г. Вологда |
|
18 января 2012 г. |
Дело N А05-10568/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 ноября 2011 года по делу N А05-10568/2011 (судья Бекарова Е.И.),
установил
открытое акционерное общество "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" (ОГРН 1022901003070; далее - Общество, ОАО "Архангельский ЦБК") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (ОГРН 1092901006725; далее - Территориальное управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срок решения о предоставлении в собственность Обществу за плату земельного участка, расположенного в границах участка, ориентир здание, почтовый адрес ориентира: Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Фронтовых бригад, д. 25, кадастровый номер 29:26:010204:59, площадью 7120_30 кв. м, относящегося к категории земель населённых пунктов и о возложении обязанности на ответчика принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, подготовить проект договора купли-продажи и направить его в адрес ОАО "Архангельский ЦБК".
Решением суда от 11 ноября 2011 года требования удовлетворены.
Территориальное управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований. В обоснование своей позиции ссылается на то, что у ответчика отсутствуют полномочия по продаже федеральных земельных участков без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, ФАУГИ).
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: - цех КиП и А, назначение: нежилое здание, 2-х этажное, общей площадью 892,6 кв.м, инвентарный N 06010636, расположенное по адресу: Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Фронтовых бригад, д.25, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.10.2008 серии 29-АК N 294624.
Названный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 7120_30 кв. м с кадастровым номером 29:26:010204:59, который относится к землям населённых пунктов и находится в собственности Российской Федерации. Местоположение участка установлено относительно ориентира - здание. Почтовый адрес ориентира: Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Фронтовых бригад, д. 25.
Согласно постановлениям мэра г. Новодвинска от 15.09.1999 N 343, главы администрации муниципального образования "Город Новодвинск" от 23.01.2003 N 42 данный земельный участок предоставлен Обществу на праве постоянного бессрочного пользования согласно.
ОАО "Архангельский ЦБК" 18.08.2009 обратилось в Территориальное управление с заявкой о приватизации указанного земельного участка по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, приложив необходимый пакет документов.
В письме от 28.12.2009 N 4411 Территориальное управление сообщило заявителю о направлении в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом его документов и возврате их Росимуществом на доработку, а также о том, что ответчик повторно направит документы ФАУГИ после устранения замечаний.
Общество 27.01.2010 письмом направило в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области пакет документов с корректировками и дополнениями, внесенными с учетом письма Росимущества от 18.12.2009 N 10/1618.
Письмом от 01.06.2010 N 4933 ответчик новь уведомил заявителя о возвращении документов Росимуществом (копия письма от 20.05.2010 N ПП-10/13185) в целях доработки, о направлении документов ФАУГИ после устранения замечаний.
ОАО "Архангельский ЦБК" 01.07.2010 представило ответчику дополнения к заявке о выкупе земельного участка, в которых содержится обоснование необходимой для эксплуатации недвижимости площади земельного участка.
Письмом от 29.09.2010 N 8457 Территориальное управление сообщило ОАО "Архангельский ЦБК" о возвращении документов Росимуществом в целях доработки, а также о том, что ответчик повторно направит документы ФАУГИ после устранения замечаний. Каких-либо требований к Обществу об устранении замечаний, представлении дополнительных документов или сведений Территориальным управление в данном письме не предъявило. К письму приложена копия письма Росимущества от 21.09.2010 N ПП-10/27602.
Поскольку до настоящего времени решение по результатам рассмотрения обращения Общества с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность не принято, заявитель обжаловал в арбитражном суде бездействие Территориального управления по принятию в установленный срок решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Таким образом, юридические лица, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, имеют исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в границах фактически используемой площади участка.
На основании пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных данным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
В случае необходимости получения дополнительной информации исполнительные органы вправе самостоятельно запросить ее.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
По настоящему делу ОАО "Архангельский ЦБК" как собственник объекта недвижимости, имеющее право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в Территориальное управление пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, в нарушение требований пункта 6 статьи 36 названного Кодекса в установленный данной нормой срок Территориальным управлением решение относительно поступившего заявления и документов не принято.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ответчик нарушил требования пункта 6 статьи 36 ЗК РФ, поскольку в установленный данной нормой срок не принял решение, предусмотренное названной нормой.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества отклоняется апелляционной коллегией.
В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАУГИ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом ФАУГИ от 27.02.2009 N 49, территориальное управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В свою очередь в силу пункта 4.8 названного Положения территориальное управление осуществляет продажу земельных участков по поручению ФАУГИ.
Вместе с тем внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не являются законным основанием лишения ОАО "Архангельский ЦБК" прав, предоставленных статьей 36 ЗК РФ.
Таким образом, бездействие ответчика в рассматриваемом случае является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 ноября 2011 года по делу N А05-10568/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По настоящему делу ОАО "Архангельский ЦБК" как собственник объекта недвижимости, имеющее право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в Территориальное управление пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, в нарушение требований пункта 6 статьи 36 названного Кодекса в установленный данной нормой срок Территориальным управлением решение относительно поступившего заявления и документов не принято.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ответчик нарушил требования пункта 6 статьи 36 ЗК РФ, поскольку в установленный данной нормой срок не принял решение, предусмотренное названной нормой.
...
В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАУГИ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
...
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом ФАУГИ от 27.02.2009 N 49, территориальное управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В свою очередь в силу пункта 4.8 названного Положения территориальное управление осуществляет продажу земельных участков по поручению ФАУГИ.
Вместе с тем внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не являются законным основанием лишения ОАО "Архангельский ЦБК" прав, предоставленных статьей 36 ЗК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А05-10568/2011
Истец: ОАО "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат"
Ответчик: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области