г. Владивосток |
|
31 января 2012 г. |
Дело N А51-17443/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 31 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович
судей Г. М. Грачёва, А. В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Ткаченко
при участии
от МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 21" п.Кавалерово Кавалеровского муниципального района : Печерин Д.И. - паспорт, доверенность от 10.01.2012 сроком действия до 31.12.2014;
Отдел Государственного пожарного надзора Кавалеровского района Управления Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС РФ по Приморскому краю - извещен, представителя не направил;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 21" п. Кавалерово Кавалеровского муниципального района апелляционное производство N 05АП-9183/2011 на решение от 18.11.2011
судьи Е.И. Андросовой по делу N А51-17443/2011 Арбитражного суда Приморского края по заявлению МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 21" п.Кавалерово Кавалеровского муниципального района к Отделу Государственного пожарного надзора Кавалеровского района Управления Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС РФ по Приморскому краю
об отмене постановления N 269 от 14.10.2011 о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 21" п. Кавалерово Кавалеровского муниципального района Приморского края (далее - "заявитель", "учреждение") обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Отдела Государственного пожарного надзора Кавалеровского района Управления Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Приморскому краю (далее по тексту -"административный орган") от 14.10.2011 N 269 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу.
Решением суда от 18.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд посчитал доказанным факт совершения заявителем административного правонарушения.
Обжалуя в апелляционном порядке судебный акт, МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 21" п.Кавалерово Кавалеровского муниципального района считает его незаконным и подлежащим отмене. В обоснование своих доводов заявитель указал, что учреждение является бюджетным и финансируется за счёт бюджетных средств района, обеспечение содержания зданий и сооружений относится к полномочиям органов местного самоуправления. В случае недостаточности у учреждения средств, ответственность по его обязательством, в соответствии с уставом учреждения, должен нести собственник имущества учреждения, то есть администрация Кавалеровского муниципального района. В связи с чем состав вменяемого заявителю административного правонарушения отсутствует. Кроме этого, по мнению заявителя, административным органом также были нарушены нормы процессуального права, поскольку акт проверки N 284 от 11.10.2011 был составлен в отсутствии понятых.
Отдел Государственного пожарного надзора Кавалеровского района Управления Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС РФ по Приморскому краю в судебное заседание 31.01.2012 не явился, извещен надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Отдела Государственного пожарного надзора.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующие.
11.10.2011 государственным инспектором Кавалеровского района по пожарному надзору на основании распоряжения от 26.09.2011 N 284 проведена проверка в отношении Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N21" п.Кавалерово Кавалеровского муниципального района Приморского края, расположенного по адресу: Приморский край, Кавалеровский район, п. Кавалерово, ул. Больничная, 6а
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований установленных муниципальными правовыми актами:
1) здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 9 Норм пожарной безопасности 110-03 "Перечень зданий и сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации" утверждённых приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (далее - "НПБ 110-03"));
2) здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (пункт 3 ППБ 01-03, таб. 2 пункт 6 Норм пожарной безопасности 104-03 "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" утверждённых приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323 (далее - "НПБ 104-03"));
3) для отделки полов и стен на путях эвакуации (общие коридоры) 1,2 этажа применены горючие материалы (пункты 3, 53 ППБ 01-03, статьи 30, 53, табл. N 3, 28, 29 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
4) для отделки полов зальных помещений 1,2 этажа применены горючие материалы (пункты 3, 53 ППБ 01-03, статьи 30, 53, табл. N 3, 28, 29 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Данные нарушения были зафиксированы проверяющим в акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 11.10.2011 N 284, на основании которого был составлен протокол об административном правонарушении от 11.10.2011 N 269.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении на основании статьи 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - "КоАП РФ") административным органом принято постановление от 14.10.2011 N 269 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 150 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, учреждение обратилось в суд с рассматриваем заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно ст. 1 Федерального Закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под противопожарным режимом подразумеваются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров.
Конкретные требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, установлены в ППБ 01-03, НПБ 110-03, НПБ 104-03 и т.д.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315 утверждены Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), пунктом 9 которых предусмотрено, что дошкольные учреждения должно быть оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализацией.
В соответствии с Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)" дошкольные учреждения должны быть также оборудованы системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре.
Согласно пунктам 41, 53, 108 Правил пожарной безопасности (ППБ 03-01), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям; при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости); помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.
В соответствии со статьёй 1 Федерального Закона "О пожарной безопасности" нарушение требований пожарной безопасности квалифицируется как невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (часть 1 статьи 38 ФЗ "О пожарной безопасности").
В соответствии с частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Актом проверки от 11.10.2011 N 284 и протоколом по делу об административном правонарушении от 11.10.2011 N 269 подтверждается и по существу не оспаривается учреждением факт нарушения вменяемых ему правил пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные нарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет доказано, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о доказанности как факта совершения заявителем административного правонарушения, так и его вины в содеянном.
Выявленные административные правонарушения непосредственно влияют на процесс вынужденной эвакуации людей из помещений детского сада во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений и его дальнейшее распространение по элементам конструкций здания.
Детский сад является учреждением дошкольного образования с массовым пребыванием детей, несоблюдение правил пожарной безопасности влечет необеспечение безопасности детей и создает непосредственную угрозу для их жизни и охраны здоровья, гарантированные статьей 41 Конституции Российской Федерации.
Коллегия также считает, что отсутствие достаточного финансирования не освобождает заявителя от обязанности соблюдать правила и нормы пожарной безопасности и от ответственности за их нарушения.
Доводы учреждения о проведении осмотра помещений государственным инспектором с нарушением требований статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что выразилось в отсутствии двух понятых при проведении осмотра, судом отклоняется.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, при котором необходимо присутствие понятых в соответствии со ст. 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является одним из доказательств.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является и непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Кроме того, в силу ст. 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу могут являться и документы, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме.
Таким образом, по смыслу указанных норм права в их совокупности протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, составленный в соответствии со ст. 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является не единственным доказательством по делу об административном правонарушении, факт правонарушения может подтверждаться и иными доказательствами.
Из материалов дела следует, что проверка проводилась в присутствии законного представителя заявителя - заведующей МДОУ N 21 Савчук Т.В., акт проверки от 11.10.2011 N 284 и протокол по делу об административном правонарушении от 11.10.2011 N 269 также были составлены в её присутствии при непосредственном обнаружении административного правонарушения и подписаны без замечаний, возражений по существу проверки заведующая детским садом не заявляла. Отсутствие двух понятых при проведении проверки не свидетельствуют о незаконности проведенной проверки и недействительности акта N 284 от 11.10.2011. Кроме того, как было указано выше, учреждение по существу не оспаривает обстоятельства, отраженные административным органом в акте проверки.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В протоколе имеется роспись законного представителя, которая подтверждает, что законный представитель о времени и месте рассмотрения дела предупреждён, однако принимать участие в рассмотрении дела об административном правонарушении не пожелал, вследствие чего, оспариваемое постановление от 14.10.2011 N 269 правомерно вынесено в его отсутствие.
Судом апелляционной инстанции нарушений норм КоАП РФ при производстве по делу не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюден.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения учреждения от ответственности в порядке ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из характера правонарушения коллегия не усматривает.
Административным органом применен минимальный размер штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования учреждения удовлетворению не подлежат, оснований для отмены решения суда - нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.11.2011 по делу N А51-17443/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Г. М. Грачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, при котором необходимо присутствие понятых в соответствии со ст. 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является одним из доказательств.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является и непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Кроме того, в силу ст. 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу могут являться и документы, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме.
Таким образом, по смыслу указанных норм права в их совокупности протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, составленный в соответствии со ст. 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является не единственным доказательством по делу об административном правонарушении, факт правонарушения может подтверждаться и иными доказательствами.
...
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
...
Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюден.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения учреждения от ответственности в порядке ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из характера правонарушения коллегия не усматривает.
Административным органом применен минимальный размер штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Номер дела в первой инстанции: А51-17443/2011
Истец: МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 21" п. Кавалерово Кавалеровского муниципального района
Ответчик: ОГПН Кавалеровского района Государственного пожарного надзора ГУ МЧС РФ по ПК, Отдел Государственного пожарного надзора Кавалеровского района Управления Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС РФ по Приморскому краю
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9183/11