г. Владимир |
|
31 января 2012 г. |
Дело N А79-6598/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 31.01.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Кирилловой М.Н., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "АБС ЗЭиМ Автоматизация" (г. Чебоксары, ИНН 2128006240, ОГРН 1022101130314) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.11.2011 по делу N А79-6598/2011, принятое судьей Щетинкиным А.В. по заявлению открытого акционерного общества "АБС ЗЭиМ Автоматизация" о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору в Чувашской Республике от 04.08.2011 N 97-11/73П по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании принял участие представитель Территориального управления Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору в Чувашской Республике - Кошельков О.М. по доверенности от 11.11.2011 N 20.
Открытое акционерное общество "АБС ЗЭиМ Автоматизация", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике (далее по тексту - Управление, административный орган) проведена проверка в отношении открытого акционерного общества "АБС ЗЭиМ Автоматизация" (далее по тексту - Общество, ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация", заявитель) по вопросу соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, в ходе которой выявлено нарушение Обществом установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - Кодекс), уполномоченное лицо Управления составило протокол от 25.07.2011 N 97-11/73 об административном правонарушении.
04.08.2011 исполняющим обязанности руководителя Управления вынесено постановление N 97-11/73П о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, которым ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация" привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25. Кодекса в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 28.11.2011 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказал.
При этом суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 2.1, частью 6 статьи 15.25 Кодекса, положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", счел доказанными факт совершения заявителем вмененного ему административного правонарушения, а также вину Общества в совершении данного правонарушения, признал правомерным привлечение заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
По мнению заявителя, вина Общества в нарушении срока представления справки о подтверждающих документах не доказана, поэтому основания для привлечения его к административной ответственности у Управления отсутствовали.
В апелляционной жалобе Общество, отмечает, что вина заявителя в совершении административного правонарушения не может быть установлена на основании предположения о том, что груз был вывезен по железнодорожным накладным от 18.08.2010 N АИ 277198, АИ 277199 30.08.2010 либо 31.08.2010. Достоверные документы, подтверждающие указанные обстоятельства, в материалах дела отсутствуют.
Железнодорожные накладные, по мнению заявителя, в совокупности с письмом Горьковского территориального центра фирменного транспортного обслуживания, согласно которому контейнеры с грузом прибыли на пограничную станцию отправителя Озинки 30.08.2010, не могут являться доказательством вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации именно в указанную дату.
Документы, подтверждающие дату вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации, как указывает заявитель, в материалах дела отсутствуют.
Заявитель указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ОАО "АБС Автоматизация" обладало железнодорожными накладными N N АИ 277198, АИ 277199 от 18.08.2010 с отметками о вывозе товара с таможенной территории Российской Федерации. Железнодорожные накладные на момент передачи груза для перевозки не содержат никаких отметок пограничных станций обеих стран о вывозе (ввозе) товара на территорию другого государства, поэтому без указанных отметок железнодорожные накладные для целей валютного контроля не являются документами, подтверждающими вывоз товара с таможенной территории.
ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация" полагает, что датой оформления подтверждающего документа является 13.09.2010 - дата получения товара по товарной накладной от 16.08.2010 нерезидентом на территории Республики Казахстан, что подтверждается отметкой покупателя на товарной накладной, полученной резидентом по электронной почте только 20.09.2010.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, в поступившем ходатайстве от 19.01.2012 N 321 (входящий номер 01АП-7545/11 от 23.01.2012) просит рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал позицию административного органа.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Общества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, с учетом следующего.
В части 6 статьи 15.25. Кодекса установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее по тексту - Закон N 173-ФЗ) устанавливаются правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (статья 2 Закона N 173-ФЗ).
В силу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Закона, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам Центральным банком Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ).
Во исполнение данных положений Центральным банком Российской Федерации утверждено Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций от 01.06.2004 N 258-П (далее по тексту - Положение).
В соответствии с пунктами 2.1 - 2.4 Положения в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк паспорта сделки (далее по тексту - ПС) документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в установленном банком ПС порядке и согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации.
В случае отсутствия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации путем подачи таможенной декларации, резидент в качестве подтверждающих документов представляет в банк ПС транспортные (перевозочные), коммерческие или иные документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать товар и подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации (содержащие сведения об отгрузке вывозимого с таможенной территории Российской Федерации товара либо передаче (получении) указанного товара за пределами территории Российской Федерации, оформленные в соответствии с условиями контракта или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой деятельности.
Материалами дела установлено, что Обществом (продавец) 11.06.2010 заключен контракт N 273-09900 с ТОО "Сантехмонтаж", Республика Казахстан (покупатель), на поставку оборудования на условиях, в номенклатуре, количестве и по цене в соответствии со спецификацией, которая является неотъемлемой частью контракта. Общая сумма контракта составляет 15 000 000 рублей.
ОАО "АБС Автоматизация" 15.06.2010 по контракту оформлен ПС N 10060003/1000/0019/1/0 в филиале ОАО Банк ВТБ в г. Чебоксары.
Согласно ведомости банковского контроля от 04.04.2011 по ПС N 10060003/1000/0019/1/0, выпискам из лицевого счета от 17.06.2010 и 29.07.2010, на банковский счет ОАО "АБС Автоматизация" в уполномоченном банке в установленный контрактом срок нерезидентом перечислены авансовые платежи платежными поручениями от 17.06.2010 N 305 и от 29.07.2010 N 126 на общую сумму 1481 250 рублей.
Во исполнение контракта Общество отгрузило товар по железнодорожным накладным от 18.08.2010 N N АИ-277198, АИ-277199, товарной накладной от 16.08.2010 N 035411, счету-фактуре от 16.08.2010 N103087 на сумму 1481 250 рублей. Таким образом, все указанные документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации оформлены в августе 2010 года.
Декларирование таможенным органам товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации, в данном случае, нормативными документами не установлено.
Горьковский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания на запрос Управления письмом от 04.08.2011 N 120/3/ГТЦФТОп сообщил, что контейнера с грузом "электроприборы" N 519503717, 519421330 по железнодорожным накладным N АИ-277198, АИ-277199 прибыли на станции Озинки (экспорт) Приволжской железной дороги, которая является пограничной станцией страны отправителя, 30.08.2010.
Суд первой инстанции, проанализировав условия заключенного контракта N 273-09900 от 11.06.2010, пришел к правильному выводу о том, что подписание подтверждающих вывоз товара с таможенной территории документов обеими сторонами не предусмотрено.
Поскольку все документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации, оформлены в августе 2010 года, а доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено, суд первой инстанции обоснованно признал предельным сроком представления в банк ПС справки и документов, подтверждающих вывоз товара с таможенной территории 15.09.2010.
Однако справка о подтверждающих документах и документы представлены Обществом в банк паспорта сделки 21.09.2010, то есть с нарушением установленного законодательством срока на 6 календарных дней.
Довод заявителя о том, что по состоянию на 15.09.2010 резидент не обладал железнодорожной накладной с отметкой таможенного органа о вывозе товара с таможенной территории Российской Федерации, обоснованно отклонен судом первой инстанции, как не соответствующий пункту 2.4 Положения и условиям заключенного контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1. Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
О вине общества в допущенном нарушении свидетельствует несовершение им предусмотренных нормами валютного законодательства действий, которые Общество должно было и имело возможность совершить в установленные законодательством сроки (представить своевременно в банк справку о подтверждающих документах). Обществом не представлены доказательства невозможности принятия всех необходимых и достаточных мер для своевременного исполнения своей публично-правовой обязанности.
При таких обстоятельствах в действиях Общества имеется состав вмененного административного правонарушения.
Процессуальных нарушений при привлечении Общества к административной ответственности Управлением не допущено и судом первой инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, принятым с учетом материалов дела в соответствии с требованиями действующего на момент его принятия законодательства.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения, либо отмены судебного акта Первым арбитражным апелляционным судом не установлены.
Вместе с тем, рассмотрев повторно, с учетом положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное дело, суд установил следующее.
Согласно части 1 статьи 1.7. Кодекса лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Кодекса).
Федеральным законом N 311-ФЗ от 16.11.2011 "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях" часть 6 статьи 15.25 Кодекса дополнена частью 6.1, в соответствии с которой нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на десять дней, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В рассматриваемом случае справка о подтверждающих документах была представлена в уполномоченный банк с нарушением установленного срока на 6 календарных дней.
На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции постановление о назначении административного наказания не исполнено. С учетом изложенного имеются основания для изменения постановления административного органа в части его квалификации с учетом времени просрочки по части 6.1 статьи 15.25. Кодекса и меры ответственности Общества.
Таким образом, постановление Управления от 04.08.2011 N 97-11/73П подлежит признанию незаконным и отмене в части привлечения к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции считает возможным применить в отношении Общества наказание в виде предупреждения.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 28.11.2011 по делу N А79-6598/2011 оставить без изменения.
Постановление Территориального управления Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору в Чувашской Республике от 04.08.2011 N 97-11/73П признать незаконным и отменить в части привлечения к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Назначить открытому акционерному обществу "АБС ЗЭиМ Автоматизация" наказание в виде предупреждения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее по тексту - Закон N 173-ФЗ) устанавливаются правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (статья 2 Закона N 173-ФЗ).
В силу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Закона, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам Центральным банком Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ).
...
Федеральным законом N 311-ФЗ от 16.11.2011 "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях" часть 6 статьи 15.25 Кодекса дополнена частью 6.1, в соответствии с которой нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на десять дней, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
...
В соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается."
Номер дела в первой инстанции: А79-6598/2011
Истец: ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору по Чувашской Республике, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7537/11