г. Красноярск |
|
20 января 2012 г. |
Дело N А33-15789/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "17" января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" января 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Дунаевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от заявителя - помощника прокурора Маклакова А.В., на основании служебного удостоверения,
от ответчика: Царева А.Г., представителя по доверенности от 17.01.2012 N 6,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного предприятия Красноярского края "КрасАвиа"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "09" ноября 2011 года по делу N А33-15789/2011, принятое судьей Шайхутдиновым Е.М.,
установил:
Исполняющий обязанности Енисейского транспортного прокурора обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Государственному предприятию Красноярского края "КрасАвиа" (ответчик, ГП КК "КрасАвиа", предприятие) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09 ноября 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, предприятие обратилось с апелляционной жалобой, полагая, что не обязано иметь лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров.
Прокурор представил возражения на апелляционную жалобу и просит в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика отказать.
В судебном заседании представителем ответчика заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств - копий двух планов о взаимодействии подразделений и соглашения о взаимодействии подразделений.
Суд в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклонил заявленное ходатайство, поскольку ответчик не обосновал невозможность предоставления указанных документов в суд первой инстанции по независящим от него причинам. Об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства объявлено протокольное определение. Документы возвращены представителю ответчика.
Представитель ответчика изложил доводы апелляционной жалобы. Просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт.
Помощник прокурора изложил доводы отзыва на апелляционную жалобу. Просит суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ГП КК "КрасАвиа" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1028800000822, осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе по обслуживанию воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты в аэропорту "Красноярск", в том числе поисково-спасательное, аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов.
Из материалов дела следует, что органом прокуратуры проведена проверка деятельности ГП КК "КрасАвиа" по вопросам соблюдения законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности.
В ходе проверки органом прокуратуры установлено, что в целях осуществления ответчиком указанного в Уставе вида деятельности (обслуживание воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты) в филиалах ГП КК "КрасАвиа" (N 2 "Аэропорт Байкит", N 3 "Аэропорт Ванавара") созданы и функционируют профессиональные Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП).
СПАСОП филиала N 2 "Аэропорт Байкит" ГП КК "КрасАвиа" имеет свидетельство от 07.05.2009 N 006256 (действительное до 07.05.2012) на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, согласно которому одним из видов работ является проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации.
СПАСОП филиала N 2 "Аэропорт Байкит" ГП КК "КрасАвиа" имеет сертификат соответствия, выданный 02.04.2010 Федеральным агентством воздушного транспорта, в соответствии с которым филиал N 2 "Аэропорт Байкит" признано соответствующим требованиям нормативных документов, относящихся к противопожарному обеспечению полетов и объектов аэропорта.
Согласно штатному расписанию филиала N 2 "Аэропорт Байкит" в штат СПАСОП филиала включены: начальник службы, начальник пожарно-спасательного расчета, пожарные-спасатели, водители пожарного автомобиля.
СПАСОП филиала N 3 "Аэропорт Ванавара" ГП КК "КрасАвиа" имеет свидетельство от 27.08.2009 N 006244 (действительное до 27.08.2011) на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, согласно которому одним из видов работ является проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации.
СПАСОП филиала N 3 "Аэропорт Ванавара" ГП КК "КрасАвиа" имеет сертификат соответствия, выданный 26.05.2011 Федеральным агентством воздушного транспорта, в соответствии с которым филиал N 3 "Аэропорт Ванавара" признано соответствующим требованиям нормативных документов, относящихся к противопожарному обеспечению полетов и объектов аэропорта.
Согласно штатному расписанию филиала N 3 "Аэропорт Ванавара" в штат СПАСОП филиала включены: начальник службы, инженер по аварийно-спасательным работам, начальник пожарно-спасательного расчета, пожарные-спасатели, водители пожарного автомобиля.
Лицензия на осуществление ответчиком деятельности по тушению пожаров у ГП КК "КрасАвиа" на момент проверки отсутствовала.
Вышеуказанные обстоятельства расценены органом прокуратуры как осуществление ответчиком деятельности по тушению пожаров без соответствующей лицензии.
26.09.2011 органом прокуратуры в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, с участием представителя ответчика на основании доверенности вынесено постановление о возбуждении в отношении ГП КК "КрасАвиа" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Зафиксированные в постановлении обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении ГП КК "КрасАвиа" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Судом апелляционной инстанции проверено наличие соответствующих полномочий исполняющего обязанности Енисейского транспортного прокурора на составление постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статьи 25.11, частей 1 и 2 статьи 28.4, части 3 статьи 28.2, части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от 26.09.2011 в отношении ГП КК "КрасАвиа" вынесено уполномоченным лицом, с соблюдением установленной процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, Рублевской Г.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2011.
Факт надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о дате, времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении подтверждается уведомлением от 15.09.2011, квитанцией N 31219 от 20.09.2011.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о соблюдении заявителем процедуры вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
Привлекая предприятие к административной ответственности на основании указанной нормы, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что прокурором доказано наличие в действиях (бездействии) предприятия состава вменяемого административного правонарушения по следующим основаниям.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии.
В соответствии со статьей 9 Воздушного кодекса Российской Федерации отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу подпункта 38 пункта 1 статьи 17 Закона о лицензировании деятельность по тушению пожаров подлежит лицензированию.
В статье 3 ныне действующего Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
При этом в силу пункта 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит, в том числе деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров.
Таким образом, обязательное лицензирование деятельности по тушению пожаров предусматривалось как прежним Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", так и ныне действующим.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности", под деятельностью по тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидации пожаров.
В соответствии с пунктом 1.5 Федеральных авиационных правил "Сертификация аэропортов. Процедуры", утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 24.04.2000 N 98, аэропортовая деятельность включает в себя, в том числе: поисковое и аварийно-спасательное обеспечение - комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.
Согласно Положению о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, утвержденному приказом Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 N 361, основными задачами ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России, в частности, являются: противопожарное обеспечение полетов воздушных судов; обеспечение пожарной безопасности охраняемых объектов и воздушных судов при техническом обслуживании; тушение пожаров и проведение связанных с ними аварийно-спасательных и противопожарных работ.
Как следует из материалов дела, в филиалах ГП КК "КрасАвиа" (N 2 "Аэропорт Байкит", N 3 "Аэропорт Ванавара") созданы и функционируют профессиональные Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП).
Согласно Положению о Службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП), утвержденному генеральным директором ГП КК "КрасАвиа" Фатьяновым Н.Д. 07.11.2008 (пункты 2.1, 2.2) СПАСОП предназначена для проведения аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Основная задача СПАСОП заключатся в обеспечении постоянной готовности проведения аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, связанных с авариями на ВС и инфраструктуре аэропорта, а также противопожарное обеспечение полетов ВС и инфраструктуры аэропорта.
Пунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2.5 Положений о службах поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов филиалов ГП КК "КрасАвиа" (утверждены 14.11.2010 директором филиала N 3 и 09.01.2008 генеральным директором ГП КК "КрасАвиа") установлено, что одной из основных задач Службы является противопожарное обеспечение полетов и объектов аэропорта, проведение поисково-спасательных, аварийно-спасательных и противопожарных работ в районе соответствующих аэропортов.
СПАСОП филиалов N 2 "Аэропорт Байкит" и N 3 "Аэропорт Ванавара" ГП КК "КрасАвиа" имеют соответственно свидетельства от 07.05.2009 N 006256 (действительное до 07.05.2012) и от 27.08.2009 N 006244 (действительное до 27.08.2011) на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, согласно которым одним из видов работ является проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации.
СПАСОП указанных филиалов ГП КК "КрасАвиа" имеют сертификаты соответствия, выданные 02.04.2010 и 26.05.2011 Федеральным агентством воздушного транспорта, в соответствии с которыми филиалы признаны соответствующими требованиям нормативных документов, относящихся к противопожарному обеспечению полетов и объектов аэропорта.
Согласно штатным расписаниям филиалов N 2 "Аэропорт Байкит" и N 3 "Аэропорт Ванавара" ГП КК "КрасАвиа" в штат СПАСОП филиалов включены, в том числе: начальники служб, начальники пожарно-спасательного расчета, пожарные-спасатели, водители пожарного автомобиля.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что противопожарное обеспечение полетов заключается, в том числе, в осуществлении ГП КК "КрасАвиа" деятельности по профилактике, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров, то есть подлежащей лицензированию деятельности по тушению пожаров.
Довод предприятия о том, что ГП КК "КрасАвиа" не осуществляется самостоятельный вид предпринимательской деятельности, направленной на тушение пожаров, указанная деятельность не имеет цели систематического получения прибыли, правомерно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Федеральном законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625, не предусмотрено, что деятельность, подлежащая лицензированию, должна быть обязательно основной для лицензиата. При этом указанная деятельность связана и финансируется за счет основной деятельности общества, направленной на получение прибыли.
Кроме того, деятельность по тушению пожаров является социально значимой, тушение пожаров направлено на спасение жизни и здоровья людей, связано с высокой степенью риска как для сотрудников пожарно-спасательных расчетов, так и спасаемых лиц - пассажиров и экипажей воздушных судов, в связи с чем, данный вид деятельности отнесен к видам деятельности, подлежащим лицензированию.
Учитывая изложенное, а также цели лицензирования, суд первой инстанции обоснованно указал, что при осуществлении такой деятельности лицензирование является обязательным и в том случае, когда указанная деятельность не является самостоятельной, а направлена на обеспечение основного производственного процесса организации.
При этом наличие у филиалов ГП КК "КрасАвиа" сертификатов соответствия на противопожарное обеспечение полетов не освобождает предприятие от необходимости получения лицензии на тушение пожаров.
С учетом изложенного, деятельность по тушению пожаров возможна лишь при наличии лицензии на осуществление указанной деятельности независимо от того, осуществляет ли лицо данную деятельность в составе иной деятельности, либо в качестве самостоятельной.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях предприятия признаков объективной стороны вменяемого правонарушения.
Довод предприятия об отсутствии в его действиях вины в совершении вменяемого правонарушения является несостоятельным на основании следующего.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, не зависящих от юридического лица.
ГП КК "КрасАвиа" не представлено суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства. Ссылка заявителя на отсутствие у него возможности собрать необходимый для получения указанной выше лицензии пакет документов не подтверждена какими-либо доказательствами.
В связи с изложенным арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях (бездействии) ГП КК "КрасАвиа" имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность ответчика, судом при рассмотрении настоящего дела не установлено. За совершение вменяемого правонарушения ГП КК "КрасАвиа" назначении штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.1 АПК РФ, - 40 000 рублей.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "09" ноября 2011 года по делу N А33-15789/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральном законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625, не предусмотрено, что деятельность, подлежащая лицензированию, должна быть обязательно основной для лицензиата. При этом указанная деятельность связана и финансируется за счет основной деятельности общества, направленной на получение прибыли.
...
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, не зависящих от юридического лица.
ГП КК "КрасАвиа" не представлено суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства. Ссылка заявителя на отсутствие у него возможности собрать необходимый для получения указанной выше лицензии пакет документов не подтверждена какими-либо доказательствами.
В связи с изложенным арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях (бездействии) ГП КК "КрасАвиа" имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А33-15789/2011
Истец: Енисейский транспортный прокурор
Ответчик: ГП КК "КрасАвиа"
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5778/11