г. Москва |
|
23 января 2012 г. |
Дело N А41-3362/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Ханашевича С.К., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Выборновой О.В.,
при участии в заседании:
от истца ООО "ПУЖКХ Островецкое" (ИНН: 5040087487, ОГРН: 1085040007359) - Ламухин И.А. - представитель по доверенности от 06 июня 2011 года,
от ответчика Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7704252261, ОГРН: 1037700255284) - Завалишин Д.А. - представитель по доверенности N 2548 от 21 октября 2011 года,
от третьего лица ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7715033007, ОГРН: 1037715046467) - Брагин А.С. - представитель по доверенности от 24 ноября 2011 года,
представитель третьего лица Федерального государственного учреждения "Люберецкая квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 5027041959; ОГРН: 1035005002196) в судебное заседание не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-3362/11 по иску Общества с ограниченной ответственностью "ПУЖКХ Островецкое" к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по государственному контракту N 011209/03 от 01 декабря 2009 года, с участием третьих лиц Федерального государственного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного учреждения "Люберецкая квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПУЖКХ Островецкое" (далее по тексту - ООО "ПУЖКХ Островецкое") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по коммунальным платежам в размере 3 000 000 рублей (л.д.4-5 т.1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 мая 2011 года исковые требования ООО "ПУЖКХ Островецкое" удовлетворены (л.д. 54-56 т.2).
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 60-67 т.2).
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2011 года суд перешел к рассмотрению дела N А41-3362/11 по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Федеральное государственное учреждение "Люберецкая квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное государственное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 121-123 т.2).
Основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции явились следующие обстоятельства.
В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 23/012/2011-024 от 02 марта 2011 года часть спорных квартир принадлежит на праве собственности Российской Федерации, а часть квартир закреплена на праве оперативного управления за ФГУ "Люберецкая квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (л.д.101-151 т.1).
Федеральное государственное учреждение "Люберецкая квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано Приказом Министра обороны Российской Федерации N 1871 от 17 декабря 2010 года "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" путем присоединения к Федеральному государственному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Однако Федеральное государственное учреждение "Люберецкая квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное государственное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не были привлечены к участию в деле.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является, в том числе, принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене по безусловным основаниям.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда истец уточнил заявленные требования просил взыскать с Министерства обороны Российской Федерации задолженность за коммунальное обслуживание дома в размере 3 000 000 рублей (пояснил, что в иске ошибочно указана сумма 3 016 836 рублей), проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 248 187 руб. 50 коп., поскольку право оперативного управления за Люберецкой КЭЧ на квартиры в количестве 201 штука было зарегистрировано только 28 октября 2010 года и пользователем квартиры в период с 18 декабря 2009 года по 27 октября 2010 года являлось Министерство обороны Российской Федерации;
- взыскать с ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности средств с Министерства обороны РФ сумму основного долга за коммунальное и техническое обслуживание дома в период с 28 октября 2010 года по 01 ноября 2010 года по первоначальным требования 39 552 рублей;
- взыскать с ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности средств с Министерства обороны Российской Федерации сумму основного долга за коммунальное и техническое обслуживание дома в период с 01 ноября 2010 года по 31 декабря 2011 года в размере 2 048 096 рублей.
В связи с уточненными требованиями просил привлечь в качестве соответчика ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Представители ответчика Министерства обороны Российской Федерации и третьего лица ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации возражали против заявленного ходатайства, просили в его удовлетворении отказать.
Согласно статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Действующее законодательство АПК не допускает одновременное изменение предмета и основания иска.
Указанная правовая позиция содержится в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 1996 N 13 (ред. от 09 июля 1997) "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции".
Между тем истцом изменены одновременно предмет и основания иска. Первоначальные исковые требования были заявлены о взыскании задолженности по коммунальным платежам в размере 3 000 000 рублей за период с 18 декабря 2009 года по 31 октября 2010 года. Требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами истцом не заявлялось.
Ходатайство о привлечении к участию в деле второго ответчика в лице ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и взыскании с него суммы задолженности за иной период, чем указано в исковом заявлении, также подлежит отклонению, так как меняются основания и предмет иска.
Указанные требования к ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации истец вправе предъявить в отдельном самостоятельном иске, так как они не связаны с первоначально заявленными.
При таких обстоятельствах уточнения истца не подлежат принятию на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца ООО "ПУЖКХ Островецкое" поддержал заявленные требования, просил взыскать с ответчика Министерства обороны Российской Федерации задолженность по коммунальным платежам в размере 3 000 000 рублей.
Представители ответчика Министерства обороны Российской Федерации и третьего лица ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации возражали против заявленных требований, просили в их удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица Федерального государственного учреждения "Люберецкая квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
Представителем ответчика представлена выписка из ЕГРЮЛ, согласно которой Люберецкая КЭЧ прекратила деятельность с 01 сентября 2011 года в связи с реорганизацией.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01 декабря 2009 года меду Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и ОАО "Главное всерегиональное строительное управление "Центр" (Продавец) был заключен государственный контракт N 01120/3 купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации (л.д.12-26 т.1).
По условиям указанного государственного контракта Продавец обязуется передать в собственность Российской Федерации в лице Государственного заказчика квартиры, указанные в Приложении N 1 к контракту, а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить указанное имущество.
Общие характеристики передаваемого имущества: количество квартир - 102, из них двухкомнатные - 102, суммарная общая площадь всего имущества - 6 458,66 кв.м.. Место нахождения имущества: Московская область, пос. Островцы Раменского района.
18 декабря 2009 года Министерство обороны Российской Федерации приняло у ОАО Холдинговая компания "Главное всерегиональное строительное управление "Центр" по акту приема-передачи квартиры, расположенные по адресу: Московская область, Раменский район, с.п. Островецкое, д. Островцы, ул. Подмосковная д. 30 в количестве 102 квартир общей площадью 6 468,6 кв.м. (л.д.27-35 т.1).
В указанном акте Покупатель (Министерство обороны Российской Федерации) подтвердило степень готовности имущества к использованию (система электроснабжения, освещение, вентиляции, водоснабжения, канализации, отопления).
ООО "ПУЖКХ Островецкое" является управляющей компанией жилого дома N 30, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, д. Островцы, ул. Подмосковная, что следует из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 30 ноября 2009 года (л.д.39-41 т.1).
30 ноября 2009 года между ОАО Холдинговая компания "Главное всерегиональное строительное управление "Центр" и ООО "ПУЖКХ Островецкое" был заключен договор на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг в многоквартирном жилом доме по адресу: Московская область, Раменский район, с.п. Островецкое, ул. Подмосковская, д.30 (л.д.27-41 т.2).
Предъявляя настоящие исковые требования ООО "ПУЖКХ Островецкое" сослалось на то, что в период с 18 декабря 2009 года по 31 октября 2010 года за Министерством обороны Российской Федерации образовалась задолженность по коммунальным платежам, а именно: за содержание и техническое обслуживание общего имущества дома - 2 170 513 руб. 09 коп.; электроснабжение мест общего пользования - 31 347 руб. 56 коп.; отопление - 854 510 руб. 38 коп.
В связи с этим истец просил взыскать с ответчика задолженность по коммунальным платежам в размере 3 000 000 рублей за период с декабря 2009 года по октябрь 2010 года.
Согласно пункту 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Пунктом 3.1 государственного контракта N 01120/3 от 01 декабря 2009 года предусмотрено, что передача имущества производится по акту приема-передачи.
При подписании актов приема-передачи Продавец передает Государственному заказчику - Министерству обороны Российской Федерации техническую документацию на все имущество, ключи от всех запоров, книжки по оплате коммунальных платежей и т.д. (пункт 3.2 договора).
Поскольку Министерство обороны Российской Федерации приняло у ОАО Холдинговая компания "Главное всерегиональное строительное управление "Центр" по акту приема-передачи от 18 декабря 2009 года спорные квартиры в количестве 102, у Министерства возникла обязанность по перечислению коммунальных платежей в адрес управляющей компании.
Истцом представлен расчет задолженности по коммунальным услугам с декабря 2009 года по октябрь 2010 года.
Размер отыскиваемой задолженности обоснован договором энергоснабжения и утвержденными в установленном порядке тарифами по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Как следует из постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" в соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств. На основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 23/012/2011-024 от 02 марта 2011 года часть спорных квартир принадлежит на праве собственности Российской Федерации, а часть квартир закреплена на праве оперативного управления за ФГУ "Люберецкая квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (л.д.101-151 т.1).
17 декабря 2010 года Министром обороны Российской Федерации был издан приказ N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" путем присоединения к Федеральному государственному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В связи с этим, по мнению Министерства обороны Российской Федерации, задолженность по коммунальным услугам за спорный период подлежит взысканию с ФГУ "Люберецкая квартирно-эксплуатационная часть района" и с ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Однако доказательств, свидетельствующих о том, что обязательства по оплате коммунальных платежей, принятых Министерством обороны Российской Федерации квартир по акту приема-передачи от 18 декабря 2009 года перешли к иным лицам, в материалы дела не представлено.
ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации ответчиком были переданы квартиры лишь в декабре 2010 года (л.д.101 т.2).
ФГУ "Люберецкая КЭЧ" на момент рассмотрения спора ликвидирована.
Доводы ответчика о том, что некоторые квартиры зарегистрированы на праве собственности за гражданами, не могут быть приняты во внимание, так как документально не доказаны.
При таких обстоятельствах задолженность по коммунальным услугам в размере 3 000 000 рублей подлежит взысканию с Министерства обороны Российской Федерации.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ПУЖКХ Островецкое" подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 38 300 рублей.
Руководствуясь часть 61 статьи 268, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 мая 2011 года по делу N А41-3362/11 отменить.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ПУЖКХ Островецкое" задолженность в сумме 3 000 000 рублей, расходы по госпошлине в размере 38 300 рублей.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
С.К. Ханашевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" в соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств. На основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 23/012/2011-024 от 02 марта 2011 года часть спорных квартир принадлежит на праве собственности Российской Федерации, а часть квартир закреплена на праве оперативного управления за ФГУ "Люберецкая квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (л.д.101-151 т.1).
17 декабря 2010 года Министром обороны Российской Федерации был издан приказ N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" путем присоединения к Федеральному государственному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А41-3362/2011
Истец: ООО "ПУЖКХ Островецкое"
Ответчик: Министерство обороны РФ, Министерство обороны РФ г. Москва
Третье лицо: ФГУ "Люберецкая квартирно-эксплуатационная часть районам" Министерства обороны РФ, ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5438/11