г. Владимир |
|
26 января 2012 г. |
Дело N А79-6264/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.01.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Урлекова В.Н.,
судей Протасова Ю.В., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Колготки.ру", г.Чебоксары, Приволжский б-р, д.3, пом.6 (ИНН 2130066253, ОГРН 1092130013645), на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.11.2011 по делу N А79-6264/2011, принятое судьей Афанасьевым А.А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колготки.ру" о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике о привлечении к административной ответственности от 14.04.2011 N 97-11/48П, от 19.04.2011 N 97-11/49П, от 19.04.2011 N 97-11/50П.
В судебном заседании участвует представитель:
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике - Кошельков О.М. по доверенности от 11.11.2011 N 20.
Общество с ограниченной ответственностью "Колготки.ру" надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (почтовое уведомление N 40658), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Первый арбитражный апелляционный суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Колготки.ру" (далее - ООО "Колготки.ру", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике (далее - Управление, административный орган) от 14.04.2011 N 97-11/48П, от 19.04.2011 N 97-11/49П, от 19.04.2011 N 97-11/50П о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафов в размере 40 000 руб. за каждое правонарушение.
В обоснование своего заявления Общество указало на то, что административный орган существенным образом нарушил процедуру привлечения юридического лица к административной ответственности. Кроме того, наказание в виде штрафа на общую сумму 120 000 руб. повлечет невозможность дальнейшего осуществления Обществом предпринимательской деятельности и имеются все основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление с заявленными требованиями не согласилось, ссылаясь на то, что совершенные обществом административные правонарушения несут существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. Указало на соблюдение порядка привлечения общества к административной ответственности.
Решением суда от 21.11.2011 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить оспариваемое решение.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.02.2010 ООО "Колготки.ру" (покупатель) заключило с СООО "Конте Спа", Республика Беларусь (поставщик), договор купли-продажи N 643(72)-1-10 на общую сумму 30 000 000,00 руб., в соответствии с которым обществом в уполномоченном банке - ОАО АКБ "Чувашкредитпромбанк" 12.02.2010 оформлен паспорт сделки N 10020002/1280/0000/2/0.
В связи с необходимостью обеспечения соблюдения порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям сотрудниками отдела валютного контроля Территориального управления Росфиннадзора в Нижегородской области по итогам рассмотрения информации Банка России и материалов, поступивших из уполномоченного банка, проведена проверка исполнения обществом требований валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и валютного контроля. В ходе проведенной проверки выявлено, что обществом допущены нарушения установленных требований о своевременном представлении в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям - справок о документах, подтверждающих ввоз товара.
По факту выявленных нарушений 11.04.2011 старшим контролером-ревизором отдела валютного контроля Управления составлены протоколы об административных правонарушениях N 97-11/48, N 97-11/49, N 97-11/50.
Данные протоколы составлены без участия законного представителя ООО "Колготки.ру", надлежащим образом уведомленного о месте и времени их составления.
Усмотрев в действиях ООО "Колготки.ру" составы административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель руководителя управления вынес постановления по делам об административных правонарушениях от 14.04.2011 N 97-11/48П, от 19.04.2011 N 97-11/49П, от 19.04.2011 N 97-11/50П о привлечении общества к административной ответственности и назначении ему административных наказаний в виде штрафов в размере 40 000 рублей за каждое правонарушение. Дела об административных правонарушениях рассмотрены в отсутствие представителя ООО "Колготки.ру", при надлежащем извещении общества о совершении данных процессуальных действий.
Посчитав данные постановления незаконными, Общество обжаловало их в арбитражный суд.
Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Колготки.ру" составов вменяемых ему административных правонарушений и отсутствии правовых оснований для признания их малозначительными, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 Закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).
Согласно пункту 2.1 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах (пункт 2.2 Положения).
В соответствии с требованиями пунктов 2.2 и 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П два экземпляра справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Указанием Центрального банка РФ от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" установлены формы учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, к числу которых относится и справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения.
Как следует из материалов дела, 23.03.2010 СООО "Конте Спа" отгрузило товар на общую сумму 249 521,85 руб., в том числе по товарным накладным N 0956581 от 23.03.2010 на сумму 210652,41 руб. и N 0956580 от 23.03.2010 на сумму 38869,44 руб. (счет-фактура N 3 от 22.03.2010 на сумму 249521,85 руб., CMR N0026705 от 23.03.2010). Согласно заявлению о ввозе товаров и уплате косвенных налогов N 124 от 12.05.2010 товар принят на учет 23.03.2010.
Следовательно, предельной датой представления в уполномоченный банк справки о документах, подтверждающих ввоз указанного товара, является 15.04.2010.
Однако справка о подтверждающих документах представлена в уполномоченный банк 11.06.2010, то есть с нарушением установленного валютным законодательством срока на 57 календарных дней.
19.04.2010 СООО "Конте Спа" отгрузило товар на общую сумму 571241,77 руб., в том числе по товарным накладным N 0285250 от 19.04.2010 на сумму 411660,47 руб. и N 0285249 от 19.04.2010 на сумму 159581,30 руб. (счет-фактура N 4 от 17.04.2010 на сумму 571241,77 руб., CMRN 0026752 от 19.04.2010). Согласно заявлению о ввозе товаров и уплате косвенных налогов N159 от 20.05.2010 товар принят на учет 17.04.2010.
Следовательно, предельной датой представления в уполномоченный банк справки о документах, подтверждающих ввоз указанного товара, является 17.05.2010.
Однако справка о подтверждающих документах представлена в уполномоченный банк 11.06.2010, то есть с нарушением установленного валютным законодательством срока на 25 календарных дней.
11.08.2010 СООО "Конте Спа" отгрузило товар по товарным накладным N 0114048 от 11.08.2010 на сумму 119878,08 руб. и N 0114049 от 11.08.2010 на сумму 84111,34 руб. (счет-фактура N 6 от 09.08.2010 на сумму 203989,42 руб., CMR N 0003644 от 11.08.2010). Согласно заявлению о ввозе товаров и уплате косвенных налогов N 291 от 20.09.2010 товар принят на учет 11.08.2010.
Следовательно, предельной датой представления в уполномоченный банк справки о документах, подтверждающих ввоз указанного товара, является 15.09.2010.
Однако справка о подтверждающих документах представлена в уполномоченный банк 28.12.2010, то есть с нарушением установленного валютным законодательством срока на 104 календарных дня.
Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Согласно указанной статье ответственность наступает в том числе за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у Общества имелась реальная возможность для соблюдения вышеуказанных норм и правил, однако оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств существования форс-мажорных обстоятельств, которые привели к несвоевременному представлению форм учета и отчетности по валютным операциям при осуществлении внешнеторговой деятельности, Общество ни в административный орган, ни в арбитражный суд не представило.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях ООО "Колготки.ру" при совершении всех перечисленных выше правонарушений состава административного правонарушения, предусмотренного в части 6 статьи 15.25 Кодекса.
Порядок привлечения общества к административной ответственности Управлением соблюден.
Доводы общества о ненадлежащем извещении директора ООО "Колготки.ру" о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях и рассмотрении дел об административных правонарушениях рассмотрены Арбитражным судом Чувашской Республики и правомерно им отклонены.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Целью Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ является реализация единой государственной валютной политики, обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Из содержания части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, то есть выражается исключительно в неисполнении обязанности по своевременному представлению документов и не ставится в зависимость от наступления каких-либо вредных последствий.
Несвоевременное представление обществом справки о документах, подтверждающих факт ввоза товара на таможенную территорию РФ, нарушает целостность системы валютного контроля и валютного регулирования Российской Федерации, так как приводит к искажению реальной информации по валютным операциям резидентов, а также, в конечном счете, влияет на объективность данных, представляемых Центральному банку России и Правительству Российской Федерации, необходимых для осуществления контроля за процессами, происходящими во внешнеэкономической сфере экономики, проведения взвешенной внешнеторговой, денежно-кредитной, финансовой и валютной политики государства, определения стратегии в области валютного регулирования.
Настоящее правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок в области валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.
Таким образом, существенная угроза охраняемым государством общественным отношениям по осуществлению валютного контроля заключается в пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного права, к исполнению своей публично-правовой обязанности исполнять требования акта органа валютного регулирования.
С учетом смягчающих административную ответственность обстоятельств (совершение правонарушения впервые) обществу за каждое из совершенных правонарушений назначено минимальное наказание, предусмотренное частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив характер совершенного Обществом правонарушения, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для применения к нему положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для переоценки степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела, апелляционный суд не усматривает.
Согласно части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Вступившим в силу 28.11.2011 Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ "О внесений изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на десять, но не более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (часть 6.2).
Постановление Управления о назначении обществу административного наказания в виде штрафа в сумме 40 000 руб. за нарушение срока представления справки о подтверждающих документах в 25 дней от 19.04.2011 N 97-11/49П в отношении ООО "Колготки.ру" не исполнено.
При таких данных упомянутое выше противоправное деяние подлежит переквалификации с части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 6.2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а постановление административного органа от 19.04.2011 N 97-11/49П признанию незаконным и отмене в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей, с учетом конкретных обстоятельств дела и положений статей 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с вышеизложенным апелляционная жалоба Общества подлежит отклонению.
Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.11.2011 по делу N А79-6264/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Колготки.ру" - без удовлетворения.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике от 19.04.2011 N 97-11/49П о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Колготки.ру" к административной ответственности в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей. В остальной части постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике от 19.04.2011 N 97-11/49П оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н. Урлеков |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вступившим в силу 28.11.2011 Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ "О внесений изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на десять, но не более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (часть 6.2).
Постановление Управления о назначении обществу административного наказания в виде штрафа в сумме 40 000 руб. за нарушение срока представления справки о подтверждающих документах в 25 дней от 19.04.2011 N 97-11/49П в отношении ООО "Колготки.ру" не исполнено.
При таких данных упомянутое выше противоправное деяние подлежит переквалификации с части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 6.2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а постановление административного органа от 19.04.2011 N 97-11/49П признанию незаконным и отмене в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей, с учетом конкретных обстоятельств дела и положений статей 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается."
Номер дела в первой инстанции: А79-6264/2011
Истец: ООО "Колготки.ру"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору по Чувашской Республике, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7262/11