город Ростов-на-Дону |
|
23 января 2012 г. |
дело N А53-10401/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.,
при участии:
от заявителя - Рохмина В.В. по доверенности от 21.11.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу казачьего общества "Вольница"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2011 по делу N А53-10401/2011,
принятое в составе судьи Грязевой В.В.,
по заявлению Казачьего общества "Вольница" (ОГРН 1026100666877, ИНН 6102001798)
к Комитету по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района Ростовской области
при участии третьего лица Администрации Ольгинского сельского поселения
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка фонда перераспределения,
УСТАНОВИЛ:
Казачье общество "Вольница" (далее КО "Вольница", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Комитету по имущественным и земельным отношения Администрации Аксайского района Ростовской области (далее КИЗО Аксайского района, комитет) о признании недействительным отказа в предоставлении в собственность земельного участка площадью 25 га, расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, из фонда перераспределения Ольгинского сельского совета, кадастровый номер 61:02:0600015:2559, выраженного в письме N 2597 от 09.03.2011; обязании комитета предоставить вышеуказанный земельный участок в собственность КО "Вольница".
Заявленные требования мотивированы тем, что спорный земельный участок был предоставлен на праве бессрочного (постоянного) пользования казачьему станичному обществу (общине) п. Реконструктор постановлением главы администрации Аксайского района N 198 от 26.03.1993. Казачье станичное общество (община) "Вольница" и казачье станичное общество (община) х. Реконструктор является одним и тем же юридическим лицом, что следует из устава заявителя. Истребуемый земельный участок вошел в границы Ольгинского сельского поселения, в связи с чем, относится к категории земель населенных пунктов. Положения пунктов 3, 4 статьи 16 Областного закона Ростовской области "О регулировании земельных отношений в Ростовской области", содержащие ограничения в предоставлении в собственность земельных участков войскового казачьего земельного фонда, формируемого из земель сельскохозяйственного назначения, к спорному участку не применимы. Правовые основания для отказа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования заявителя в порядке статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" у комитета отсутствовали.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Ольгинского сельского поселения.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции на основании представленных в материалы дела документов установил, что казачье станичное общество (община) х.Реконструктор и казачье станичное общество (община) "Вольница" фактически являются одним и тем же лицом. Иных казачьих обществ (общин) с 1993 года на территории п.Реконструктор не создавалось. Истребуемый заявителем земельный участок с кадастровым номером 61:02:0600015:2559 площадью 25 га был образован в результате раздела земельного участка площадью 75 га и относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. В силу статей 34, 82 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьи 16 Областного закона Ростовской области "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" спорный земельный участок был ограничен в обороте и мог быть предоставлен казачьему обществу только в аренду. На момент рассмотрения заявления КО "Вольница" отказ комитета в предоставлении земельного участка в собственность соответствовал вышеизложенным законодательным требованиям. Доводы заявителя об отнесении спорного земельного участка к категории земель населенных пунктов отклонены судом первой инстанции, поскольку в деле отсутствуют доказательства соблюдения порядка перевода земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов (статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Казачье общество "Вольница" в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2011, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Заявитель жалобы указал, что КО "Вольница" имеет право на приобретение земельного участка в собственность на основании статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов вследствие включения данного участка в границы Ольгинского сельского поселения решением Собрания депутатов Ольгинского сельского поселения Аксайского района N 23 от 30.04.2009 об утверждении генплана Ольгинского сельского поселения. Установленные статьей 16 Областного закона Ростовской области "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" ограничения предоставления земель сельскохозяйственного назначения из войскового казачьего земельного фонда не распространяются на спорный земельный участок. Выводы суда о нарушении порядка перевода земель из одной категорию в другую являются необоснованными. Перевод спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов был осуществлен посредством изменения границ населенного пункта, что соответствует статьям 8, 84 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 8 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статье 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил решение Арбитражного суда Ростовской области отменить, заявленные требования удовлетворить. Указал, что с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком был предоставлен устав, в пункте 3.3 которого указано, что спорный земельный участок выделен казачьему обществу "Вольница" постановлением от 26.03.1993 N 198. Правопреемство казачьего станичного общества (общины) п.Реконструктор и КО "Вольница" возможно было установить на основании указанного устава. Дополнительно пояснил, что у КО "Вольница" отсутствуют сведения о согласовании генплана Ольгтнского сельского поселения с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке статей 156, 266 АПК РФ в порядке апелляционного производства в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Аксайского района Ростовской области N 198 от 26.03.1993 (т.1 л.д.11) казачьей общине х. Реконструктор в постоянное бессрочное пользование был предоставлен земельный участок сельхозугодий общей площадью 75 га из фонда перераспределения на территории Верхнеподпольненского сельского Совета (50 га пашни) и Ольгинского сельского Совета (25 га пастбища).
На основании указанного постановления казачьей общине х.Реконструктор был выдан государственный акт N РО-02-02-002049 на право бессрочного (постоянного) пользования 75 га земель (т.1 л.д.13-18).
На основании заявления КО "Вольница" от 16.03.2010 ООО "Апис" был подготовлен межевой план АК-50-2010 от 26.03.2010, в котором отражен результат выполнения кадастровых работ по разделу единого землепользования с кадастровым номером 61:02:0000000:251 из земель сельскохозяйственного назначения на два самостоятельных земельных участка. Данный межевой план был зарегистрирован специалистом органа кадастрового учета 05.04.2010 за регистрационным номером N 6102/101/10-2984 (т.1 л.д.62, 71-92).
Земельный участок площадью 25 га с кадастровым номером 61:02:0600015:2559, расположенный по адресу: Ростовская область, Аксайский район, из фонда перераспределения на территории Ольгинского сельского поселения, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, был поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом от 16.04.2011 N 61/001/10-174456 (т.1 л.д.19-20).
КО "Вольница" обратилось в комитет с заявлением от 08.02.2011 о приобретении в собственность земельного участка площадью 25 га с кадастровым номером 61:02:0600015:2559, расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, из фонда перераспределения на территории Ольгинского сельского поселения, в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования. В заявлении указано, что спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов (т.1 л.д.41).
В письме от 09.03.2011 N 2597 Комитет по имущественным и земельным отношениям Администрация Аксайского района Ростовской области известил КО "Вольница" об отказе в предоставлении земельного участка в собственность. Комитет указал, что заявитель не представил документы, подтверждающие правопреемство КО "Вольница", созданного 23.12.1993 и казачьей общины х. Реконструктор, которой ранее был предоставлен спорный земельный участок в соответствии с государственным актом N РО-02-02-002049. Кроме того, в силу статьи 16 Областного закона Ростовской области "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" спорный земельный участок относится к войсковому казачьему земельному фонду, из которого может быть передан казачьим общинам только в аренду для использования ими исключительно в целях сельскохозяйственного производства (т.1 л.д.21).
Полагая, что отказ комитета в предоставлении земельного участка в собственность является незаконным и нарушает его права, казачье общество "Вольница" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент обращения общества в комитет) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ, действующей на момент обращения общества с заявлением).
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.2005 рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность является для органов местного самоуправления обязательным.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Отказывая в удовлетворении заявления КО "Вольница" о предоставлении земельного участка в собственность комитет указал, что обществом не представлены доказательства правопреемства заявителя и правообладателя земельного участка согласно государственному акту N РО-02-02-002049.
В абзаце 2 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) было указано, что перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем
На момент обращения КО "Вольница" в комитет с заявлением от 08.02.2011 о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования действовал Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденный Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, зарегистрированным в Минюсте России 28.11.2007 N 10555.
Согласно названному Перечню, к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя юридического лица; выписка из ЕГРП о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение; выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок.
Согласно заявлению от 08.02.2011 КО "Вольница" представило в комитет: кадастровый паспорт, справку об отсутствии задолженности по налоговым платежам, справку об ограничениях и сервитутах, государственный акт N РО-02-02-002049, устав, выписку из ЕГРЮЛ, протоколы казачьего станичного общества (общины) "Вольница" от 03.12.2009 и 28.11.2010, межевой план, налоговую декларацию, коды статистики, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, копию паспорта Маркова С.И. (т.1 л.д. 41-42).
В качестве документа, удостоверяющего права на приобретаемый земельный участок, КО "Вольница" представило государственный акт N РО-02-02-002049 на право бессрочного (постоянного) пользования 75 га земли, выданный казачьей общине х. Реконструктор на основании постановления администрации Аксайского района N198 от 26.03.1993 (т.1 л.д.13).
При этом, в сведениях ЕГРЮЛ, представленных в комитет, содержалась информация о том, что заявитель - казачье общество "Вольница" было зарегистрировано 23.12.1993, то есть после предоставления казачьей общине х.Реконструктор спорного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование на основании государственного акта N РО-02-02-002049. Доказательства правопреемства казачьей общины х.Реконструктор и казачьего общества "Вольница" не были представлены в комитет заявителем.
При рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции КО "Вольница" представило копию постановления главы администрации Аксайского района Ростовской области от 23.12.1993 N 1123, согласно которому казачье станичное общество (община) "Вольница" было перерегистрировано в связи с незаконной регистрацией, произведенной на основании решения Малого Совета Аксайского районного совета народных депутатов Ростовской области от 01.03.1993 N 87, которым было зарегистрировано казачье станичное общество (община) пос. Реконструктор (т.1 л.д.10, 12). На основании заявления атамана п. Реконструктор от 24.11.1993 постановлением главы Администрации Аксайского района N 1123 от 23.12.1993 был также зарегистрирован устав казачьего станичного общества (общины) "Вольница", пос. Реконструктор Аксайского района Ростовской области (т.1 л.д. 139-147).
Кроме того, в материалы дела было представлено письмо Аксайского юрта казачьего этнического общества Черкасского округа Всевеликого войска Донского от 10.08.2011 (из государственного реестра казачьих обществ Российской Федерации), из которого следует, что на территории поселка Реконструктор Аксайского района Ростовской области с 1993 года существует лишь одна казачья община - казачье станичное общество (община) "Вольница", созданное 01.03.1993. Иные казачьи общества на территории указанного поселка не создавались.
С учетом представленных в дело доказательств суд первой инстанции установил, что казачье станичное общество (община) пос. Реконструктор и казачье общество "Вольница" являются одним и тем же юридическим лицом.
Между тем, вышеперечисленные документы не были представлены заявителем в комитет вместе с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. У заинтересованного лица отсутствовала возможность установить наличие у КО "Вольница" подлежащего переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования только на основании государственного акта N РО-02-02-002049 выданного казачьей общине х. Реконструктор ранее регистрации КО "Вольница" в качестве юридического лица.
При таких обстоятельствах, непредставление в комитет доказательств правопреемства КО "Вольница" и казачьей общины х.Реконструктора, правомерно оценено комитетом в качестве отсутствия всех необходимых документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, в частности документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок.
Доводы заявителя о том, что доказательством правопреемства является устав КО "Вольница" отклоняются судом апелляционной инстанции.
В уставе КО "Вольница", зарегистрированном 23.12.1993, отсутствует указание на то, что казачье общество "Вольница" создано в порядке реорганизации казачьей общины х. Реконструктор. Сведений о правопреемстве КО "Вольница" и казачьей общины х. Реконструктор по иным основанием в уставе также не имеется (т.1 л.д.140).
Включение в п.3.3 устава КО "Вольница" положение о предоставлении обществу земли на основании постановления главы администрации Аксайского района N 198 от 26.03.1993 носит информационный характер, поскольку устав юридического лица не является правоустанавливающим документом, являющимся основанием возникновения прав на землю.
Кроме того, в качестве основания для отказа в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка в собственность комитет указал на установленные статьей 16 Областного закона "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" ограничения в отношении земельных участков войскового казачьего земельного фонда.
Согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Пунктом 6 указанной статьи установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется специальным законом - Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии со статьей 82 Земельного кодекса Российской Федерации условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 5 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться казачьим обществам в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом приобретение земельного участка в собственность не допускается.
Согласно пункту 3 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.
На момент обращения КО "Вольница" с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка от 08.02.2011 действовала статья 16 Областного закона N 19-ЗС от 22.07.2003 "О регулировании земельных отношений в Ростовской области". В силу пункта 1 указанной статьи в составе фонда перераспределения земель Ростовской области образуется войсковой казачий земельный фонд для предоставления земельных участков казачьим обществам, зарегистрированным в установленном законом порядке или включенным в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Земельные участки, предоставленные ранее казачьим обществам на праве постоянного (бессрочного) пользования из целевого земельного фонда, входят в состав войскового казачьего земельного фонда. Право постоянного (бессрочного) пользования указанными земельными участками подлежит переоформлению казачьими обществами на условиях, в порядке и сроки, установленные Земельным кодексом Российской Федерации (п.3 ст.16 Областного закона).
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Областного закона N 19-ЗС от 22.07.2003 "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" из войскового казачьего земельного фонда земельные участки предоставляются казачьим обществам в аренду и используются ими исключительно в целях сельскохозяйственного производства.
На основании представленного в дело межевого плана и кадастровых паспортов судом установлено, что испрашиваемый КО "Вольница" земельный участок площадью 25 га с кадастровым номером 61:02:0600015:2559, расположенный по адресу: Ростовская область, Аксайский район, из фонда перераспределения Ольгинского сельского совета, был образован посредством раздела единого землепользования с кадастровым номером 61:02:0000000:251. При этом, и спорный земельный участок с кадастровым номером 61:02:0600015:2559 и единое землепользование 61:02:0000000:251 отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения.
С учетом положений статьи 16 Областного закона N 19-ЗС от 22.07.2003 "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" спорный земельный участок, предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование казачьему обществу и учтенный в государственном кадастре недвижимости как земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, входил в состав войскового казачьего земельного фонда, в связи с чем, мог быть предоставлен заявителю только в аренду.
В связи с этим, отказ комитета в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности является правомерным.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы КО "Вольница" о недопустимости применения положений статьи 16 Областного закона N 19-ЗС от 22.07.2003 "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" в отношении спорного земельного участка, отнесенного к категории земель населенных пунктов.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Деление земель по целевому назначению на категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов предусмотрено п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 ЗК РФ).
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (ст. 83 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1, статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке подтверждают факт его существования с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке входит категория земель, к которой отнесен земельный участок.
Из представленного в дело кадастрового паспорта от 16.04.2010 N 61/001/10-174456 следует, что земельный участок с кадастровым номером 61:02:0600015:2559 был поставлен на кадастровый учет 16.04.2010, категория земель - "земли населенных пунктов" (т.1 л.д.19).
В заключении главного архитектора Аксайского района Долиненко Л.А. от 08.12.2010 N 427 указано, что в соответствии с генеральным планом Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области, утвержденным Решением Собрания депутатов Ольгинского сельского поселения от 30.04.2009 N 23, земельный участок с кадастровым номером 61:02:0600015:2559 вошел в черту населенного пункта ст. Ольгинская. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области, утвержденными решением Собрания депутатов Ольгинского сельского поселения от 15.12.2009 N 45, участок находится в зоне Р-3 (зона отдыха, спорта и развлечений).
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (абзац 4 подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации под установлением или изменением границ населенных пунктов понимается утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, утверждение решением Собрания депутатов Ольгинского сельского поселения от 30.04.2009 N 23 генерального плана Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области является установлением (изменением) границ населенных пунктов поселения, в результате которого может быть произведен перевод земель сельскохозяйственного назначения, включенных в населенный пункт, в земли населенных пунктов.
Между тем, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об отнесении земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600015:2559 к землям населенных пунктов, несмотря на то, что сведения о данном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости 16.04.2010, то есть после утверждения генерального плана Ольгинского сельского поселения.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подп. 3 п. 1 ст. 8 ЗК РФ).
В случаях с переводом земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов в результате установления границ населенного пункта данное правило реализовано в пункте 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно указанной норме проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Доказательства того, что включение спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения в состав населенного пункта было предусмотрено проектом Ольгинского сельского поселения Аксайского района и согласовано с высшим исполнительным органом государственной власти Ростовской области, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного Земельным Кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
На основании изложенного, выводы суда первой инстанции о недоказанности факта перевода спорного земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600015:2559 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов.
При таких обстоятельствах, основания отказа КО "Вольница" в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования, изложенные в письме комитета N 2597 от 09.03.2011, с учетом объема представленных заявителем документов, являются обоснованными и соответствуют требованиям земельного законодательства, действовавшего на момент рассмотрения заявления.
Учитывая, что судом установлен факт правопреемства КО "Вольница" и казачьей общины х. Реконструктор, на момент рассмотрения спора положения статьи 16 Областного закона N 19-ЗС от 22.07.2003 "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" признаны утратившими силу (Областной закон Ростовской области от 27.06.2011 N 618-ЗС), а период переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок продлен до 01.07.2012 (Федеральный закон от 12.12.2011 N 427-ФЗ), заявитель не лишен возможности повторно обратиться с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования в установленном законом порядке.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе суд в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на заявителя жалобы.
На основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 заявителю апелляционной жалобы следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 23.11.2011 N 6.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2011 по делу N А53-10401/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить казачьему обществу "Вольница" (ОГРН 1026100666877, ИНН 6102001798) из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины. Выдать справку.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случаях с переводом земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов в результате установления границ населенного пункта данное правило реализовано в пункте 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно указанной норме проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
...
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного Земельным Кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
...
Учитывая, что судом установлен факт правопреемства КО "Вольница" и казачьей общины х. Реконструктор, на момент рассмотрения спора положения статьи 16 Областного закона N 19-ЗС от 22.07.2003 "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" признаны утратившими силу (Областной закон Ростовской области от 27.06.2011 N 618-ЗС), а период переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок продлен до 01.07.2012 (Федеральный закон от 12.12.2011 N 427-ФЗ), заявитель не лишен возможности повторно обратиться с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования в установленном законом порядке."
Номер дела в первой инстанции: А53-10401/2011
Истец: Казачье станичное общество (Община) "Вольница"
Ответчик: Комитет по имущественным и земельным отношения Администрации Аксайского района Ростовской области, Комитет по имущественным и земельным отношениям Аксайского района
Третье лицо: Администрация Ольгинского сельского поселения