г. Самара |
|
31 января 2012 г. |
Дело N А55-18151/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Степановой Ю.В., с участием:
от ОАО "Самаранефтегаз" - представителя Губанеевой Е.А., доверенность от 01 января 2012 года N СНГ-123/12,
от министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представителя Дмитриенко Е.В., доверенность от 10 января 2012 года N 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 января 2012 года апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 декабря 2011 года по делу N А55-18151/2011, судья Мешкова О.В., принятое по заявлению ОАО "Самаранефтегаз", ИНН 6315229162, ОГРН 1026300956990, г.Самара, к министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 25 августа 2011 года N 257 о назначении административного наказания по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Самаранефтегаз" (далее - ОАО ""Самаранефтегаз", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство, административный орган) от 25 августа 2011 года N 257 о назначении административного наказания по ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решением суда от 15 декабря 2011 года заявление ОАО ""Самаранефтегаз" удовлетворено, оспариваемое постановление министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 25 августа 2011 года N 257 о назначении ОАО "Самаранефтегаз" административного наказания в виде штрафа в размере 65000 руб., предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, признано незаконным и отменено в связи с нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявления общества отказать, ссылаясь на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, и соблюдение административным органом требований административного законодательства, предъявляемых к процедуре привлечения к административной ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Самаранефтегаз" использует территорию лесного фонда выдела 25 в квартале N 61, выделы 15,19,23,25 в квартале 64 Сергиевского лесничества, Красно - Городецкого участкового лесничества, площадью 3,722 га на основании договора аренды N 159/10-03889-010/3224410/2269Д от 21 июня 2010 года для строительства линейного объекта.
Постановлением от 07 июля 2011 года заместителя прокурора Сергиевского района Самарской области в отношении ОАО "Самаранефтегаз" возбуждено дело об административном правонарушении по ст.8.32 КоАП РФ.
В ходе проверки прокуратурой Сергиевского района Самарской области установлено, что 29 июня 2011 года ОАО "Самаранефтегаз" на территории лесного участка, имеющего местоположение: Самарская область, Сергиевское лесничество, Красно - Городецкое участковое лесничество, квартал 61, выдел 25, квартал 64, выделы 15,19,23,25 установлены нарушения требований законодательства РФ в сфере охраны и использования лесов.
В постановлении прокурора отражены следующие нарушения: в нарушение ст.53 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" (далее - Правила пожарной безопасности в лесах) окаймление минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра на вышеуказанном участке отсутствует, кроме того, противопожарные аншлаги отсутствуют, кустарники и сорная растительность не убраны, трасса сильно заросшая, акты лесопатологического обследования за 2010 и 2011 годы не предоставлены. Также при проведении проверки установлено отсутствие пожарного оборудования, инвентаря на участке.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в постановлении прокурора допущена опечатка при указании пункта Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417. Обязанности юридических лиц и граждан, осуществляющих использование лесов, по обеспечению пожарной безопасности установлены не пунктом 15, а пунктом 13 Правил пожарной безопасности в лесах.
Постановление прокуратуры Сергиевского района Самарской области от 07 июля 2011 года было направлено в адрес министерства для рассмотрения дела об административном правонарушении по существу.
Постановлением министерства N 257 от 25 августа 2011 года о назначении административного наказания ОАО "Самаранефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 65 000 руб. При этом согласно тексту постановления обществу вменено нарушение требований статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации и подпункта "в" пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, а также дополнительно пункт 34 Правил пожарной безопасности в лесах.
В качестве события административного правонарушения указано, что ОАО "Самаранефтегаз" на арендованном лесном участке, имеющем местоположение: Самарская область, Сергиевское лесничество, Красно - Городецкое участковое лесничество, квартал 61, выдел 25, квартал 64, выделы 15,19,23,25 не обеспечило содержание территории, необходимой для эксплуатации линейного объекта в состоянии, свободном от горючих материалов, не проложена противопожарная минерализованная полоса шириной 2- 2,5 метра вокруг колодцев на трубопроводах.
Таким образом, в постановлении о назначении административного наказания N 257 от 25 августа 2011 года обществу вменено то, что им не проложена противопожарная минерализованная полоса шириной 2-2,5 метра вокруг колодцев на трубопроводах, то есть нарушение, которое не было указано и вменено в вину заявителю в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 07 июля 2011 года.
В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если ходатайство оставлено без удовлетворения.
В данном случае законный представитель ОАО "Самаранефтегаз" был надлежащим образом извещен о времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 07 июля 2011 года, что подтверждается требованием прокурора Сергиевского района Самарской области от 04 июля 2011 года исх. N 07-08/11 и ответом на него общества от 06 июля 2011 года N СНГ 05/2-10/1016 (л.д.64, 65).
Однако согласно имеющейся отметке на постановлении от 07 июля 2011 года и объяснениям заявителя представитель ОАО "Самаранефтегаз" Шуваткина Ю.Н., представлявшая интересы общества по общей доверенности на от 01 декабря 2010 года N СНГ-352/10 (л.д.54-55), на рассмотрение дела об административном правонарушении при возбуждении заместителем прокурора дела об административном правонарушении не была допущена и права с обязанностями ей также не разъяснялись в связи с недопуском к участию в деле.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении лишь было вручено представителю общества.
Доводы министерства со ссылкой на ответ прокуратуры о том, что Шуваткина Ю.Н. была допущена к участию в деле, противоречит отметкам на постановлении от 07 июля 2011 года и первоначально не отрицалось административным органом. Факт составления постановления в отсутствие представителя также подтверждается и содержанием постановления, где указано, что оно вынесено в соответствии с п. 4.1 ст. 28.2 Ко АП РФ. При этом на участие защитника в постановлении не указано.
В соответствии с разъяснениями в п.17 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 года N 2 (в редакции от 10 ноября 2011 года) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц на основании статьи 28.2 КоАП РФ, могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица.
Согласно ч.5 ст.185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность от имени юридического лица выдается за подписью руководителя или иного лица, уполномоченного учредительными документами, с приложением печати этой организации.
В рассматриваемом случае доверенность от 01 декабря 2010 года N СНГ-352/10, выданная Шуваткиной Ю.Н., предоставляет ей право представлять интересы общества во всех органах и учреждениях федеральной исполнительной и законодательной власти, органах субъектов РФ, правоохранительных органах, прокуратуре, во всех судах судебной системы РФ, при проведении проверок, при производстве дел об административных правонарушениях в отношении ОАО "Самаранефтегаз". Отсутствие в доверенности указания на конкретные права и право представления по конкретному административному делу, предоставленные КоАП РФ лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не влечет признания ее ненадлежащей.
Следовательно, прокуратура не имела права не допускать к рассмотрению дела об административном правонарушении представителя ОАО "Самаранефтегаз" Шуваткину Ю.Н. с надлежаще оформленной доверенностью.
Частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы и пользоваться иными процессуальными правами.
Не допустив представителя ОАО "Самаранефтегаз" к рассмотрению дела, прокурор лишил его возможности воспользоваться вышеуказанными правами.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Несоблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, носящее существенный характер свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что в ходе производства по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности юридического лица.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление министерства.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 15 декабря 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства - без удовлетворения.
Судебные расходы по данному делу взысканию не подлежат, поскольку исходя из положений ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 декабря 2011 года по делу N А55-18151/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае доверенность от 01 декабря 2010 года N СНГ-352/10, выданная Шуваткиной Ю.Н., предоставляет ей право представлять интересы общества во всех органах и учреждениях федеральной исполнительной и законодательной власти, органах субъектов РФ, правоохранительных органах, прокуратуре, во всех судах судебной системы РФ, при проведении проверок, при производстве дел об административных правонарушениях в отношении ОАО "Самаранефтегаз". Отсутствие в доверенности указания на конкретные права и право представления по конкретному административному делу, предоставленные КоАП РФ лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не влечет признания ее ненадлежащей.
...
Частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы и пользоваться иными процессуальными правами.
...
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Несоблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, носящее существенный характер свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что в ходе производства по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности юридического лица."
Номер дела в первой инстанции: А55-18151/2011
Истец: ОАО "Самаранефтегаз"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Третье лицо: Русин Сергей Иванович
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15977/11