г. Хабаровск |
|
24 января 2012 г. |
Дело N А04-3962/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ДЕП": Семин Виктор Васильевич, генеральный директор, приказ от 30.03.2009 N 1;
от Администрации Благовещенского района Амурской области: представители не явились;
от третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области; Федерального агентства водных ресурсов: представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Благовещенского района Амурской области на решение от 07.11.2011 по делу N А04-3962/2011 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Д.В. Курмачевым
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДЕП"
к Администрации Благовещенского района Амурской области
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) государственных органов, должностных лиц
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области, Федерального агентства водных ресурсов
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Деп" (ОГРН 1092801002690, ИНН 2812008409, адрес: 675023, Амурская область Благовещенский район, с.Сергеевка, пер.Новый,198, далее - Общество) с заявлением о признании незаконным отказа администрации Благовещенского района (ОГРН 1022800526055, ИНН 2812001442, адрес: 675000, г.Благовещенск, ул. Зейская, 198, далее - администрация) от 12.05.2011 в предоставлении в пользование обществу земельного участка.
Определениями арбитражного суда от 10.08.2011 и 05.09.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области и Федеральное агентство водных ресурсов.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 07.11.2011 по делу N А04-3962/2011 судом признан недействительным, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ), отказ администрации от 12.05.2011 N 01-16/1798 в предоставлении в пользование Обществу земельного участка ориентировочной площадью 150, га, расположенного по адресу: Сергеевский сельсовет, в 6 км от с.Бибиково, администрация обязана повторно рассмотреть заявление Общества в соответствии правилами ЗК РФ в установленный законом срок.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Амурской области от 07.11.2011 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Администрация, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области, Федеральное агентство водных ресурсов, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. К началу судебного заседания от администрации поступило ходатайство, о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. Иные лица, участвующие в деле, каких-либо ходатайств не заявили, отзыва на апелляционную жалобу не представили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена без участия их представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества против доводов апелляционной жалобы администрации возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, соответствующим нормам материального права, на основании чего просил решение Арбитражного суда Амурской области от 07.11.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя Общества, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции находит, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 28.04.2011 Общество обратилось к главе администрации Благовещенского района с заявлением о рассмотрении возможности выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта, ориентировочной площадью 150 га, расположенного по адресу: Сергеевский сельсовет, в 6 км. от с.Бибиково для рыбоводного пруда.
Администрация Благовещенского района письмом от 12.05.2011 N 01-16/1798 (л.д. 9) сообщила Обществу, что испрашиваемый земельный участок, включающий поверхностные воды и покрытые ими земли в пределах береговой полосы относится к землям водного фонда. В связи с тем, что указанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации администрация не вправе его предоставлять.
Полагая, что основание, изложенное в письменном отказе администрации в предоставлении испрашиваемого земельного участка не основано на законе, заявитель обратился в Арбитражный суд Амурской области за защитой своих прав и интересов.
Суд признал отказ администрации не соответствующим закону и нарушающим права Общества.
Между тем, судом не учтены положения Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ). На испрашиваемом Обществом земельном участке расположен водный объект - река Джепкоша, который в силу статьи 8 ВК РФ находится в собственности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ВК РФ под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Река относится к поверхностным водным объектам, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (пункт 2 части 2, часть 3 статьи 5 ВК РФ).
Не представление администрацией доказательств нахождения данного объекта в государственном водном реестре, который в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253 ведет Федеральное агентство водных ресурсов Российской Федерации, не влечет отсутствие фактических прав Российской Федерации на него.
Ссылка суда на письмо ТУ Росимущества в Амурской области от 30.09.2010 (л.д. 20) о том, что указанный земельный участок не учтен в реестре федерального имущества, не является неопровержимым свидетельством отсутствия на испрашиваемом земельном участке водного объекта или примыкающей к нему береговой полосы, также как и запись в схеме расположения участка об отнесении его к землям сельскохозяйственного назначения, и может подтверждаться другими доказательствами.
Схема расположения земельного участка (л.д. 12) подтверждает, что на испрашиваемом участке в с.Бибиково, квартал 28:10:011001, находится водный объект - река Джепкоша. Это не оспаривается Обществом.
В силу пункта 4 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) порядок использования и охраны участков, занятых водными объектами, определяется не только земельным, но и водным законодательством.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30 - 32 ЗК РФ.
На основании статей 11, 29 ЗК РФ администрация вправе формировать земельные участки и принимать решения по вопросу о предоставлении их гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
Согласно статье 24 ВК РФ и статье 9 ЗК РФ владение пользование и распоряжение водными объектами и земельными участками, находящимися в федеральной собственности, входят в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации. При таких обстоятельствах у администрации отсутствуют полномочия по распоряжению рассматриваемым земельным участком.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция находит решение суда подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 07.11.2011 по делу N А04-3962/2011 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Деп" о предоставлении в пользование земельного участка ориентировочной площадью 150 га, расположенного в Сергеевском сельсовете в шести километрах от с.Бибиково отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ВК РФ под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Река относится к поверхностным водным объектам, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (пункт 2 части 2, часть 3 статьи 5 ВК РФ).
Не представление администрацией доказательств нахождения данного объекта в государственном водном реестре, который в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253 ведет Федеральное агентство водных ресурсов Российской Федерации, не влечет отсутствие фактических прав Российской Федерации на него.
...
В силу пункта 4 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) порядок использования и охраны участков, занятых водными объектами, определяется не только земельным, но и водным законодательством.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30 - 32 ЗК РФ.
На основании статей 11, 29 ЗК РФ администрация вправе формировать земельные участки и принимать решения по вопросу о предоставлении их гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
Согласно статье 24 ВК РФ и статье 9 ЗК РФ владение пользование и распоряжение водными объектами и земельными участками, находящимися в федеральной собственности, входят в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации. При таких обстоятельствах у администрации отсутствуют полномочия по распоряжению рассматриваемым земельным участком."
Номер дела в первой инстанции: А04-3962/2011
Истец: ООО "ДЕП"
Ответчик: Администрация Благовещенского района Амурской области, Администрация Благовещенского р-на
Третье лицо: Семин В. В., Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области, ТУМИ, Федеральное агентство водных ресурсов
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5987/11