г. Пермь |
|
30 января 2012 г. |
Дело N А50-15167/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рубцовой Л. В.,
судей Назаровой В. Ю., Шварц Н. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Леконцевым Я. Ю.
при участии:
от истца, ООО "УК "УралМонтажСтрой": не явились;
от ответчика, ООО "Пермская сетевая компания": Прохоренко Т. А., паспорт, доверенность N 13 от 30.12.2011;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца -
Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "УралМонтажСтрой"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 28 октября 2011 года по делу N А50-15167/2011,
принятое судьёй Ю. В. Корляковой
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "УралМонтажСтрой" (ОГРН 1085948001479, ИНН 5948034602)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536)
о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "УралМонтажСтрой" (далее - ООО "УК "УМС", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - ООО "Пермская сетевая компания", ответчик) о взыскании 1 644 921 руб. 32 коп. неосновательного обогащения в виде перечисленных сумм НДС, включенных в стоимость поставленной в период с апреля 2010 года по февраль 2011 года по договору N 62-0002 от 01.04.2010 года тепловой энергии на основании статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (л.д.4-8).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28 октября 2011 года (резолютивная часть от 21 октября 2011 года, судья Ю. В. Корлякова) в удовлетворении исковых требований отказано (л.д.130-133).
Не согласившись с данным решением, истец обратился с апелляционной жалобой. Считает, что поскольку постановлениями РЭК Пермского края от 17.12.2009 N 283-т, от 21.12.2010 N 300-т для населения отдельно тариф на тепловую энергию установлен не был, у ответчика отсутствовали основания для увеличения тарифа на сумму НДС по налоговой ставке 18%. Размер неосновательного обогащения подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.
В судебное заседание истец явку представителя не обеспечил.
Ответчик, ООО "Пермская сетевая компания", доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. В судебном заедании представитель ответчика против доводов жалобы возражал, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Пермская сетевая компания" во исполнение договора N 62-0002 от 01.04.2010 года поставило в период с апреля 2010 года по февраль 2011 года на объекты, находящиеся в управлении ООО "УК "УМС" (многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: город Пермь, ул. Танкистов, 6, 10, 12, ул. Самолетная, 46, ул. Стахановская, 4, 40, 42, 44, ул. Л. Толстого, 10) тепловую энергию, в счет оплаты которой ООО "УК "УМС" по счетам - фактурам (л.д.23-33) перечислило ООО "Пермская сетевая компания" платежными поручениями (л.д.34-60) 10 783 314 руб. 29 коп., в том числе НДС 1 644 921 руб. 32 коп.
Указывая на неправомерность определения стоимости поставленной тепловой энергии в спорный период с применением тарифов, утвержденных постановлениями РЭК Пермского края от 17.12.2009 N 283-т, от 21.12.2010 N 300-т, увеличенных на сумму НДС, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из недоказанности факта приобретения или сбережения ответчиком за счет истца сумм, уплаченных в бюджет в качестве налога на добавленную стоимость при установлении уполномоченным органом тарифа без учета НДС и установленной налоговым законодательством обязанности ответчика как ресурсоснабжающей организации уплатить налог.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика в судебном заседании, арбитражный суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не установил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся с требованием о взыскании неосновательного обогащения, должно доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком за счет истца без установленных законом или договором оснований в определенном периоде и в размере.
Между тем факт неосновательного получения или сбережения ответчиком за счет истца платы за поставленную тепловую энергию из материалов дела не следует.
Материалами дела установлено и признано сторонами, что истец - ООО "УК "УМС" в соответствии с протоколами общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах от 15.02.2010, от 01.03.2010, от 11.02.2010, от 22.02.2010, от 31.01.2010, от 01.03.2010, от 16.04.2010, от 02.02.2010, от 01.03.2010 (л.д.80-97) является организацией, управляющей многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Пермь, ул. Танкистов, 6, 10, 12; ул. Самолетная, 46; ул. Стахановская, 4, 40, 42, 44; ул. Л. Толстого, 10.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г.. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пунктом 8 Правил N 307 установлено, что условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемых с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Правил N 307 размер платы за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при расчетах ООО "УК "УМС" (являющимся исполнителем коммунальных услуг) за коммунальную услугу отопления должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданами.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Стоимость услуг ООО "Пермская сетевая компания" определена на основании тарифов, утвержденных для отопления на 2010 год постановлением РЭК Пермского края от 17.12.2009 N 283-т - 851,96 руб./Гкал без НДС; на 2011 год - постановлением РЭК Пермского края от 21.12.2010 N 300-т - 970,06 руб./Гкал без НДС.
Отдельного тарифа для расчетов за поставляемый ресурс непосредственно с гражданами, в спорном периоде не устанавливалось.
В соответствии с пунктом 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
В соответствии с пунктом 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные услуги" согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Если сумма НДС не учитывалась при установлении тарифа, то начисление на тариф НДС является правомерным.
Поскольку при расчетах между ООО "УК "УМС" и ООО "Пермская сетевая компания" (налогоплательщиком) подлежал применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС, а в применяемых ООО "Пермская сетевая компания" тарифах, утвержденных постановлениями РЭК Пермского края от 17.12.2009 N 283-т, от 21.12.2010 N 300-т сумма НДС учтена не была, у ООО "Пермская сетевая компания" имелись основания для увеличения подлежащей уплате цены на сумму НДС.
Таким образом, ответчиком правомерно определена стоимость поставленного ресурса с применением тарифа, увеличенного на сумму НДС.
С учетом изложенного решение суда от 28.10.2011 года является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 28 октября 2011 г.. по делу N А50-15167/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.В.Рубцова |
Судьи |
В.Ю.Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные услуги" согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Если сумма НДС не учитывалась при установлении тарифа, то начисление на тариф НДС является правомерным."
Номер дела в первой инстанции: А50-15167/2011
Истец: ООО "УК "УралМонтажСтрой", ООО "Управляющая компания "УралМонтажСтрой"
Ответчик: ООО "Пермская сетевая компания"
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13553/11