г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2012 г. |
Дело N А42-5145/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен (после перерыва Арибджанов Р.Т. по доверенности от 18.01.2012);
от ответчика: Тропников А.А. по доверенности от 09.03.2011 N 25-21/4307 (не явился, извещен);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22517/2011) Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.11.2011 по делу N А42-5145/2011 (судья Алексина Н.Ю.), принятое
по заявлению ЗАО "Морское содружество"
к Мурманской таможне
о признании незаконным бездействия
установил:
закрытое акционерное общество "Морское содружество" (183038, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Шмидта, 6, 5, ОГРН 1025100831766, далее - заявитель, общество, ЗАО "Морское содружество") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, предмет которого изменен в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Мурманской таможни (183010, город Мурманск, улица Горького, дом 15, ОГРН 1035100864095, далее - ответчик, таможенный орган), выразившегося в непредставлении ответа на заявление от 08.07.2011 о выдаче разрешения на вывоз рыбопродукции в количестве 102685 кг нетто за пределы территории таможенного союза без помещения под какую-либо таможенную процедуру.
Решением суда от 03.11.2011 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм процессуального и материального права. По мнению подателя жалобы, обществом изменены предмет и основание заявленного требования, что недопустимо в силу положений пункта 1 статьи 49 АПК РФ.
Кроме того, таможня считает, что судом неправильно применены положения статей 159 и 163 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). Учитывая, что для вывоза с таможенной территории таможенного союза продукции морского промысла требуется декларирование таких товаров таможенному органу в соответствии с выбранной таможенной процедурой, убытие с таможенной территории задекларированных товаров, находящихся под таможенным контролем, допускается при соблюдении требований, установленных абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 163 ТК ТС и представлении сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 159 ТК ТС.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, указав также, что к заявлению от 08.07.2011 о выдаче разрешения на вывоз рыбопродукции, направленному таможенному посту, общество не приложило документы, предусмотренные статьей 159 ТК ТС.
Представитель общества, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В порядке положений статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 25.01.2012 объявлен перерыв до 01.02.2012.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Согласно генеральной общей декларации 09.07.2011 ЗАО "Морское содружество" на судне М-0188 "Комарно" на территорию Российской Федерации Обществом ввезена рыбопродукция в количестве 4963 мест/129772 кг нетто/131849 кг брутто (мороженной рыбопродукции) - для выгрузки в порту Мурманск, и в количестве 3296 мест/102685 кг нетто/104327 кг брутто (мороженной рыбопродукции) - для вывоза за пределы таможенной территории.
Капитаном судна также поданы две грузовые декларации на рыбопродукцию, предназначенную для выгрузки товара в порту Мурманск, и рыбопродукцию, предназначенную для вывоза за пределы таможенной территории.
Письмом от 08.07.2011 N 552 Общество уведомило начальника таможенного поста Морской порт Мурманск о том, что без выгрузки с борта судна М-0188 "Комарно" и, не покидая места прибытия, рыбопродукция в количестве 3296 мест/102685 кг нетто/104327 кг брутто будет отправлена в порт Киркенес, Норвегия. Этим же письмом Общество просило разрешить убытие данной рыбопродукции без помещения ее под какую-либо таможенную процедуру.
12.07.2011 начальник таможенного поста Морской порт Мурманск в письме N 05-23/3055 сообщил, что вывоз продукции морского промысла и продуктов ее переработки, выловленной (добытой) российскими рыбопромысловыми судами в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, с таможенной территории таможенного союза без предоставления таможенной декларации либо иного документа в соответствии с пунктом 1 статьи 163 ТК ТС не допускается.
Посчитав, что ответ таможенного органа от 12.07.2011 N 05-23/3055 не соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению решения о выдаче (об отказе в выдаче) разрешения на вывод рыбопродукции, заявитель обратился с данным заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, проанализировав положения статей 159, 163 ТК ТС, пришел к выводу о том, что ответчик фактически не рассмотрел заявление Общества о выдаче разрешения, поданное 08.07.2011 N 522. При этом суд указал, что таможенный орган, получив заявление общества, убытие конкретных товаров (мороженной рыбопродукции) не запретил, решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения не принял, соответствующую отметку на поданном документе не проставил, на выдачу разрешения или отказ в выдаче разрешения, равно как и на непредставление документов в письме от 12.07.2011 N 05-23/3055 не указал.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, апелляционная инстанция находит решение суда не подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Изменение основания иска - это изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику. Изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику.
Одновременное изменение предмета и основания иска Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не допускается.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения таможни об отказе в вывозе товара с таможенной территории таможенного союза без помещения под таможенную процедуру. Заявлением от 01.11.2011 Общество изменило предмет требования и просило суд признать незаконным бездействие таможни, выразившегося в непредставлении ответа на заявление о выдаче разрешения на вывоз товара с таможенной территории таможенного союза без помещения под таможенную процедуру. В обоснование заявленных требований в обоих случаях Общество сослалось на наличие оснований для вывоза рыбопродукции в порядке, предусмотренном абзацем 3 пункта 1 статьи 163 ТК ТС и незаконное ограничение таможенным органом права Общества на вывоз рыбопродукции в таком порядке.
Таким образом, ни заявителем, ни судом первой инстанции не допущено нарушения положений части 1 статьи 49 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3.2. статьи 19 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ) уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенная из них рыбная и иная продукция подлежат доставке на таможенную территорию Российской Федерации. Уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства в иных определенных Правительством Российской Федерации районах, и произведенная из них рыбная и иная продукция подлежат доставке на территорию, установленную Правительством Российской Федерации. Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации указанных в части 3.2 настоящей статьи уловов водных биоресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3.3 статьи 19 Закона N 166-ФЗ).
Такой порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12,2008 N 990 "О ввозе (вывозе) на таможенную территорию Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции" (далее - постановление N 990).
Пунктом 1 постановления N 990 определено, что оформление и государственный контроль в отношении ввоза (вывоза) на таможенную территорию Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции осуществляются в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2008 г. N 184 "О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных настоящим Постановлением. Согласно пункту 3 названного постановления установлено, что оформление и государственный контроль в отношении вывоза с таможенной территории Российской Федерации после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации без выгрузки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции осуществляются в установленном порядке последовательно и непрерывно при их доставке в морской порт в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2008 N 184 утвержден Порядок оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации (далее - Постановление N 184). В соответствии с пунктом 2 названного постановления в морских портах в Российской Федерации при оформлении захода (выхода) судов рыбопромыслового флота, а также ввозе (вывозе) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки применяются уведомительный порядок и выборочный государственный контроль в отношении судов рыбопромыслового флота, ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки (далее соответственно - уведомительный порядок, выборочный государственный контроль).
Согласно пункту 5 утвержденного постановлением N 184 Порядка оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации оформление и государственный контроль судов и продукции морского промысла, добытой (выловленной) в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, при ввозе (вывозе) на таможенную территорию Российской Федерации без выгрузки на сухопутную территорию Российской Федерации - осуществляются комиссией, в состав которой входят представители таможенных и пограничных органов.
Оформление и государственный контроль судов и продукции морского промысла осуществляются у причалов или на рейде морского порта (пункт 8 Порядка).
В соответствии с понятиями, данными в пункте 1 статьи 4 ТК ТС, под вывозом товаров с таможенной территории таможенного союза понимается совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза до фактического пересечения таможенной границы; под выпуском товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.
Пунктом 1 статьи 163 ТК ТС установлено, что для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.
Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза таможенному органу представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 настоящего Кодекса (абзац 2 пункта 1 статьи 163 ТК ТС).
Пунктом 2 статьи 159 ТК ТС регламентирован перечень сведений, которые перевозчик должен представить таможенному органу при международной перевозке водными судами: общую декларацию; декларацию о грузе; декларацию о судовых припасах; декларацию о личных вещах экипажа судна; судовую роль; список пассажиров; документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза; транспортные (перевозочные) документы; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения: о регистрации судна и его национальной принадлежности; наименование и описание судна; фамилия капитана; фамилия и адрес судового агента; о количестве пассажиров на судне, их фамилии, имена, гражданство (подданство), даты и места рождения, порт посадки и высадки; о количестве и составе членов экипажа; наименование порта отправления и порта захода судна; наименование, общее количество и описание товаров; о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; наименование порта погрузки и порта выгрузки товаров; номера коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, на товары, подлежащие выгрузке в этом порту; наименование портов выгрузки остающихся на борту товаров; наименование первоначальных портов отправления товаров; наименование судовых припасов, имеющихся на судне, и указание их количества; описание размещения товаров на судне; о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений; о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества; о наличии (об отсутствии) на борту судна опасных товаров, включая оружие, боеприпасы.
Из абзаца 3 пункта 1 статьи 163 ТК ТС следует, что для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу, не представляется только таможенная декларация либо иной документ, допускающий вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза.
Согласно пункту 4 статьи 163 ТК ТС убытие товаров с таможенной территории таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа.
Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.
Установив обстоятельства дела и проанализировав содержание приведенных выше норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при соблюдении требований законодательства, установленных, в том числе в статьях 163, 164, 166 ТК ТС, товары без их помещения под определенную таможенную процедуру могут быть вывезены с разрешения таможенного органа с таможенной территории таможенного союза.
При этом на основании представленных документов на таможенном органе лежит обязанность проверить и установить соблюдение запретов и ограничений, статус вывозимого товара, уплату таможенных пошлин, налогов.
Как следует из материалов дела, Общество за сутки до прибытия судна в порт Мурманск направило начальнику таможенного поста сведения о заходе в порт судна М-0188 "Комарно", а также о находящейся на борту рыбопрродукции, в том числе, подлежащей оформлению в таможенном режиме "Импорт", и подлежащей вывозу за пределы таможенной территории Российской Федерации без выгрузки с борта судна. Такие сведения направлены письмом от 08.07.2011 N 522.
В порту Мурманск 09.07.2011 капитаном судна поданы две грузовые декларации на рыбопродукцию, предназначенную для выгрузки товара в порту Мурманск, и рыбопродукцию, предназначенную для вывоза за пределы таможенной территории, а также генеральная (общая) декларация, содержащая сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 159 ТК ТС.
Означенные документы предъявлены для оформления и государственного контроля, осуществляемого комиссией, в состав которой входят представители таможенных органов, в соответствии с пунктом 5 утвержденного постановлением N 184 Порядка оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации.
Судом первой инстанции на основании материалов дела также установлено, что товар, указанный в грузовой декларации "Для вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации", Обществом под определенную таможенную процедуру не помещался и на момент обращения с заявлением в таможенный орган не покидал место прибытия.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо Мурманского филиала Федерального государственного учреждения "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" от 08.07.2011 N МФ/16-1377 с приложением на 3-л листах сведений о происхождении находящейся на борту судна рыбопродукции (л.д.50-53). Означенное доказательство свидетельствует о том, что к моменту захода судна в порт Мурманск Общество располагало необходимыми для таможенного оформления сведениями о происхождении рыбопродукции, подлежащей вывозу за пределы таможенной территории Российской Федерации. Доказательств того, что эти сведения не были представлены таможенному органу, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал, что письмо начальника таможенного поста порт Мурманск от 12.07.2011 N 05-23/3055 не может быть расценено как рассмотрение заявления Общества от 08.07.2011 N 522 и принятие соответствующего решения. Ни грузовая декларация на спорную рыбопродукцию, ни генеральная декларация не содержат отметок таможни об отказе в выпуске либо товара. Также верным является вывод суда о том, что непредставление заявителем в Мурманскую таможню каких-либо документов, не является основанием для нерассмотрения заявления ЗАО "Морское содружество".
Доводы таможни о непредставлении Обществом на таможенный пост необходимых документов отклоняются судом, как противоречащие постановлениям Правительства Российской Федерации N 990 и N 184 о порядке оформления ввоза (вывоза) продукции в морских портах.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявление Общества фактически не рассмотрено, и удовлетворил требование заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.11.2011 по делу N А42-5145/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из абзаца 3 пункта 1 статьи 163 ТК ТС следует, что для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу, не представляется только таможенная декларация либо иной документ, допускающий вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза.
Согласно пункту 4 статьи 163 ТК ТС убытие товаров с таможенной территории таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа.
...
Установив обстоятельства дела и проанализировав содержание приведенных выше норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при соблюдении требований законодательства, установленных, в том числе в статьях 163, 164, 166 ТК ТС, товары без их помещения под определенную таможенную процедуру могут быть вывезены с разрешения таможенного органа с таможенной территории таможенного союза.
...
В порту Мурманск 09.07.2011 капитаном судна поданы две грузовые декларации на рыбопродукцию, предназначенную для выгрузки товара в порту Мурманск, и рыбопродукцию, предназначенную для вывоза за пределы таможенной территории, а также генеральная (общая) декларация, содержащая сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 159 ТК ТС.
Означенные документы предъявлены для оформления и государственного контроля, осуществляемого комиссией, в состав которой входят представители таможенных органов, в соответствии с пунктом 5 утвержденного постановлением N 184 Порядка оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А42-5145/2011
Истец: ЗАО "Морское содружество"
Ответчик: Мурманская таможня