г. Пермь |
|
25 января 2012 г. |
Дело N А50-10215/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Зелениной Т.Л., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Клешниной Н.С.,
при участии:
от заявителя - Плаксин А.В., доверенность от 23.05.2011,
от ответчика - Старкова В.А., доверенность от 10.01.2012,
от третьих лиц - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 08 ноября 2011 года
по делу N А50-10215/2011,
вынесенное судьей Ремянниковой И.Е.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Батуева Павла Александровича (ОГРНИП 310591707400011, ИНН 591703351862)
к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Пермскому краю,
третьи лица Администрация Кунгурского муниципального района, Администрация Шадейского сельского поселения,
о признании незаконными действий по отказу в исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости,
установил:
Индивидуальный предприниматель Батуев Павел Александрович (далее - заявитель, Батуев П. А.) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" (далее - ответчик) по отказу в исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 59:24:373 01 01:1850 незаконными; обязании устранить нарушение прав заявителя путем исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 59:24:373 01 01:1850 в части указания категории земельного участка "земли населенных пунктов" вместо ранее указанной категории "земли сельскохозяйственного назначения".
Определением суда от 23.08.2011 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" на Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Пермскому краю (далее - ФБУ "КП" по Пермскому краю).
Определением суда от 23.08.2011 согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Кунгурского муниципального района, Администрация Шадейского сельского поселения.
Решением суда от 08.11.2011 заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия ФБУ "КП" по Пермскому краю по отказу в исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 59:24:373 01 01:1850; на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя путем исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 59:24:373 01 01:1850, указав категорию земельного участка с учетом его координат согласно правоустанавливающим документам, а также с учетом координат населенного пункта п.Шадейка.
Ответчик с решением суда от 08.11.2011 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ответчик считает, что технической ошибки при ведении государственного кадастра недвижимости допущено не было, поскольку категория спорного земельного участка указана в соответствии с правоустанавливающими документами, перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным 25.07.2006 начальником территориального отдела Управления Роснедвижимости Пермской области (строка 174). Ответчик ссылается на то, что государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о границах спорного земельного участка, поскольку его границы не определялись на местности путем проведения землеустроительных работ по межеванию. Учитывая отсутствие координат границ муниципального образования "Шадейское сельское поселение", невозможно с точностью определить, входит ли спорный земельный участок в черту населенного пункта п. Шадейка. Ответчик указал, что для восстановления нарушенных прав заявителю необходимо осуществить перевод спорного земельного участка из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли населенных пунктов".
Ответчик в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Заявитель в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица в суд апелляционной инстанции не явились, отзыв на апелляционную жалобу в суд не представили.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что главе крестьянского хозяйства Батуеву П.А. на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок, общей площадью 10 000 кв.м. с кадастровым номером 59:24:373 01 01:1850, расположенный по адресу: Пермский край, Кунгурский район, п. Шадейка, ул. Полевая, 8, что подтверждается свидетельством от 22.11.1990, выданным Шадейским сельсоветом, решением исполнительного комитета Кунгурского райисполкома от 22.11.1990 N 225-2, государственным актом на право пользования землей от 04.12.1990 серии A-I N 381554, выданным исполнительным комитетом Кунгурского райисполкома.
01.03.2011 заявитель обратился к ответчику с заявлением об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 59:24:373 01 01:1850 в части указания категории земельного участка "земли населенных пунктов" вместо категории "земли сельскохозяйственного назначения". К заявлению приложены: решение исполнительного комитета Кунгурского райисполкома от 22.11.1990 N 225-2, государственный акт на право пользования землей от 04.12.1990 серии A-I N 381554, свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 22.11.1990, распоряжение Администрации Кунгурского района от 15.04.1993 N 293-р, акт обследования и выбора территории (участка) от 12.04.1993, заключение по отводу земельного участка под строительство, выданное Кунгурской межрайонной санитарно-эпидемиологической станцией от 30.03.1993 N 64, справка Администрации Шадейского сельского поселения от 20.08.2009.
Решением от 03.03.2011 N 5924/11/1-778 ответчик отклонил заявление об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях на основании ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в связи с отсутствием противоречий между сведениями государственного кадастра недвижимости и сведениями, содержащимися в документах кадастрового дела, на основании которых сведения вносились в реестр объектов недвижимости.
Не согласившись с данным решением ответчика, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" технической ошибкой в государственном кадастре недвижимости является описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В силу ч. 2,3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Из объяснений сторон в суде апелляционной инстанции следует, что сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр в 2006 году (протокол судебного заседания от 18.01.2012).
Согласно кадастровому плану (выписке из государственного земельного кадастра) земельного участка площадью 10 000 кв.м. с кадастровым номером 59:24:373 01 01:1850 от 30.05.2007 земельный участок поставлен на кадастровый учет с ориентировочной площадью, с указанием категории - "земли сельскохозяйственного назначения".
И материалов дела следует, что основанием внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр явились правоустанавливающие документы на земельный участок, перечень ранее учтенных земельных участков по состоянию на 01.06.2005, утвержденный ТУ Управления Роснедвижимости по Пермской области от 25.07.2006, в котором указана категория земельного участка - "земли сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент внесения оспариваемых сведений, сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий.
В силу п. 2.1.2. Порядка ведения реестра земель, утвержденного приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15.06.2001 N П/119, внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществляется на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках.
Пунктами 1.2. 1.2.-1.2. Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденных первым заместителем руководителя Росземкадастра 10.04.2001, предусмотрено, что подготовка сведений о ранее учтенных земельных участках к внесению в государственный реестр земель кадастрового района и дежурную кадастровую карту заключается в инвентаризации имеющихся в распоряжении территориальных органов Росземкадастра документированных сведений о земельных участках с составлением выписки из государственного земельного кадастра обо всех ранее учтенных земельных участках, расположенных в пределах одного конкретного кадастрового квартала. Инвентаризационная опись представляет собой сложный документ, состоящий из перечня ранее учтенных земельных участков, инвентаризационного плана (схемы, чертежа) земельных участков в квартале и каталога координат точек границ земельных участков в квартале, скомплектованных в отдельное инвентаризационное дело. В перечень ранее учтенных земельных участков включаются сведения, подлежащие отражению (внесению) в государственный реестр земель кадастрового района. На инвентаризационном плане земельных участков в квартале и в каталоге координат узловых и поворотных точек границ земельных участков отражаются сведения, подлежащие отражению на дежурной кадастровой карте.
Согласно п.п. 1 и 2 ч 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее положения данного Кодекса приводятся в редакции, действовавшей на момент внесения оспариваемых сведений в государственный кадастр) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений.
Частью 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии со ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.
Согласно п. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий.
Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Проект черты поселения относится к градостроительной документации (п. 2 той же статьи).
Утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании п. 5 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции, действовавшей на момент внесения оспариваемых сведений в государственный кадастр) земельные участки, расположенные в черте поселений, подлежат отнесению к землям поселений, а вне черты поселений - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Согласно решению Кунгурского исполкома районного Совета народных депутатов от 22.11.1990 N 225-2 заявителю отведен земельный участок под производство овощей тепличных культур, производство и переработку пушнины общей площадью 3 га, в т.ч. пашни - 2 га, под постройки - 1 га. В государственном акте на право пользования землей от 21.04.1993 содержится указание на то, что земельный участок площадью 1 га отведен под застройку.
Правоустанавливающие документы заявителя не содержат сведений о категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
В приложении N 17 к Закону Пермской области от 27.12.2004 N 1987-436 "Об утверждении границ и наделении статусом муниципальных образований Кунгурского района Пермской области" дано картографическое описание границ муниципального образования "Шадейское сельское поселение" с административным центром в пос. Шадейка.
Границы населенного пункта Шадейка не установлены.
Как следует из объяснений ответчика в суде апелляционной инстанции и установлено судом первой инстанции, картографическое описание Шадейского сельского поселения, указанное в приложении N 17 к Закону Пермской области от 27.12.2004 N 1987-436 "Об утверждении границ и наделении статусом муниципальных образований Кунгурского района Пермской области", нашло графическое отображение в государственном кадастре.
Администрация Кунгурского муниципального района Пермского края представила материалы дела выкопировку из схемы территориального планирования Кунгурского муниципального района, в отзыве на заявление указала, что данная схема утверждена решением Земского собрания Кунгурского муниципального района от 16.12.2009 N 79, согласно указанной схеме спорный земельный участок расположен вне черты населенных пунктов Шадейского сельского поселения.
Вместе с тем, согласно постановлению главы Шадейского сельского поселения от 07.07.2009 N 80 земельный участок имеет адресный ориентир: п.Шадейка, ул.Полевая, 8, земли населенных пунктов.
Из справки Администрации Шадейского сельского поселения от 20.08.2009 следует, что по плановым материалам (стереотопографическая съемка 1999, аэросъемка 1997 г., Уралземкадастрсъемка, 1999) Шадейского сельского поселения спорный земельный участок входит в черту населенного пункта п.Шадейка.
В заключении кадастрового инженера ООО "Землемер", содержащемся в межевом плане земельного участка, указано, что при образовании 5 земельных участков путем раздела спорного земельного участка выявилось, что спорный земельный участок полностью расположен на территории населенного пункта п.Шадейка.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом того, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик, не представил обоснования графического изображения земельного участка в государственном кадастре; ошибочное нанесение координат земельного участка повлекло неправильное указание категории земель.
Учитывая изложенное заявленные требования правомерно удовлетворены судом.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых могло бы повлечь иные выводы апелляционного суда.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя апелляционной жалобы.
На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 08 ноября 2011 года по делу N А50-10215/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п.п. 1 и 2 ч 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее положения данного Кодекса приводятся в редакции, действовавшей на момент внесения оспариваемых сведений в государственный кадастр) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений.
Частью 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии со ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.
Согласно п. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий.
...
Утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании п. 5 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции, действовавшей на момент внесения оспариваемых сведений в государственный кадастр) земельные участки, расположенные в черте поселений, подлежат отнесению к землям поселений, а вне черты поселений - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка."
Номер дела в первой инстанции: А50-10215/2011
Истец: ИП Батуев Павел Александрович
Ответчик: ФБУ "Земельная кадастровая палата по ПК", ФБУ "Кадастровая палата" по Пермскому краю, ФГУ "Земельная кадастровая палата по ПК" в лице отдела по Кунгурскому району
Третье лицо: Администрация Кунгурского муниципального района Пермского края, Администрация Шадейского сельского поселения, Администрация Кунгурского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13596/11