город Омск |
|
26 января 2012 г. |
Дело N А81-3026/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9162/2011) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2011 по делу N А81-3026/2011 (судья Лисянский Д.П.), принятое по заявлению Администрации муниципального образования Шурышкарский район (ИНН: 8907000920, ОГРН: 1028900555386) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: 8901014300, ОГРН: 1048900005890), при участии третьего лица: Администрации Горковского сельского совета (ОГРН: 1028900556849, ИНН: 8907000920) о признании решения об отказе в государственной регистрации Администрации Горковского сельского совета в связи с ликвидацией по решению учредителей от 15.04.2011 и обязании МИФНС N1 по ЯНАО внести в единый государственный реестр юридических лиц сведения о прекращении деятельности Администрации Горковского сельского совета,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Администрации муниципального образования Шурышкарский район - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Администрации Горковского сельского совета - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
Администрация муниципального образования Шурышкарский район (далее - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации ликвидации Администрации Горковского сельского совета по решению учредителей от 15.04.2011 и обязании МИФНС N1 по ЯНАО внести в единый государственный реестр юридических лиц сведения о прекращении деятельности Администрации Горковского сельского совета.
Решением от 30.09.2011 по делу N А81-3026/2011 требования заявителя были удовлетворены, поскольку учредителем был соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и представлены в налоговый орган документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица, в то время как, документы, на которые налоговый орган ссылается, как на подтверждение наличия у Администрации Горьковского сельского совета спорной задолженности, не являются теми документами, которые могут рассматриваться как однозначное опровержение вывода об отсутствии у Администрации Горьковского сельского совета указанной задолженности.
В апелляционной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что инспекцией в суд были представлены документы, свидетельствующие о наличии задолженности Администрации Горковского сельского совета с указанием причин образования задолженности, а именно: баланс расчетов по состоянию на 16.09.2011 г., документы по реструктуризации, требования об уплате налога N 662 от 05.05.2003, N 709 от 30.05.2003, N 1542 от 29.07.2003, N 5662 от 20.10.2003, N 2530 от 31.01.2004, N 3558 от 11.04.2005, N 11913 от 17.10.2005, N 13034 от 10.12.2004, N 23391 от 28.04.2006, N 25383 от 17.07.2006, N 29493 от 20.11.2006, N 6581 от 27.02.2009, N114461 от 04.08.2008.
По убеждению подателя жалобы, суд первой инстанции не принял названные доказательства во внимание и не дал им должной оценки.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу налогового органа Администрация выразила свое несогласие с доводами подателя жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не явились, что в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
Согласно выписки из единого государственного реестра юридических лиц от 12.08.2011 (л.д. 116-118) Администрация муниципального образования Шурышкарский район является учредителем Администрации Горьковского сельского совета.
29.06.2010 Администрацией муниципального образования Шурышкарский район (далее по тексту - учредитель) было вынесено постановление N 447-а о ликвидации Администрации Горьковского сельского совета.
При этом, Администрацией муниципального образования Шурышкарский район в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу было подано уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица учредителем, в связи с чем, 28.07.2010 в единый государственный реестр юридических лиц налоговым органом была внесена соответствующая запись за регистрационным номером 2108901015551.
11.08.2010 в печатном издании "Вестник государственной регистрации" N 31(287) учредителем осуществлена публикация информации о принятом решении о ликвидации Администрации Горковского сельского совета с указанием адреса: 629640, ЯНАО, с. Мужи, ул. Советская, д. 41; телефона 8 (34994)21075 и электронного адреса sterh-adm@newmail.ru по которому требования кредитора могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования данного сообщения.
После окончания двухмесячного срока для предъявления требований кредиторами, на основании постановления главы Администрации муниципального образования Шурышкарский район от 14.12.2010 N 1025-а, ликвидационной комиссией Администрации Горьковского сельского совета был составлен и представлен в территориальный налоговый орган промежуточный ликвидационный баланс, в связи с чем, налоговым органом 24.02.2011 внесены сведения в единый государственный реестр юридических лиц о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица за регистрационным номером 2118901004660.
08.04.2011 учредителем в адрес Инспекции в соответствии со статьями 9, 21 Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2010 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" было представлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией и ликвидационный баланс, утвержденный Постановлением главы Администрации муниципального образования Шурышкарский район от 18.03.2011 N 18-пг.
15.04.2011 налоговым органом принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2010 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов, по причине отсутствия в ликвидационном балансе от 18.03.2011 по кодам строк 510-516 сведений об обязательствах по платежам в бюджет, при этом по данным налогового органа за Администрацией Горьковского сельского совета числится задолженность, в связи с чем, ликвидационный баланс является недействительным и не представленным.
На основании изложенного, Инспекцией было отказано во внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидаций по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Полагая, что указанное решение Инспекции является незаконным, Администрация муниципального образования Шурышкарский район обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с вышеназванным заявлением.
Решением от 30.09.2011 по делу N А81-3026/2011 требования заявителя были удовлетворены.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого решения налоговым органом явилось то обстоятельство, что Общество допустило представление документа, содержащего недостоверные сведения, а, следовательно, фактически не представило документ на регистрацию. Поскольку в представленном ликвидационном балансе отсутствовали сведения о задолженности по налогам в размере 3 830 162 руб. 94 коп., налоговый орган посчитал, что представленный ликвидационный баланс не подтверждает завершение всех расчетов с кредиторами, а значит, не считается представленным.
Указанная позиция налогового органа расценивается судом апелляционной инстанции как несостоятельная, поскольку налоговый орган не принимает во внимание процедуру ликвидации юридического лица, императивно установленную нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Пунктами 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (пункт 1). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами (пункт 2).
Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1). После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 2). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 5). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8).
Статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (пункт 6).
Из материалов дела следует, что сведения о ликвидации Администрации в установленном законом порядке были опубликованы.
Доказательства того, что налоговый орган обращался в установленном порядке с иском в суд (непосредственно к ликвидатору), в материалах дела отсутствуют, в связи с чем у ликвидатора Администрации отсутствовали правовые основание для включения указанной задолженности в ликвидационный баланс.
Более того, апелляционный суд находит правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии в материалах дела достоверных доказательств наличия у Администрации спорной задолженности.
Как указано в пункте 22 Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" в качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки могут быть признаны подписанный налоговым органом и законным уполномоченным представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика, а также требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества, при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что представленные налоговым органом в материалы дела баланс расчетов по состоянию на 16.09.2011 и документы по реструктуризации не являются достаточными доказательствами наличия у налогоплательщика спорной задолженности на момент составления ликвидационного баланса.
Также апелляционный суд не может принять в качестве достаточных доказательств наличия у налогоплательщика спорной задолженности требования об уплате налога N 662 от 05.05.2003, N 709 от 30.05.2003, N 1542 от 29.07.2003, N 5662 от 20.10.2003, N 2530 от 31.01.2004, N 3558 от 11.04.2005, N 11913 от 17.10.2005, N 13034 от 10.12.2004, N 23391 от 28.04.2006, N 25383 от 17.07.2006, N 29493 от 20.11.2006, N 6581 от 27.02.2009, N114461 от 04.08.2008, поскольку таковые составлены с нарушением требований абзаца второго пункта 4 статьи 69 НК РФ, а именно, не содержат подробные данные об основаниях взимания налога.
Поскольку налоговым органом в материалы дела не было представлено подписанного налоговым органом и законным уполномоченным представителем должника акта сверки по лицевому счету налогоплательщика, апелляционный суд находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что документы, на которые налоговый орган ссылается, как на подтверждение наличия у Администрации Горьковского сельского совета спорной задолженности, не являются теми документами, которые могут рассматриваться как однозначное опровержение вывода об отсутствии у Администрации Горьковского сельского совета указанной задолженности.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией Администрации в регистрирующий орган представлены все предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, следовательно, основания для отказа в проведении такой регистрации по причинам, указанным в решении об отказе в государственной регистрации Администрации Горковского сельского совета в связи с ликвидацией по решению учредителей от 15.04.2011, у инспекции отсутствовали.
Суд апелляционной инстанции считает, что налоговым органом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2011 по делу N А81-3026/2011 оставить без изменения. Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Ямало-Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано в пункте 22 Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" в качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки могут быть признаны подписанный налоговым органом и законным уполномоченным представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика, а также требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества, при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что представленные налоговым органом в материалы дела баланс расчетов по состоянию на 16.09.2011 и документы по реструктуризации не являются достаточными доказательствами наличия у налогоплательщика спорной задолженности на момент составления ликвидационного баланса.
Также апелляционный суд не может принять в качестве достаточных доказательств наличия у налогоплательщика спорной задолженности требования об уплате налога N 662 от 05.05.2003, N 709 от 30.05.2003, N 1542 от 29.07.2003, N 5662 от 20.10.2003, N 2530 от 31.01.2004, N 3558 от 11.04.2005, N 11913 от 17.10.2005, N 13034 от 10.12.2004, N 23391 от 28.04.2006, N 25383 от 17.07.2006, N 29493 от 20.11.2006, N 6581 от 27.02.2009, N114461 от 04.08.2008, поскольку таковые составлены с нарушением требований абзаца второго пункта 4 статьи 69 НК РФ, а именно, не содержат подробные данные об основаниях взимания налога.
Поскольку налоговым органом в материалы дела не было представлено подписанного налоговым органом и законным уполномоченным представителем должника акта сверки по лицевому счету налогоплательщика, апелляционный суд находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что документы, на которые налоговый орган ссылается, как на подтверждение наличия у Администрации Горьковского сельского совета спорной задолженности, не являются теми документами, которые могут рассматриваться как однозначное опровержение вывода об отсутствии у Администрации Горьковского сельского совета указанной задолженности.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией Администрации в регистрирующий орган представлены все предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, следовательно, основания для отказа в проведении такой регистрации по причинам, указанным в решении об отказе в государственной регистрации Администрации Горковского сельского совета в связи с ликвидацией по решению учредителей от 15.04.2011, у инспекции отсутствовали."
Номер дела в первой инстанции: А81-3026/2011
Истец: Администрация муниципального образования Шурышкарский район
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Администрация Горковского сельского совета
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9162/11