г. Ессентуки |
|
23 января 2012 г. |
Дело N А15-1143/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Баканова А.П., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания Кипкеевым Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Кизляр" Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.10.2011 по делу N А15-1143/2011
по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее по тексту - Управление, ИНН 0562044239, ОГРН 1020502629795)
к администрации городского округа "Город Кизляр" Республики Дагестан (далее по тексту - администрация, ИНН 0547003053, ОГРН 1020502308331), Мачаловой В.Л.
о признании недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером 05:43:0000127:35 N 16 от 16.02.2009,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: городского комитета по управлению имуществом г. Кизляра Республики Дагестан (ИНН 0547002805, ОГРН 1020502307540), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (ИНН 0561051226, ОГРН 1040502524391), Межрайонного отдела N 2 по г. Кизляру Управления Роснедвижимости в Республике Дагестан.
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к администрации и Мачаловой Видокии Логвиновне о признании недействительным договора аренды земельного участка N 16 от 16.02.2009 с кадастровым номером 05:43: 0000127:35.
Определениями суда от 10.06.2011 и от 26.08.2011 в качестве третьих лиц привлечены: городской комитет по управлению имуществом г. Кизляра, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан; Межрайонный отдел N 2 по г. Кизляру Управления Роснедвижимости в Республике Дагестан.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.10.2011 заявленные требования Управления удовлетворены в полном объеме. Договор аренды земельного участка N 16 от 16.02.2009 с кадастровым номером 05:43:0000127:35, заключенный между городским комитетом по управлению имуществом г. Кизляра и Мачаловой В.Л. на основании постановлении администрации городского округа "город Кизляр" N 21/1 от 27.02.2007 и N 67/18 от 22.04.2008, признан недействительным.
Администрация не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на жалобу Управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на жалобу, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном Главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.10.2011 по делу N А15-1143/2011 является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что 27.02.2007 администрацией принято постановление N 21/1 "Об окончательном предоставлении земельного участка в долгосрочное арендное пользование под строительство комплекса бытового и торгового обслуживания населения Мачаловой В.Л.". Площадь земельного участка, расположенного по ул. Менделеева, 137 в г. Кизляре Республики Дагестан составляет 100 кв.м.
14.04.2008 Мачалова В.Л. обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении ей земельного участка площадью 400 кв. м. для прикрепления к ранее выделенному земельному участку площадью 100 кв. м., расположенному по адресу: г. Кизляр, ул. Менделеева, 137.
21.04.2008 составлен акт выбора земельного участка для прирезки к существующей территории для строительства здания бытового обслуживания в черте г. Кизляра по ул. Менделеева, 137. При этом, в акте отсутствуют размер и параметры выбранного земельного участка
22.04.2008 администрацией принято постановление N 67/18 "О предоставлении земельного участка пл. 400 кв.м. в арендное пользование для строительства здания бытового обслуживания Мачаловой В.Л.". Одновременно предложено Межрайонному отделу N 2 по г. Кизляру отвести вышеуказанный земельный участок в натуре, проконтролировать выдачу земельного кадастрового плана участка. Городскому комитету по Управлению имуществом оформить договор аренды земельного участка площадью 400 кв.м.
07.09.2009 главным архитектором г. Кизляра в адрес Мачаловой В.Л. выдано разрешение на строительство комплекса бытового и торгового обслуживания площадью 500 кв.м. с кадастровым номером земельного участка 05:43:0000127:35 на основании постановлений администрации городского округа "город "Кизляр" N 21/1 от 27.02.2007 и N 67/18 от 22.04.2008.
16.02.2009 между комитетом по управлению имуществом г. Кизляра (арендодатель) и Мачаловой В.Л. (арендатор) заключен договор аренды N 16, по условиям которого арендатору под строительство здания бытового обслуживания предоставлен в аренду земельный участок площадью 500 кв. м. с кадастровым номером 05:43:0000127:35, расположенный по адресу: г. Кизляр, ул. Менделеева, 137.
Срок договоро установлен до 22.04.2013.
26.08.2009 в установленном законом порядке договор N 16 от 16.02.2009 зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан.
По мнению Управления, при заключении договора аренды N 16 от 16.02.2009 администрацией нарушены требования земельного законодательства и законодательства о конкуренции, в связи с чем, в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 (далее по тексту - Закон N 135-ФЗ) Управление обратилось с иском в арбитражный суд.
В силу подпунктов а, б пункта 6 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, ненормативных актов органов местного самоуправления, а также с исками о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству.
Частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
Механизм предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, регламентирован в статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в спорный период времени, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется следующим образом: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
После определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков в аренду для строительства. При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги.
Данный способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания
интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Кроме того, обязательное публичное информирование населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и возможных претендентов на земельный участок.
Как установлено судом первой инстанцией, 14.04.2008 Мачалова В.Л. обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении ей земельного участка площадью 400 кв. м. для прикрепления к ранее выделенному земельному участку площадью 100 кв. м., расположенному по адресу: г. Кизляр, ул. Менделеева, 137.
При этом, в материалах дела отсутствуют и суду апелляционной инстанции не представлено доказательств соблюдения администрацией требований пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку, в силу статьи 23 Закона N 135-ФЗ Управление вправе обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, следовательно, в совокупности с указанными нарушениями, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что договор аренды земельного участка N 16 от 16.02.2009 заключен без соблюдения требования земельного законодательства, в силу чего нарушает интересы возможных претендентов на право заключения договора и тем самым приводит к ограничению конкуренции или права других лиц на приобретение какого либо вещного права в отношении земельного участка, являющегося предметом спора.
Ссылка администрации о прекращении производства по делу в связи с отсутствием у Мачаловой В.И. статуса индивидуального предпринимателя, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Арбитражным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Пунктом 6 части 1 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена специальная подведомственность арбитражным судам дел, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях предусмотренных федеральным законом.
При этом согласно части 2 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела, подведомственные арбитражному суду в соответствии с частью 1 указанной статьи, рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.
Исходя из положений пункта 6 части 1 и части 2 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные дела независимо от субъектного состава относятся к подведомственности арбитражных судов.
Пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 9 декабря 2002 года N 11" установлено, что частью 2 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядок судопроизводства (в том числе подведомственность споров) в арбитражных судах в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
При этом указано, что при принятии исковых и иных заявлений и рассмотрении дел суд исходит из того, что арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, а также все дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла данных норм, арбитражному суду подведомственны дела с участием граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, в случаях, предусмотренных законом, то есть арбитражному суду необходимо установить природу возникших правоотношений, и если эти правоотношения связаны с предпринимательской деятельностью, то спор подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Оценив оспариваемый договор, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что данный договор заключен сторонами с целью осуществления предпринимательской деятельности, сделка носила экономический характер, т.к. состав приобретенного по договору имущества свидетельствует о намерении стороны использовать его в предпринимательской деятельности, в связи с чем, наличие статуса индивидуального предпринимателя не является определяющим фактором для определения подведомственности по настоящему спору.
В силу положений статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное дело по субъектному составу и по характеру спорных отношений подведомственно арбитражному суду, в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания для прекращения производства по рассматриваемому делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Положениями статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учётом всех установленных обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.10.2011 по делу N А15-1143/2011 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.
В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.10.2011 по делу N А15-1143/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
А.П.Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 9 декабря 2002 года N 11" установлено, что частью 2 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядок судопроизводства (в том числе подведомственность споров) в арбитражных судах в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
...
Исходя из смысла данных норм, арбитражному суду подведомственны дела с участием граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, в случаях, предусмотренных законом, то есть арбитражному суду необходимо установить природу возникших правоотношений, и если эти правоотношения связаны с предпринимательской деятельностью, то спор подлежит рассмотрению арбитражным судом.
...
В силу положений статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное дело по субъектному составу и по характеру спорных отношений подведомственно арбитражному суду, в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания для прекращения производства по рассматриваемому делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Положениями статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Номер дела в первой инстанции: А15-1143/2011
Истец: Управление Федеральной антимонопольной службы по РД, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан
Ответчик: Администрация городского округа "город Кизляр", Администрация МО "г. Кизляр", Мачалова Видоки Логвиновна, Мачалова Видокия Логвиновна
Третье лицо: Городской комитет по управлению имуществом города Кизляра, Комитет по управлению имуществом г. Кизляр, Межрайонный отдел N2 по г. Кизляру Управления Роснедвижимости в РД, Межрайонный отдел N2 по г. Кизляру Управления Роснедвижимости по Республике Дагестан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан