г. Москва |
|
24 января 2012 г. |
Дело N А40-100542/10-47-886 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.01.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катунова В.И.,
судей: Банина И.Н., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никифоровой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации, Департамента финансов Орловской области на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2011 по делу N А40-100542/10-47-886, принятое судьёй Рящиной Е.Н.,
по иску Муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное предприятие г. Орла" (ОГРН 1045752000040, 302005, г. Воронеж, ул. Карачаевская, д. 144) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д.9, стр.1), Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области (302021, г. Орел, пл. Ленина, д.1), третье лицо - Орловская область в лице Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области (302021, г. Орел, пл. Ленина, д. 1), о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: Давыдова Ю.П. по доверенности от 20.05.2011 г., Тяпкин П.Е. по доверенности от 27.06.2011 г.;
от ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации: Малахов А.А. по доверенности N 01-06-08/33 от 25.04.2011 г.., Департамента финансов Орловской области: Гайдуков P.M. по доверенности N 10 от 21.10.2011 г.;
от третьего лица: Гайдуков P.M. по доверенности N 28 от 20.09.2011 г.
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2011 удовлетворен иск Муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное предприятие г. Орла" о взыскании с Публично-правового образования Российская Федерация за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков в размере 11 363 771 руб.76 коп. и с Публично-правового образования Орловской области за счет казны Орловской области в лице Департамента финансовой политики Орловской области убытков в размере 29 444 520 руб. 16 коп.
Не согласившись с принятым решением, ответчики обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить судебное решение, в связи с неправильным применением норм материального права (ст. 270 АПК РФ).
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалоб, просит оставить их без удовлетворения.
Рассмотрев дело в отсутствие третьего лица в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителей сторон, поддержавших свои доводы и требования, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения судебного решения.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как видно из материалов дела, истец, являясь коммерческой организацией, осуществляющей перевозки грузов, пассажиров и багажа на территории города Орла троллейбусным транспортом, в 2009 году при реализации проводимых органами государственной власти Российской Федерации и Орловской области мероприятий по обеспечению федеральным льготникам равной с областными льготниками доступности услуг общественного транспорта предоставлял федеральным льготникам право проезда на своем транспорте в городском пассажирском сообщении на основании единого социального проездного билета.
В связи с чем, понес расходы, связанные с предоставлением в 2009 году льгот по перевозке отдельных категорий граждан общественным транспортом, возникшие в результате недостаточного финансирования со стороны ответчиков.
Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация тем самым в силу пункта 5 ст.790 Гражданского кодекса РФ приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
Постановлением Коллегии Орловской области от 30 марта 2007 года N 65 "О едином социальном проездном билете в Орловской области" предусмотрена организация перевозки по единым социальным проездным билетам (ЕСПБ) отдельных категорий граждан, постоянно проживающих в Орловской области, всеми видами городского пассажирского транспорта, автомобильным транспортом общего пользования пригородных маршрутов. Постановлением утвержден порядок предоставления ЕСПБ, перечень категорий граждан, имеющих право проезда по ЕСПБ в электрифицированном и автомобильном транспорте (право на приобретение ЕСПБ имеют граждане, социальная поддержка которых отнесена как к полномочиям субъекта Российской Федерации - Орловской области, так и к полномочиям Российской Федерации), и стоимость указанных проездных билетов.
23 декабря 2008 года между истцом и Департаментом строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области был заключен договор на оказание услуг по перевозке пассажиров по ЕСПБ льготных категорий граждан.
Во исполнение заключенного договора в 2009 году истец осуществлял перевозки отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и ведению субъекта Российской Федерации - Орловской области.
Судом установлено, что истец, осуществляя перевозку граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте на основании ЕСПБ, в 2009 году понес расходы в размере 101 588 214 руб. 70 коп., из которых: на долю льготных категорий пассажиров, меры социальной поддержки которых отнесены к ведению Российской Федерации, приходится 33 911 900 руб. 16 коп.; на долю льготных категорий пассажиров, меры социальной поддержки которых отнесены к ведению Орловской области, приходится 67 676 314 руб. 56 коп.
Разница между фактическими затратами истца на перевозку некоторых категорий пассажиров, меры по социальной поддержке которых относятся к ведению Российской Федерации, и полученными денежными средствами составляет 11 363 771 руб. 76 коп.
Разница между фактическими затратами истца на перевозку некоторых категорий пассажиров, меры по социальной поддержке которых относятся к ведению субъекта Российской Федерации - Орловской области, и полученными денежными средствами составляет 29 444 520 руб. 16 коп.
В обоснование своей позиции ответчик - Министерство финансов РФ, приводит доводы о том, что истец неправильно указал долю транспортной работы, объем транспортных услуг, оказываемых истцом, должен был быть зафиксирован следующим образом: январь - апрель - 79,2 %; май - октябрь - 67,2%, ноябрь - декабрь - 79,2 %. Вместе с тем, в расчете истца доля транспортной работы указана за период январь-июль и ноябрь-декабрь 79,2 %, а за период август-октябрь 77 %, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Также в решении суда Арбитражного суда г. Москвы не отражен факт, что в 2009 году у истца были простои по трамваю - 4 616 часов, а по троллейбусу -17 089 часов.
Ответчики ссылаются на то, что в расчете истца необоснованно использовано 60 поездок для определения количества поездок для каждого пассажира, пользующегося ЕСПБ, при определении его размера убытков.
Истец осуществлял перевозку пассажиров только двумя видами транспорта (кроме автобуса). Поэтому в случае отсутствия натурных обследований необходимо учитывать 40 поездок, а не 60, как указал истец.
При этом своего расчета Министерство финансов РФ не представило.
Департамент финансов Орловской области указывает, что при таком расчете количество поездок, совершенных пассажирами, пользовавшимися ЕСПБ (региональный регистр) в течение 2009 года, составляет 5639692,88 поездок, расходы, на перевозку 45 117 543, 04 руб., задолженность регионального бюджета составляет 6 885 748,64 руб. Департамент финансов Орловской области также указал, что при расчете убытков необходимо применять показатели количества поездок в месяц, установленных Минтрансом в письмах от 3 мая 2006 года N 02-1/5-597ис и от 28 апреля 2010 года N С А-15 -4402, учитывающие численность населения города Орла и предполагающие 27 поездок в месяц на всех видах транспорта для одного ЕСПБ.
Какого-либо расчета, соответствующего вышеуказанной позиции, Департамент финансов Орловской области не приводит.
По мнению Министерства финансов РФ, истцом необоснованно в своем расчете занижены суммы денежных средств, полученных в связи с перевозкой отдельных категорий граждан на льготных условиях (18 451 500 руб., в том числе 8 418 170 руб. за федеральных льготников и 10 033 330 руб. за региональных льготников).
Ответчик считает, что сумма денежных средств, полученных истцом с целью возмещения затрат транспортных предприятий, связанных с льготным проездом граждан в 2009 году составила 51 334 500 руб., из которых 32 883 000 руб. поступили из федерального бюджета, а 18 451 500 руб. поступили из областного бюджета.
Между тем, ссылаясь на то, что расчет истца, принятый судом, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, ответчики не приводят каких-либо доказательств, подтверждающих свою позицию.
При этом установлено, что при расчете суммы иска истец основывался на следующих показателях.
На территории города Орла в 2009 году организацией, уполномоченной реализовать ЕСПБ, являлась УФПС Орловской области - филиал ФГУП "Почта России".
С УФПС Орловской области - филиалом ФГУП "Почта России" 11 декабря 2008 года Департаментом строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области, Департаментом социальной политики Орловской области был заключен договор на оказание услуг по продаже ЕСПБ льготным категориям граждан, действовавший с 22 декабря 2008 г. по 22 января 2010 г.
За указанный период ФГУП "Почта России" было реализовано 281 053 ЕСПБ по цене 200 рублей за билет (Постановление Коллегии Орловской области от 09 июня 2008 г. N 184 "О внесении изменения в Постановление коллегии Орловской области от 30 марта 2007 года N 65 "О едином социальном проездном билете в Орловской области").
Общая стоимость реализованных УФПС Орловской области ЕСПБ составила 56 210 600 руб.
За период с января по апрель 2009 г., а также за ноябрь и декабрь 2009 г., в адрес истца подлежали перечислению 79,2% выручки от продажи ЕСПБ, за период с мая по июль 2009 года включительно подлежали перечислению 67,2 % выручки, а за август, сентябрь и октябрь 2009 г. подлежали перечислению 77% выручки.
Таким образом, расчет суммы иска, основан именно на тех показателях, на которые ссылается Министерство финансов в своей апелляционной жалобе.
Доход истца от реализации УФПС Орловской области ЕСПБ в 2009 году составил 42 328 422,80 руб., из которых: на долю льготников, меры социальной поддержки которых отнесены к ведению Российской Федерации, приходится 14 129 958,4 руб., на долю льготников, меры социальной поддержки которых отнесены к ведению Орловской области, приходится 28 198 464,4 руб.
В течение 2009 года истцу Департаментом строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области была перечислена субсидия на возмещение расходов по перевозке льготных категорий граждан в размере 18 451 500 руб., выделенных на указанные нужды бюджетных ассигнований, а именно: в адрес истца были перечислены федеральные денежные средства на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан в размере 8 418 170 руб.; в адрес истца были перечислены денежные средства субъекта Российской Федерации - Орловской области на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан в размере 10 033 330 руб.
Копии платежных поручений, подтверждающих перечисление вышеуказанных денежных средств именно в указанном размере, находятся в материалах дела.
Департамент финансов Орловской области и Департамент строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области не опровергли данные истца о размере полученной субсидии.
Денежные средства, полученные истцом, не возместили в полном объеме его расходы.
Из представленных доказательств следует, что истец, осуществляя перевозку граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте на основании ЕСПБ, в 2009 году понес расходы в размере 101 588 214,7 руб., из которых: на долю льготных категорий пассажиров, меры социальной поддержки которых отнесены к ведению Российской Федерации, приходится 33 911 900,16, на долю льготных категорий пассажиров, меры социальной поддержки которых отнесены к ведению Орловской области, приходится 67 676 314,56 руб.
Ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества, истец при расчете суммы иска руководствовался правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 23.06.2009 N 2992/09) о возможности использования расчетного метода при определении расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льгот отдельной категории потребителей, при этом расходы истца определяются исходя из числа выданных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок по таким билетам. Сведения федерального и регионального регистра льготников учитываются при определении публично-правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
Содержащееся в указанном постановлении Президиума ВАС РФ толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению арбитражными судами при рассмотрении аналогичных дел).
Сумма расходов определена в соответствии с Постановлением Главы муниципального образования "Город Орел" - Мэра Города Орла от 14 мая 2008 г. N 1431 "Об установлении тарифов на проезд в общественном транспорте для муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное предприятие" г. Орла и муниципального пассажирского автотранспортного предприятия N 1 г. Орла", которым определен тариф в 8 (восемь) рублей на разовую поездку одного пассажира в городском пассажирском транспорте для истца и МУ ПАТП-1 на период с 01 июня 2008 г.; Постановлением Коллегии Орловской области от 30 марта 2007 г. N 65 "О едином социальном проездном билете в Орловской области" (в редакции Постановлении Коллегии Орловской области от 18.04.2007 N 83 (ред. от 25.10.2007 г.), от 05.07.2007 г. N 158, от 14.01.2008 г. N 8, от 09.06.2008 г. N 184), которым установлена доля Истца в перевозках пассажиров в городе Орле; Ежемесячной информацией Управления социальной защиты населения Департамента социальной политики Орловской области о количестве реализованных на территории города Орла ЕСПБ; Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 09 января 2007 г. N2 "Об утверждении порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта", которым установлен порядок определения количества пассажиров с платным проездом.
В число пассажиров с платным проездом включаются пассажиры, имеющие право на меры социальной поддержки, купившие проездные билеты за наличные средства (социальные проездные билеты), независимо от уплаченной за них суммы.
Количество пассажиров с платным проездом определяется следующим образом: при продаже отдельным гражданам и организациям по установленному тарифу проездных билетов долговременного пользования, в том числе социальных проездных билетов, количество перевезенных пассажиров за месяц определяется умножением количества проданных билетов на количество поездок в месяц, которое устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований пассажиропотоков, согласованных с органами государственной статистики, или на определенное экспертно количество поездок Пунктом 30 Порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта, установлено, что если в городе имеется несколько организаций, осуществляющих перевозки пассажиров трамваями, троллейбусами (а также автобусами), то при действии единого тарифа единых проездных билетов долговременного пользования (в том числе социальных проездных билетов), количество перевезенных пассажиров распределяется территориальным органом исполнительной власти (или уполномоченным на это лицом), между отдельными пассажирскими предприятиями (трамвайными, троллейбусными и автобусными) пропорционально выполненной работе на линии.
Поскольку в городе Орле имеются две организации, осуществляющие перевозку пассажиров тремя видами транспорта, общее количество перевезенных тремя видами транспорта пассажиров распределено между транспортными организациями пропорционально выполненной работе на линии, то есть 60 поездок (20 поездок, умноженные на три вида транспорта), распределяются между Истцом и МУПАТП-1, в пропорции, установленной органами исполнительной власти (доля Истца составляет за период с января по апрель 2009 г., а также за ноябрь и декабрь 2009 г. - 79,2%, за период с мая по июль 2009 года включительно - 67,2 %, а за август, сентябрь и октябрь 2009 г. 77%).
По расчету Департамента финансов Орловской области, приведенного в апелляционной жалобе, то количество поездок в месяц, совершенных пассажиром, пользовавшимся ЕСПБ, составит 32 поездки на трех видах транспорта, а не 60, как установлено Инструкцией Росстата.
40 поездок на два вида транспортам,6905 (понижающий коэффициент ((0,792*5)+(0,672*3)+(0,77*3))/12=0,6905)=27,62 поездки на троллейбусе и трамвае
20 поездок на одном виде транспорта*0,226 (понижающий коэффициент (0,208*5)+(0,328*3)+(0,23*3))/12=0,226)=4,52
Общее количество поездок по ЕСПБ 27,62+4,52=32,14.
Относительно использования в расчете понесенных истцом расходов показателя, 27 поездок на всех видах транспорта в месяц, совершенных пассажиром, пользовавшимся ЕСПБ, как это указано Минтрансом в письмах от 3 мая 2006 года N 02-1/5-597ис и от 28 апреля 2010 года NСА-15-4402, необходимо отметить, что письмо, изданное любым органом исполнительной власти, не может быть принято в качестве нормативного акта, устанавливающего правила, обязательные к применению неопределенным кругом лиц.
Министерство финансов РФ приводит доводы о том, что в материалах дела представлены сведения истца по форме 65-автотранс, в которых отражено количество перевезенных истцом пассажиров, в том числе на основании ЕСПБ - 7 026 100 человек на трамвае и 7 026 300 пассажиров по ЕСПБ - на троллейбусе. Указанные цифры соответствуют расчету по показателям Росстата, установленных в постановлении Росстата от 09.01.2007 N 2 - по 20 поездок на каждом виде транспорта. Указанное количество перевезенных пассажиров отражено уже с использованием количества поездок по инструкции, утвержденной постановлением Росстата от 09.01.2007 N 2.
Таким образом, по мнению ответчика, истец в расчете своих расходов завышает количество поездок даже по инструкции Росстата. Поэтому при расчете истца с использованием показателей по постановлению Росстата от 09.01.2007 N 2 (среднестатистических показателей по России, которые не могут быть использованы в финансовых расчетах) убытки истца составят всего не более 37 200 086 руб. по всем категориям льготников.
(7 026 300 + 7 026 300)* 8 рублей - денежные средства, полученные от реализации ЕСПБ (18 052 883 + 35 818 731) и денежные средства, полученные истцом из бюджета (8 418 200 + 10 033 300) = 37 200 086 рублей.
Исходя из этого, ответчик указывает, что расчет истца не отражает реального ущерба, полученного истцом от перевозки отдельных категорий граждан на основании ЕСПБ и подлежащего возмещению в соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ.
Между тем, в материалы дела представлены сведения на различные виды транспорта - трамвайный и троллейбусный т.1, л.д. 78, 79).
При таких обстоятельствах, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции, а доводы апелляционных жалоб не могут быть признаны обоснованными.
На основании изложенного и ст. ст. 15, 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2011 по делу N А40-100542/10-47-886 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Департамента финансов Орловской области - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
В.И. Катунов |
Судьи |
И.Н. Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сумма расходов определена в соответствии с Постановлением Главы муниципального образования "Город Орел" - Мэра Города Орла от 14 мая 2008 г. N 1431 "Об установлении тарифов на проезд в общественном транспорте для муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное предприятие" г. Орла и муниципального пассажирского автотранспортного предприятия N 1 г. Орла", которым определен тариф в 8 (восемь) рублей на разовую поездку одного пассажира в городском пассажирском транспорте для истца и МУ ПАТП-1 на период с 01 июня 2008 г.; Постановлением Коллегии Орловской области от 30 марта 2007 г. N 65 "О едином социальном проездном билете в Орловской области" (в редакции Постановлении Коллегии Орловской области от 18.04.2007 N 83 (ред. от 25.10.2007 г.), от 05.07.2007 г. N 158, от 14.01.2008 г. N 8, от 09.06.2008 г. N 184), которым установлена доля Истца в перевозках пассажиров в городе Орле; Ежемесячной информацией Управления социальной защиты населения Департамента социальной политики Орловской области о количестве реализованных на территории города Орла ЕСПБ; Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 09 января 2007 г. N2 "Об утверждении порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта", которым установлен порядок определения количества пассажиров с платным проездом.
...
(7 026 300 + 7 026 300)* 8 рублей - денежные средства, полученные от реализации ЕСПБ (18 052 883 + 35 818 731) и денежные средства, полученные истцом из бюджета (8 418 200 + 10 033 300) = 37 200 086 рублей.
Исходя из этого, ответчик указывает, что расчет истца не отражает реального ущерба, полученного истцом от перевозки отдельных категорий граждан на основании ЕСПБ и подлежащего возмещению в соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ."
Номер дела в первой инстанции: А40-100542/2010
Истец: МУП "Трамвайно-троллейбусное предприятие г. Орла"
Ответчик: Публично-правовое образование Российская Федерация в лице Департамента финансов Орловской области, Публично-правовое образование Российская Федерация в лице МИнистерства финансов РФ
Третье лицо: МУП "Трамвайно-троллейбусное предприятие г. Орла", Орловская область в лице Департамента строительства,транспорта и ЖКХ Орловской области