город Омск |
|
30 января 2012 г. |
Дело N А70-8254/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кулагиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу регистрационный номер 08АП-9210/2011) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22 сентября 2011 года по делу N А70-8254/2011 (судья Свидерская И.Г.), принятое по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Озернинская средняя общеобразовательная школа" (ОГРН 1027201483044, ИНН 7213002206) о взыскании суммы задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам в размере 21 225 руб. 07 коп.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области (далее - МИФНС России N 12 по Тюменской области, заявитель, налоговый орган) обратилась в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам в размере 21 225 руб. 07 коп. с Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Озернинская средняя общеобразовательная школа" (далее - МАОУ "Озернинская средняя общеобразовательная школа", ответчик, налогоплательщик).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.09.2011 в удовлетворении заявленных налоговым органом требований отказано.
В качестве правового обоснования принятого судебного акта суд первой инстанции указал на истечение установленного налоговым законодательством предельного срока для взыскания недоимки и пени.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, МИФНС России N 12 по Тюменской области обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на не полное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
В апелляционной жалобе МИФНС России N 12 по Тюменской области изложено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя налогового органа, которое суд апелляционной инстанции счел возможным удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным также рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя МАОУ "Озернинская средняя общеобразовательная школа", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или не полной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает определенный порядок взыскания налогов, пени, штрафов, а также сроки, в том числе предельно допустимый срок для взыскания задолженности по налогам, пени, штрафам.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 01.01.2001, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
При неисполнении этой обязанности налоговый орган в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса РФ выставляет налогоплательщику требование об уплате, устанавливая в нем срок добровольного погашения задолженности.
На основании статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
В соответствии с пунктом 3 Налогового кодекса РФ Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (пункт 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных норм налогового законодательства, возможность внесудебного порядка взыскания налоговым органом налогов, пени, штрафов реализуется путем принятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога; путем принятия решения о взыскании задолженности за счет имущества в течение года с момента истечения срока исполнения требования.
Возможность взыскания задолженности по налогам, пени, штрафам в судебном порядке ограничена шестимесячным сроком, исчисляемым со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Истечение указанных сроков влечет утрату возможности взыскания налогов, пени, штрафов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, налоговый орган, требованием N 2149 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 03.03.2011, предложил налогоплательщику уплатить по сроку до 24.03.2011:
- недоимку по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет за 4 квартал 2009 года в размере 15 105 руб. 07 коп. и пени по соответствующей недоимке в размере 639 руб. 09 коп.;
- недоимку по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 4 квартал 2009 года в размере 754 руб. 51 коп. и 4 495 руб. и пени по соответствующей недоимке в размере 231 руб. 40 коп.
Согласно положениям статей 70, 45, 46, 48 Налогового кодекса РФ, предельный срок принудительного взыскания неуплаченного налога и пени включает в себя: срок уплаты налога + 3 месяца на направление требования + 20 дней на исполнение требования в добровольном порядке + 2 месяца на бесспорное взыскание соответствующей суммы путем направления в банк инкассового поручения + 6 месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки или пени.
Процесс выявления недоимки по налогам формализован и регламентирован как в Налоговом кодексе Российской Федерации, так и в актах, принимаемых налоговой службой в целях упорядочения информации о платежах в бюджет, регулирующих порядок учета исполнения налоговых обязанностей.
Моментом выявления налоговым органом недоимки является дата отражения в базе данных "расчеты с бюджетом" по конкретному налогу начислений по декларации или налоговой проверке при отсутствии фактической уплаты платежным поручением или зачетом в счет имевшейся ранее переплаты. Указанная база данных ведется налоговыми органами в порядке, установленном Приказом ФНС России от 16.03.2007, на основании поступающих первичных документов о начислении (уменьшении) налогов и уплате налогов (данные о платежных поручениях, поступающие из отделений Федерального казначейства Российской Федерации), решений о зачетах.
Таким образом, налоговый орган, имея учетные данные о недоимках, образовавшихся ранее, не вправе ссылаться на то, что недоимка выявлена лишь 03.03.2011.
В настоящем случае, учитывая положения Налогового кодекса, предельным сроком принудительного взыскания неуплаченного налога и пени является 05.01.2011 (15.01.2010 (срок уплаты налога за 4 квартал 2009 года) + 3 месяца на направление требования (в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса РФ) + 20 дней на исполнение требования в добровольном порядке + 2 месяца на бесспорное взыскание соответствующей суммы путем направления в банк инкассового поручения (статья 46 Налогового кодекса РФ) + 6 месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки или пени (статья 46 Налогового кодекса РФ).
При этом, МИФНС России N 12 по Тюменской области обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о взыскании задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам только 17.08.2011 (л.д. 30).
Таким образом, Восьмой арбитражный апелляционный суд считает, что Арбитражный суд Тюменской области пришел к правильному выводу о том, что совокупность сроков, предусмотренных статьями 70, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации в целях взыскания указанной недоимки и пени, истекла.
Из чего следует, что налоговый орган не реализовал свое право на взыскание задолженности на основании ст. ст. 45, 46, 47, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в установленный законом срок.
На основании изложенного, Восьмой арбитражный апелляционный суд приходит к заключению о том, что, отказав в удовлетворении заявленных МИФНС России N 12 по Тюменской области требований суд первой инстанции, принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для изменения обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку налоговый орган при подаче апелляционной жалобы не платила государственную пошлину, в силу ее освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 (270), 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.09.2011 г. по делу N А70-8254/2011 - ставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Моментом выявления налоговым органом недоимки является дата отражения в базе данных "расчеты с бюджетом" по конкретному налогу начислений по декларации или налоговой проверке при отсутствии фактической уплаты платежным поручением или зачетом в счет имевшейся ранее переплаты. Указанная база данных ведется налоговыми органами в порядке, установленном Приказом ФНС России от 16.03.2007, на основании поступающих первичных документов о начислении (уменьшении) налогов и уплате налогов (данные о платежных поручениях, поступающие из отделений Федерального казначейства Российской Федерации), решений о зачетах.
...
В настоящем случае, учитывая положения Налогового кодекса, предельным сроком принудительного взыскания неуплаченного налога и пени является 05.01.2011 (15.01.2010 (срок уплаты налога за 4 квартал 2009 года) + 3 месяца на направление требования (в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса РФ) + 20 дней на исполнение требования в добровольном порядке + 2 месяца на бесспорное взыскание соответствующей суммы путем направления в банк инкассового поручения (статья 46 Налогового кодекса РФ) + 6 месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки или пени (статья 46 Налогового кодекса РФ).
При этом, МИФНС России N 12 по Тюменской области обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о взыскании задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам только 17.08.2011 (л.д. 30).
Таким образом, Восьмой арбитражный апелляционный суд считает, что Арбитражный суд Тюменской области пришел к правильному выводу о том, что совокупность сроков, предусмотренных статьями 70, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации в целях взыскания указанной недоимки и пени, истекла.
Из чего следует, что налоговый орган не реализовал свое право на взыскание задолженности на основании ст. ст. 45, 46, 47, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в установленный законом срок."
Номер дела в первой инстанции: А70-8254/2011
Истец: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N12 по Тюменской области
Ответчик: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Озернинская средняя общеобразовательная школа
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9210/11