г. Чита |
|
25 января 2012 г. |
Дело N А19-2602/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Н.М. Паньковой, Г.Г. Ячменёва, при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Е.Н., с использованием видеоконференции связи, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 октября 2011 года по делу N А19-2602/2011, по заявлению Открытого акционерного общества "Сибавиастрой" (ОГРН 10338014536185, ИНН 3811017434) к Правительству Иркутской области (ОГРН 1073808005534, ИНН 3808163259) об оспаривании отказа государственного органа в предоставлении земельного участка, принятое судьей Красько Б.В.,
при участии:
судьи Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Брюхановой Т.А., помощника судьи Шергина Г.Н.,
от заявителя: Косыгина А.С., представителя по доверенности от 03.02.2011; Горшениной С.Э., представителя по доверенности от 01.11.2011.
от заинтересованного лица: не было;
от третьего лица, Министерства имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613): Ермакова А.Л., представителя по доверенности от 07.09.2011;
и установил:
Заявитель, Открытое акционерное общество "Сибавиастрой", обратился с требованием, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Правительства Иркутской области в предоставлении ОАО "Сибавиастрой" земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровый номер 38:36:000022:0855, площадью 2 624 кв.м., расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Трилиссера, под строительство административного здания в аренду сроком на 49 лет, оформленный письмом Министерства имущественных отношений Иркутской области от 21.01.2011 г.. N 24-303/1п, как не соответствующего Земельному кодексу Российской Федерации, Положению о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена для строительства, утвержденному Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-ПП и обязать Правительство Иркутской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "Сибавиастрой" путем принятия решения о предоставлении ОАО "Сибавиастрой" земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровый номер 38:36:000022:0855, площадью 2 624 кв.м., расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Трилиссера, под строительство административного здания в аренду сроком на 49 лет, в порядке, установленном действующим законодательством. Взыскать с Правительства Иркутской области в пользу ОАО "Сибавиастрой" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 10.10.2011 требования заявителя удовлетворены полностью.
Суд признал незаконным отказ Правительства Иркутской области в предоставлении открытому акционерному обществу "Сибавиастрой" земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровый номер 38:36:000022:0855, площадью 2 624 кв.м., расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Трилиссера, под строительство административного здания в аренду сроком на 49 лет, оформленный письмом Министерства имущественных отношений Иркутской области от 21.01.2011 N 24-303/1п, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, Положению о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-ПП.
Суд обязал Правительство Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Сибавиастрой" путем принятия решения о предоставлении открытому акционерному обществу "Сибавиастрой" земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровый номер 38:36:000022:0855, площадью 2 624 кв.м., расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Трилиссера, под строительство административного здания в аренду сроком на 49 лет, по заявлению открытого акционерного общества "Сибавиастрой" от 15.09.2008 (вх. N 5256 от 16.09.2008) в течение 15 дней с даты вступления настоящего решения в законную силу.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24.03.2011 по делу N А19-2607/11, вступившим в законную силу, постановление мэра города Иркутска от 18.01.2011 N 031-06-5/11 "Об отмене постановления мэра города Иркутска от 24.11.2006 N 031-06-1652/6" признано недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Учитывая, что единственным основанием для отказа заявителю в предоставлении земельного участка, кадастровый номер 38:36:000022:0855, площадью 2 624 кв.м., расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Трилиссера, под строительство административного здания, является отмена постановлением от 18.01.2011 N 031-06-5/11 постановления мэра города Иркутска от 24.11.2006 N 031-06-1652/6, что следует из письма Министерства имущественных отношении Иркутской области от 21.01.2011 N 24-303/1п, суд полагает, что оспариваемым отказом нарушены права и законные интересы общества на дальнейшее оформление земельного участка в аренду.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о незаконности отказа Правительства Иркутской области в предоставлении открытому акционерному обществу "Сибавиастрой" земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровый номер 38:36:000022:0855, площадью 2 624 кв.м., расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Трилиссера, под строительство административного здания в аренду сроком на 49 лет, оформленного письмом Министерства имущественных отношений Иркутской области от 21.01.2011 N 24-303/1п, о несоответствии оспариваемого отказа положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-ПП, и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Правительство, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Правительства в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 67200045041272.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции не принял во внимание, что на день принятия оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка, пакет документов, прилагаемых к заявлению, не соответствовал требованиям закона, а именно не представлен акт о предварительном согласовании места размещения объекта.
Представитель общества в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы и просил отказать в её удовлетворении, пояснив, что пакет документов был полностью представлен Правительству, о чем свидетельствует перечень документов приложенных к заявлению от 15.09.2008.
Представитель третьего лица в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал и просил её удовлетворить.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 27.12.2011.
Согласно п. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ч. 1, 6 ст. 121, ст.ст. 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы заявителя и третьего лица, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Письмом Министерства имущественных отношений Иркутской области от 21.01.2011 N 24-303/1 п (т. 1, л.69) заявителю было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с принятием Администрацией города Иркутска Постановления от 18.01.2011 N 031-06-5/11 "Об отмене постановления Мэра города Иркутска от 24.11.2006 N 031-06-1652/6".
Каких-либо иных оснований отказа обществу в предоставлении земельного участка в данном письме не указано.
Как правильно установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Иркутской области от 24.03.2011 по делу N А19-2607/2011, вступившим в законную силу, постановление мэра города Иркутска от 18.01.2011 N 031-06-5/11 "Об отмене постановления мэра города Иркутска от 24.11.2006 N 031-06-1652/6" признано недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Учитывая, что единственным основанием для отказа заявителю в предоставлении земельного участка, кадастровый номер 38:36:000022:0855, площадью 2 624 кв.м., расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Трилиссера, под строительство административного здания, является отмена постановлением Мэра г. Иркутска от 18.01.2011 N 031-06-5/11 постановления мэра города Иркутска от 24.11.2006 N 031-06-1652/6, что следует из письма Министерства имущественных отношений Иркутской области от 21.01.2011 N 24-303/1п, суд апелляционной инстанции считает, обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемым отказом нарушены права и законные интересы общества на дальнейшее оформление земельного участка в аренду.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о незаконности отказа Правительства Иркутской области в предоставлении открытому акционерному обществу "Сибавиастрой" указанного земельного участка из земель населенных пунктов под строительство административного здания в аренду сроком на 49 лет, оформленного письмом Министерства имущественных отношений Иркутской области от 21.01.2011 N 24-303/1п, несоответствии его положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-ПП, и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы о том, что обществом не был представлен акт о предварительном согласовании места размещения объекта, как того требует Земельный кодекс Российской Федерации, поскольку указанное не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Так согласно письму N 429 от 15.09.2008 (т. 1, л. 46) на имя исполняющего обязанности губернатора Иркутской области обществом к нему было приложено в том числе: Постановление мэра г. Иркутска от 24.11.2006 N 031-06-1652/6 "О предварительном согласовании ОАО "Сибавиастрой" места размещения административного здания по ул. Трилиссера в Октябрьском районе г. Иркутска, схема расположения земельного участка 1:2000; кадастровый план земельного участка N74/07-4-242 от 25.07.2007.
Согласно ч. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (ч.1).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (ч.2).
Суд апелляционной инстанции считает, что представленные обществом документы (т. 1, л. 46) являлись достаточным основанием для принятия Правительством Иркутской области, как уполномоченным органом, решения о предоставлении обществу земельного участка для строительства.
При этом суд апелляционной инстанции считает, что Правительство Иркутской области, ссылаясь на то, что в момент принятия оспариваемого отказа Постановление мэра г. Иркутска от 24.11.2006 N 031-06-1652/6 "О предварительном согласовании ОАО "Сибавиастрой" места размещения административного здания по ул. Трилиссера в Октябрьском районе г. Иркутска" было отменено постановлением Мэра г. Иркутска от 18.01.2011 N 031-06-5/11, злоупотребляет властными полномочиями, игнорируя нормы Конституции Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, указывающие на то, что органы государственной власти в Российской Федерации обязаны соблюдать действующее законодательство, права и законные интересы граждан, и использовать властные полномочия только в той степени, в какой они необходимы для соблюдения публичных и частных интересов.
Как считает, суд апелляционной инстанции Правительство Иркутской области обязано было, получив заявление общества и приложенный к нему пакет документов (т.1, л.46), согласно ч. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) в двухнедельный срок принять решение о предоставлении земельного участка для строительства, т.е. до 31.10.2008. Между тем, не имея каких-либо законных оснований, Правительство Иркутской области только 21.01.2011, рассмотрело заявление общества от 15.09.2008 и приняло по нему оспариваемое решение.
Доказательств иного Правительством Иркутской области в суд не представлено.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ нарушает прав и законных интересов заявителя, и не соответствует нормам действующего законодательства.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
Учитывая, что ч. 1 ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения, суд первой инстанции, правомерно руководствуясь ч. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации, обязал Правительство Иркутской области устранить допущенные нарушения прав заявителя в 15-дневный срок.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "10" октября 2011 года по делу N А19-2602/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Н.М. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции считает, что представленные обществом документы (т. 1, л. 46) являлись достаточным основанием для принятия Правительством Иркутской области, как уполномоченным органом, решения о предоставлении обществу земельного участка для строительства.
При этом суд апелляционной инстанции считает, что Правительство Иркутской области, ссылаясь на то, что в момент принятия оспариваемого отказа Постановление мэра г. Иркутска от 24.11.2006 N 031-06-1652/6 "О предварительном согласовании ОАО "Сибавиастрой" места размещения административного здания по ул. Трилиссера в Октябрьском районе г. Иркутска" было отменено постановлением Мэра г. Иркутска от 18.01.2011 N 031-06-5/11, злоупотребляет властными полномочиями, игнорируя нормы Конституции Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, указывающие на то, что органы государственной власти в Российской Федерации обязаны соблюдать действующее законодательство, права и законные интересы граждан, и использовать властные полномочия только в той степени, в какой они необходимы для соблюдения публичных и частных интересов.
Как считает, суд апелляционной инстанции Правительство Иркутской области обязано было, получив заявление общества и приложенный к нему пакет документов (т.1, л.46), согласно ч. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) в двухнедельный срок принять решение о предоставлении земельного участка для строительства, т.е. до 31.10.2008. Между тем, не имея каких-либо законных оснований, Правительство Иркутской области только 21.01.2011, рассмотрело заявление общества от 15.09.2008 и приняло по нему оспариваемое решение.
...
Учитывая, что ч. 1 ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения, суд первой инстанции, правомерно руководствуясь ч. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации, обязал Правительство Иркутской области устранить допущенные нарушения прав заявителя в 15-дневный срок."
Номер дела в первой инстанции: А19-2602/2011
Истец: ОАО "Сибавиастрой"
Ответчик: Правительство Иркутской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5435/11