город Тула |
|
27 января 2012 г. |
Дело N А62-4329/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корнеевой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Смоленска
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.11.2011
по делу N А62-4329/2011 (судья Алмаев Р. Н.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Континент" (214019, г. Смоленск, Трамвайный проезд, д. 14, ОГРН 1066731101458, ИНН 673101001)
к администрации города Смоленска (214000, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 1/2, ОГРН 1026701449719)
о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в непредставлении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020458:8, площадью 86 553 кв.м, расположенного в г. Смоленске по Краснинскому шоссе,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Континент" - Алексеевой Т.Л., доверенность от 09.01.2012, паспорт; Маякиной О.В., доверенность от 09.01.2012, паспорт;
от ответчика: администрации города Смоленска - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Континент" (далее - ООО "Континент", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации города Смоленска (далее - администрация, ответчик) о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непредставлении Обществу градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020458:8, площадью 86 553 кв.м, расположенного в г. Смоленске по Краснинскому шоссе, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем представления градостроительного плана названного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 15.11.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г. Смоленска обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, имеющимся в материалах дела.
Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителя ответчика не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителей заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании Протокола N 2 о результатах аукциона от 15.12.2010 между Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области (Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Континент" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 15.12.2010 N 1236/А, государственная собственность на который не разграничена (л.д. 13-15).
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Смоленск, Краснинское шоссе, сформирован, ему присвоен кадастровый номер 67:27:0020458:8 с указанием разрешенного использования - для многоэтажного жилищного строительства, что подтверждается выпиской из кадастрового паспорта земельного участка от 13.08.2010 N 6727/20 6/10-22324 (л.д. 16-17).
Общество обратилось в администрацию с письмом от 27.05.2011, в котором просило выдать градостроительный план с нанесением красными линиями и линиями регулирования застройки вышеуказанного участка (л.д. 9).
Письмом от 07.06.2011 N 8-3064 администрация г. Смоленска сообщила о том, что Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области провел аукцион по продаже права аренды на указанный земельный участок без согласования с администрацией города Смоленска и учета разработанного и утвержденного проекта планировки территории Западного II жилого микрорайона (Краснинское шоссе). В настоящее время администрация обратилась в прокуратуру Смоленской области для проверки законности проведения аукциона.
Учитывая, что данные материалы находятся в прокуратуре и проводится проверка, рассмотрение вопроса об оформлении градостроительного плана на земельный участок по Краснинскому шоссе будет возможно по окончании проверки.
Считая, что бездействие администрации, выразившееся в непредставлении градостроительного плана спорного земельного участка, является незаконным, нарушающим его права и законные интересы, ООО "Континент" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно указанным нормам основанием для признания ненормативного акта (действий (бездействия)) недействительным является совокупность двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта (действий, бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 данной статьи).
В соответствии с частью 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В случае если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик обязан представить такому лицу в том числе градостроительный план земельного участка (часть 6).
В силу статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 17 статьи 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
В силу пункта 2.2 Административного регламента администрации г. Смоленска по предоставлению муниципальной услуги "Оформление градостроительных планов земельных участков для объектов капитального строительства", утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 29.01.2010 N 138-адм, (далее - Административный регламент) выдача градостроительного плана земельного участка должна быть осуществлена в течение 30 дней со дня подачи полного пакета документов застройщиками.
Следовательно, в случае если органом местного самоуправления лицу предоставлен земельный участок для строительства, то оно обязано выдать градостроительный план указанного участка.
При этом законодательство не устанавливает случаев, в которых возможно отказать лицу в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Единственным основанием, вытекающим из смысла градостроительного законодательства, по которому возможно отказать в выдаче такого плана, является непредставление материалов, подтверждающих информацию, необходимую в соответствии с требованиями ГрК РФ для заполнения формы градостроительного плана.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество обратилось в администрацию с письмом от 27.05.2011, в котором просило выдать градостроительный план с нанесенными красными линиями и линиями регулирования застройки вышеуказанного участка (л.д. 9).
Одновременно с данным письмом Общество направило следующие документы: договор аренды земельного участка от 15.12.2010 N 1236/А, кадастровую выписку о земельном участке, технические условия на присоединение к газораспределительной сети от 01.02.2011 N 2/2п -137, технические условия на теплоснабжение от 02.03.2011 N ОВ-1062/818, технические условия на благоустройство от 31.01.2011 N 20/02-175, технические условия на подключение к телефонной сети от 09.02.2011 N 10-аб, письмо ОГУК "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры" от 21.01.2011 N 42/02-01, письмо МБУ "СпецАвто" от 22.02.2011 N 146, письмо СМУП "Горводоканал" от 04.02.2010 N 5.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно установил, что заявителем представлены все документы, подтверждающие информацию, необходимую в соответствии с требованиями ГрК РФ для заполнения формы градостроительного плана.
При этом суд первой инстанции правильно указал, что у администрации не имелось оснований отложения вопроса о выдаче заявителю градостроительного плана.
Согласно статье 56 ГрК РФ градостроительный план является одним из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.
В соответствии с условиями пункта 1.1 договора аренды земельного участка от 15.12.2010 N 1236/А, заключенного между Обществом и Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области, целью использования земельного участка является многоэтажное жилищное строительство.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество является законным правообладателем земельного участка, с разрешенным использованием - строительство многоэтажных жилых домов. Кроме того, Общество, заплатив за право аренды земельного участка 15 960 000 руб. (пункт 8.1 договора аренды земельного участка от 15.12.2010 года N 1236/А), ежеквартально несет расходы по арендной плате.
Общество является организацией, основным видом деятельности которой является строительство зданий и сооружений.
В соответствии со статьей 51 ГрК РФ для осуществления строительства объектов капитального строительства необходима разрешительная документация, в частности, для получения разрешения, а строительство застройщику требуется предоставить градостроительный план земельного участка.
Учитывая, что материалами дела подтвержден факт неправомерного бездействия администрации, выражающегося в непредставлении Обществу градостроительного плана земельного участка, что препятствует осуществлению прав арендатора земельного участка на его освоение в соответствии с целью договора аренды земельного участка, то суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что администрация не имела возможности выдать Обществу градостроительный план, поскольку прокуратурой проводилась проверка по факту проведения Департаментом имущественным и земельных отношений Смоленской области аукциона по продаже права аренды спорного земельного участка без согласования с администрацией, отклоняется, поскольку указанные обстоятельства основанием для отказа в выдаче градостроительного плана не предусмотрены ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни Административным регламентом.
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельной ссылку администрации на письмо прокуратуры Смоленской области от 01.07.2011 N 7-17-94-11, направленное в администрацию по результатам проведенной проверки, поскольку данное письмо не влияет на исполнение органом местного самоуправления обязанности по осуществлению подготовки градостроительного плана земельного участка и не является обстоятельством, исключающим ее исполнение.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.11.2011 по делу N А62-4329/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
...
Ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что администрация не имела возможности выдать Обществу градостроительный план, поскольку прокуратурой проводилась проверка по факту проведения Департаментом имущественным и земельных отношений Смоленской области аукциона по продаже права аренды спорного земельного участка без согласования с администрацией, отклоняется, поскольку указанные обстоятельства основанием для отказа в выдаче градостроительного плана не предусмотрены ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни Административным регламентом."
Номер дела в первой инстанции: А62-4329/2011
Истец: ООО "Континент"
Ответчик: Администрация города Смоленска
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6642/11