое оказывает заявителю услуги по технической защите информации в соответствии с лицензиями, выданными ФСТЭК России и ФСБ России.
Использование генератора шума обусловлено необходимостью защиты сведений, связанных с выполнением заявителем его основных задач, а также обязательными требованиями органов, осуществляющих контроль за обеспечением защиты государственной тайны.
Требования о необходимости получения отдельного разрешения на использование генератора радиошума органами ФСТЭК России и ФСБ России к ДВТУ "Росрезерва" не предъявлялось.
Судом установлено, что из акта мероприятия по радиоконтроля N 036-08-22-025-93 от 16.08.2011 и протокол измерения технических параметров излучение РЭС от 16.09.2011 N 036-08-22-025-93/1 усматривается, что генератор шума используется с нарушением требований решения ГКРЧ от 28.11.2005 N 05-10-03-001.
В соответствии с пунктом 3 решения ГКРЧ от 28.11.2005 N 05-10-03-001 технические требования, указанные в решении, о соответствии генераторов шума, распространяются на генераторы шума гражданского применения.
Согласно пункта 5 решения ГКРЧ от 28.11.2005 N 05-10-03-001 порядок выдачи разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов генераторами радиошума для нужд государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка определяется уполномоченными органами Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что требования предъявляемые решением ГКРЧ от 28.11.2005 N 05-10-03-001, к генератору шума, который использует ДВТУ "Росрезерва" не применяются.
Кроме того, в соответствии с Приложением к решению ГКРЧ от 28.11.2005 N 05-10-03-001 от 28.11.2005N 05-10-03-001 измерение допустимых значений напряженности поля генератора радиошума должно осуществляться на расстоянии 10 метров от границы со всех сторон защищаемого объекта.
При этом судом первой инстанции установлено, что протокол измерения технических параметров излучения РЭС от 16.08.2011 N 036-08-22-025-93/1, а также акт мероприятия по радиоконтролю N 036-08-22-025-93 от 16.08.2011 не содержит необходимых данных каким образом и на каком расстоянии производились измерения при проверке генератора шума ДВТУ "Росрезерва".
Изложенное свидетельствует о правомерности вывода суда первой инстанции об отсутствии в действиях (бездействиях) ДВТУ "Росрезерва" объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ.
Также суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о не доказанности вины ДВТУ "Росрезерва" в инкриминируемом ему административном правонарушении, ввиду допущенных административным органом существенных процессуальных нарушений при осуществлении процедуры проверки и не возможность их устранения.
Из требований статьи 1.5 КоАП РФ, части 4 статьи 210 АПК РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемый акт.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ).
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Согласно части 4 статьи 71 АПК РФ каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. При этом, по смыслу части 2 данной нормы АПК РФ следует, что каждое доказательство оценивается в отдельности, а достаточность доказательств определяется их совокупностью.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае доказательства получены административным органом с нарушением требований закона.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции, трактовке обстоятельств дела и норм права, как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.11.2011 по делу N А73-12989/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункта 5 решения ГКРЧ от 28.11.2005 N 05-10-03-001 порядок выдачи разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов генераторами радиошума для нужд государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка определяется уполномоченными органами Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что требования предъявляемые решением ГКРЧ от 28.11.2005 N 05-10-03-001, к генератору шума, который использует ДВТУ "Росрезерва" не применяются.
Кроме того, в соответствии с Приложением к решению ГКРЧ от 28.11.2005 N 05-10-03-001 от 28.11.2005N 05-10-03-001 измерение допустимых значений напряженности поля генератора радиошума должно осуществляться на расстоянии 10 метров от границы со всех сторон защищаемого объекта.
При этом судом первой инстанции установлено, что протокол измерения технических параметров излучения РЭС от 16.08.2011 N 036-08-22-025-93/1, а также акт мероприятия по радиоконтролю N 036-08-22-025-93 от 16.08.2011 не содержит необходимых данных каким образом и на каком расстоянии производились измерения при проверке генератора шума ДВТУ "Росрезерва".
Изложенное свидетельствует о правомерности вывода суда первой инстанции об отсутствии в действиях (бездействиях) ДВТУ "Росрезерва" объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ.
...
Из требований статьи 1.5 КоАП РФ, части 4 статьи 210 АПК РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемый акт.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ).
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Согласно части 4 статьи 71 АПК РФ каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. При этом, по смыслу части 2 данной нормы АПК РФ следует, что каждое доказательство оценивается в отдельности, а достаточность доказательств определяется их совокупностью."
Номер дела в первой инстанции: А73-12989/2011
Истец: Управление Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области