город Ростов-на-Дону |
|
30 января 2012 г. |
дело N А53-17641/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей Ванина В.В., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Клята Е.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен (ходатайство в отсутствие)
от ответчика: представитель Колпикова Г.И. по доверенности N НЮ-10/529 от 20.12.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.11.2011 по делу N А53-17641/2011
по иску ЗАО "Ростоввторпереработка"
к ответчику ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога"
о взыскании суммы неосновательно списанных денежных средств
принятое в составе судьи Илюшина Р.Р.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Ростоввторпереработка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" (далее - дорога) о взыскании суммы неосновательно списанных с лицевого счета денежных средств в размере 1 795 203,12 руб. за оказанные железнодорожные услуги в зоне таможенного контроля.
Требования мотивированы тем, что железная дорога неправильно начислила и списала с лицевого счета общества плату за пользование вагонами за время с момента, указанного в акте общей формы до момента завершения процедуры таможенного транзита. За это время грузополучатель не обязан вносить плату за пользование вагонами, предусмотренную статьей 39 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ). Кроме того, подача/уборка вагонов в зону таможенного контроля и хранение грузов в вагонах в зоне таможенного контроля является публичной обязанностью ответчика, за которые он не имеет права взимать плату, в том числе на основании договора.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.11.2011 с ответчика в пользу истца взыскано 1 795 203,12 руб. неосновательно списанных с лицевого счета денежных средств, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 30952,03 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что спорные вагоны, следующие под таможенным контролем, прибывшие на станцию в адрес ЗАО "Ростоввторпереработка" помещались в ЗТК для завершения таможенных операций, на основании актов общей формы, составленных приемосдатчиками станции Ростов-Западный. На основании данных актов перевозчиком начислялись сборы по подаче и уборке вагонов, хранении грузов в ЗТК, плата за пользование вагонами. Все акты общей формы и накопительные ведомости с начисленными суммами подписаны представителем грузополучателя ЗАО "Ростоввторпереработка" Росляковой. Согласно п.п.3.1.1, 3.1.2 договора на организацию расчетов, клиент перечисляет на расчетный счет ОАО "РЖД" в качестве предварительной оплаты денежные средства, достаточные для оплаты причитающихся ОАО "РЖД" платежей, а ОАО "РЖД" учитывает денежные средства на лицевом счете клиента и производит списание денежных сумм, причитающихся ОАО "РЖД". Списание денежных средств с лицевого счета производится на дату оказания услуг по перевозке и иных услуг. Размер сбора за оформление транзитной декларации определен и начислен перевозчиком на основании телеграммы ОАО "РЖД" N 9953 от 07.06.2010 г.. Таким образом, если отсутствует указание таможенных органов, но между сторонами заключен договор на организацию перевозок грузов, подтверждающий расходы перевозчика на основании ст. 22 УЖТ РФ, считаем правомерным взимание дорогой оплаты за услуги. На основании вышеуказанных актов и заключенных договоров, товарным кассиром были начислены и взысканы с лицевого счета плательщика сборы за подачу и уборку вагонов, хранение в ЗТК и плата за пользование вагонами.
Представитель ответчика в судебное заседание апелляционной инстанции явился, поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель истца в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, направлен отзыв.
Истец, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ЗАО "Ростоввторпереработка" и ОАО "РЖД" заключен договор N 0050/ЛАФТО на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов от 01.01.2011 г. В рамках настоящего договора ОАО "РЖД" обязуется оказать либо организовать оказание услуг, связанных с перевозкой грузов (п. 1.1).
Расчеты по настоящему договору производятся в соответствии с условиями договора на организацию расчетов N 1022/03-09 от 11.03.2009 г., который согласно п. 1.1 регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, а также иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов железнодорожным транспортом, оплату по которым осуществляет клиент (истец).
Порядок расчетов согласован сторонами в разделе 3 договора, в соответствии с положениями которого клиент перечисляет на расчетный счет ОАО "РЖД" в качестве предварительной оплаты денежные средства, достаточные для оплаты причитающихся ОАО "РЖД" платежей. Датой поступления денежных средств является дата зачисления денежных средств на расчетный счет ОАО РЖД, подтвержденная выпиской банка.
Оплату за предоставленные услуги истец осуществляет через бухгалтерию ТЦФТО СП ЦФТО СКЖД-филиала ОАО "РЖД" через лицевой счет, присвоенный в рамках договора на организацию расчетов N 1022/03-09 от 11.03.2009 г.., заключенного между истцом и ответчиком.
В 1 квартале 2011 г. в адрес ЗАО "Ростоввторпереработка" прибывали железнодорожные вагоны, перевозимые по таможенной процедуре таможенного транзита.
Вагоны поступили с грузом, перевозимым ответчиком, который в связи с необходимостью прохождения таможенной процедуры таможенного транзита доставлялись в зону таможенного контроля, при этом хранение груза и его таможенное оформление производилось в зоне таможенного контроля (далее - ЗТК).
После прибытия вагонов были составлены акты общей формы, которые явились основанием для начисления платы за пользование вагонами, хранение грузов в ЗТК, подачу/уборку вагонов в ЗТК, оформление транзитной декларации.
За время нахождения вагонов в ожидании завершения таможенной процедуры таможенного транзита и последующего выпуска с лицевого счета общества в ТЦФТО-СП СКжд-филиала ОАО "РЖД" были списаны денежные средства за пользование вагонами в размере 573 216,84 руб., хранение грузов в ЗТК - 1 311 924,00 руб., подачу/уборку вагонов в ЗТК - 163 681,78 руб., оформление транзитных деклараций - 275 008,44 руб., всего 2 323 831,06 руб.
Списание перевозчиком сумм за пользование вагонами и хранение в ЗТК производилось на основании актов общей формы, ведомостей подачи и уборки вагонов и накопительных ведомостей, где указано, что списанные суммы начислены за пользование вагонами и хранение грузов в ЗТК. Из указанных документов следует, что акты составлялись в момент, когда вагоны помещались в ЗТК для завершения перевозчиком процедуры таможенного транзита. Оплата за пользование вагонами и хранение грузов в ЗТК начислена и взималась в том числе и в период времени, приходящихся на выходные и праздничные дни, нерабочее время таможенного органа, до завершения процедуры таможенного транзита перевозчиком в таможенном органе назначения.
Не согласившись со списанием денежных средств, истец обратился к ответчику с претензией исх. N 1/22.07 от 22.07.2011 г. (т. 5 л.д. 148-164) о возврате необоснованно списанных денежных средств в размере 1 795 203,12 руб.
Данная претензия рассмотрена Северо-Кавказским ТЦФТО, признана необоснованной и отклонена (письмо N 1150-1-11/2205 от 17.08.2011 г.). В ответе ТЦФТО указано, что товарным кассиром ЛАФТО были правомерно начислены и взысканы с лицевого счета плательщика суммы за оформление таможенных деклараций, а именно: сбор за подачу и уборку вагонов, хранение и оформление документов на помещение грузов в ЗТК, плата за пользование вагонами, оформление таможенных деклараций.
Отказ в удовлетворении претензии послужил основанием для обращения ЗАО "Ростоввторпереработка" в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю).
Из названной нормы права следует, что обязанности перевозчика по отношению к грузоотправителю и грузополучателю считаются выполненными в момент выдачи груза получателю, а не в момент доставки груза в пункт назначения.
Порядок выдачи и хранения грузов, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации, регулируется таможенным законодательством.
В случае перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, применяются специальные условия перевозки с применением таможенной процедуры таможенного транзита в соответствии с главой 32 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).
Из материалов дела усматривается, что перевозка груза в адрес ЗАО "Ростоввторпереработка" осуществлялась по таможенной процедуре таможенного транзита.
В соответствии со статьей 18 ТК ТС и статьей 66 Федерального закона от 27.11.2010 N 311 -ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании в РФ) ОАО "РЖД" является таможенным перевозчиком (номер свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков 10000/0103А).
В силу пункта 1 статьи 21 ТК ТС таможенный перевозчик обязан соблюдать условия и выполнять требования, установленные настоящим Кодексом, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 215 ТК ТС таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
Таможенный транзит применяется при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия; иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа; иностранных товаров, а также товаров таможенного союза, если это предусмотрено в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия; иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа; товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.
На основании статьи 216 ТК ТС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита является представление транзитной декларации.
Согласно пункту 1 статьи 223 ТК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен.
В силу статьи 225 ТК ТС при перевозке товаров, находящихся под таможенным контролем, на перевозчика возложена обязанность по завершению процедуры таможенного транзита. Таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления. В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля.
Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы в течение времени, установленного технологическим процессом железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, если иной срок не установлен законодательством государств-членов таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 237 Закона о таможенном регулировании в РФ при перевозках товаров железнодорожным транспортом срок представления перевозчиком таможенному органу назначения транзитной декларации, а также имеющихся у него иных документов не может превышать 12 часов с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров. В целях исчисления сроков, установленных настоящей частью, учитываются часы рабочего времени таможенного органа.
Таким образом, доставка товара, находящегося под таможенным контролем, следующего в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, требует завершения таможенной процедуры в установленном порядке. Спорная перевозка не могла быть завершена простым перемещением товара на указанную грузоотправителем станцию назначения, поскольку в силу названной нормы ТК ТС для завершения таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию и иные товаросопроводительные документы.
Работы по подаче/уборке вагонов в ЗТК, оформлению документов на помещение грузов в ЗТК, хранению грузов в ЗТК до завершения процедуры таможенного транзита связаны с исполнением перевозчиком обязанности по завершению процедуры таможенного транзита после доставки груза в место назначения. У грузополучателя в рамках публичных правоотношений (перевозчик - государство в лице таможенных органов) какие-либо обязательства отсутствуют.
Согласно статье 34 Устава железнодорожного транспорта РФ перевозчик обязан уведомить соответствующий таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.
Согласно статье 35 Устава железнодорожного транспорта РФ грузы выдаются на железнодорожной станции назначения грузополучателю после внесения им перевозчику платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если таковые не были внесены грузоотправителем. Порядок оформления выдачи грузов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В силу статьи 36 Устава железнодорожного транспорта РФ по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.
Вместе с тем, в силу пункта 20.1 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 29, когда груз находится под таможенным контролем, перевозчик не вправе выдать железнодорожную накладную получателю до ее предоставления должностному лицу таможенного органа.
Согласно статье 34 УЖД РФ перевозчик обязан уведомить соответствующий таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.
Согласно пункту 4 статьи 225 ТК ТС таможенный орган назначения в течение 1 (одного) часа с момента представления перевозчиком документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, регистрирует их подачу в порядке, установленном законодательством государств-членов таможенного союза.
Согласно пункту 37 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом, утвержденной Приказом ФТС России N 50 от 16.09.04 г. (с учетом информации, изложенной в письмах ФТС России N 01-11/33232 от 06.07.10 г. и N 01-11/32337 от 30.06.2010) (далее - Инструкция), после прибытия товаров в место доставки товаров и представления перевозчиком или лицом, действующим по его поручению, в таможенный орган назначения в срок, транзитной декларации, накладной и имеющихся у него других документов на товары уполномоченное должностное лицо таможенного органа обязано зарегистрировать прибытие транспортного средства в место доставки в журнале регистрации подтверждений о прибытии.
После проведения проверочных мероприятий, предусмотренных пунктом 38 указанной инструкции, в соответствии с пунктом 39 Инструкции должностное лицо таможенного органа проставляет на всех представленных экземплярах ТД и на двух листах накладной (оригинале накладной и дорожной ведомости) оттиск штампа "Товар поступил", подпись и заверяет ее личной номерной печатью (ЛНП); формирует электронное подтверждение о завершении таможенного транзита товаров.
Товары и транспортные средства, в соответствии с пунктом 43 Инструкции, при прибытии на железнодорожную станцию назначения должны быть помещены на СВХ или размещены в ЗТК.
Согласно пункту 1 статьи 198 Закона о таможенном регулировании в РФ, в соответствии со статьей 168 ТК ТС, допускается временное хранение товаров, перевозимых железнодорожным транспортом на железнодорожных путях и контейнерных площадках, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенных для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств.
Согласно пункту 46 Инструкции после помещения товаров на временное хранение уполномоченное должностное лицо принимает один экземпляр отчета (ДО) и его электронную копию, заполненные владельцем СВХ либо лицом, им уполномоченным, на каждую партию товаров в соответствии с порядком, определенным Правилами временного хранения.
Согласно пункту 48 Инструкции после принятия ДО уполномоченное должностное лицо регистрирует ДО в журнале регистрации документов отчета; проставляет в ДО и на оборотной стороне подтверждения о прибытии оттиск штампа "Товар поступил", время и дату его проставления.
Указанные записи и оттиск штампа уполномоченное должностное лицо подписывает и заверяет ЛНП. По завершению указанных мероприятий грузополучатель может приступить к оформлению товара в таможенных целях.
В соответствии со статья 22 УЖТ РФ расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.
Таким образом, обязательным условием ее применения является наличие указания или инициативы таможенного органа, отраженной в ненормативном акте, изданном в установленной форме должностным лицом таможенного органа. Аналогичное толкование приведено и в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Согласно Приложению 1 (т. 1 л.д. 18) представлен перечень актов общей формы, согласно которым производилось взимание платы за пользование вагонами и хранение грузов в СВХ и ЗТК. Согласно этим документам с грузополучателя взимались указанные сборы, в том числе, за выходные и праздничные дни, до предоставления перевозчиком документов в таможенный орган и завершения процедуры таможенного транзита, данный факт дорогой в жалобе не оспаривается.
Из материалов дела усматривается, что большая часть времени нахождения вагонов, прибывших в адрес ЗАО "Ростоввторпереработка", на путях станции Ростов-Западный связана с исполнением перевозчиком обязанности по завершению процедуры таможенного транзита. Согласно информации, представленной Батайским таможенным постом Ростовской таможни в письмах от 17.06.11 г. исх. N 54 -17.1/1108, от 29.07.11 N 54-17.1/1348 и N 54-17.1/1349, закрытие процедуры таможенного транзита по перечню транзитных деклараций (ТД) на рассматриваемые вагоны (номер ТД указывается на ж.д. накладной) произведено было позже времени, начиная с которого перевозчиком были начислены и списаны с получателя денежные средства за пользование вагонами и хранение грузов в ЗТК.
Оценив письма Батайского таможенного поста Ростовской таможни в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, суд пришел к выводу, что сумма денежных средств, списанная с лицевого счета ЗАО "Ростоввторпереработка" за пользование вагонами и хранение грузов в ЗТК с момента указанного в актах общей формы, до момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита, является необоснованной, ввиду того, что стоимость платы за пользование вагонами и услуг хранения в ЗТК должна рассчитываться с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита до момента предоставления грузополучателем перевозчику железнодорожной накладной с отметкой таможенного органа "выпуск разрешен". До завершения таможенной процедуры таможенного транзита простой вагона в ЗТК связан не с виной грузополучателя, а с объективным требованием закона, возлагающим на таможенного перевозчика обязанность завершить таможенную процедуру таможенного транзита в месте доставки. Именно после завершения таможенной процедуры таможенного транзита у грузополучателя появляется объективная возможность преступить к таможенному оформлению указанного груза.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для возложения на грузополучателя обязанности по внесению платы за пользование вагонами за время с момента прибытия груза, находящегося под таможенным контролем, до проставления таможенным органом в железнодорожной накладной отметки, позволяющей перевозчику выдать документы грузополучателю.
ЗАО "Ростоввторпереработка" произведен расчет стоимости платы за пользование вагонами и сборов за хранение в ЗТК вагонов за период времени с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита до момента предоставления грузополучателем перевозчику железнодорожной накладной с отметкой таможенного органа "выпуск разрешен".
Плата за пользование вагонами рассчитана исходя из ставок, установленных пунктом 11 Тарифного руководства N 2, утвержденного Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12 "Об утверждении Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2)", таблицы N 9 (с учетом повышающего коэффициента согласно пункту 3 Приказа ФСТ России N 386-т/1 от 07.12.2010 г. "Об индексации тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки" и пункту 22 Тарифного руководства N 2), а также пунктов 9 (порядок округления времени), 12 и 21 (в зависимости от принадлежности вагонов) Тарифного руководства N 2.
Кроме этого, истец оспаривает списание с лицевого счета ЗАО "Ростоввторпереработка" сбора за подачу/уборку вагонов в ЗТК и оформление транзитной декларации.
Статьей 22 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что расходы перевозчика, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами, контейнерами, и другие, возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей. При этом обязательным условием применения данной нормы является наличие указания или инициативы таможенного органа, отраженных в ненормативном акте, изданном в установленной форме должностным лицом таможенного органа (пункт 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30).
Вместе с тем, помещая прибывший в адрес общества груз в зону таможенного контроля до решения вопроса о возможности выдачи его грузовладельцу, перевозчик исполнял возложенные на него публичные обязанности, а не действовал по требованию грузовладельца или по инициативе таможенного органа.
Судом установлено, что ответчик, выполнявший обязанность по завершению таможенной процедуры таможенного транзита, подал вагоны в зону таможенного контроля, где они находились для оформления необходимых документов.
Распоряжением железной дороги от 31.01.2005 N 119-р утвержден единый перечень работ и услуг, оказываемых железной дорогой за отдельную плату при организации перевозки грузов. В соответствии с пунктом 24 указанного перечня подача и уборка вагонов на склад временного хранения и в зоны таможенного контроля при погрузке (выгрузке) грузов в вагоны средствами грузоотправителя (грузополучателя) осуществляется по его просьбе, с оплатой по соглашению сторон. Данные сборы оплачиваются в соответствии со статьей 10 Устава железнодорожного транспорта, которой регламентирован порядок заключения договоров об организации перевозок, его форма и существенные условия (объем перевозок, сроки, условия предоставления транспортных средств, порядок расчетов и предъявление грузов для перевозок). Суд установил, что услуга на подачу и уборку вагонов ответчиком не заказывалась.
В соответствии с пунктом 3.1.10 Прейскуранта N 10-01 дополнительный сбор может быть взыскан в целях возмещения расходов, связанных с выполнением дополнительных работ, указанных в статье 22 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, и только тех, которые выполнялись по инициативе или указанию таможенных органов, либо иных органов таможенного контроля. Судом установлено, что в материалах дела отсутствуют распоряжения таможенного органа. Доказательств выполнения предусмотренных пунктом 3.1.10 Прейскуранта работ по инициативе таможенного органа, а также понесенных в этой связи железной дорогой расходов, не имеется, в связи с чем, у ответчика не было оснований для списания денежных средств с лицевого счета общества в качестве оплаты за подачу и уборку вагонов в ЗТК.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что работы по подаче/уборке вагонов в зону таможенного контроля, хранению грузов в зоне таможенного контроля связаны с исполнением перевозчиком установленной статьей 225 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанности по завершению процедуры таможенного транзита, следовательно, плата за пользование вагонами, хранение грузов в ЗТК, а также сборы за подачу/уборку вагонов и оформление транзитной декларации не могут быть списаны ответчиком с лицевого счета общества, а перевозчик обязан выполнять названные работы до выдачи груза грузополучателю.
Расчет необоснованно списанных денежных средств с лицевого счета ЗАО "Ростоввторпереработка" за пользование вагонами, хранение грузов в ЗТК, подачу/уборку вагонов в ЗТК, оформление транзитной декларации судом проверен и признан верным, дорогой расчет не оспорен.
На основании изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии у ОАО "РЖД" оснований для списания с лицевого счета истца платы за пользование вагонами, начисленной за время нахождения вагонов истца в процедуре внутреннего таможенного транзита, а также платы за хранение грузов в зоне таможенного контроля, подачу/уборку вагонов в зоне таможенного контроля, оформление связанных с указанной процедурой документов, в связи с чем требование истца о взыскании 1 795 203,12 руб. подлежит удовлетворению.
В обоснование жалобы заявитель указал, что сборы были начислены и взысканы с лицевого счета плательщика на основании согласованных сторонами условий договора.
Данные доводы подлежат отклонению.
В силу статьи 2 Устава железнодорожного транспорта сбор представляет собой не включенную в тариф ставку оплаты дополнительной операции или работы.
Однако сбор, начисленный перевозчиком за подачу и уборку вагонов в зону таможенного контроля, не является дополнительной операцией, поскольку не предусмотрен постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 "Об утверждении правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3)".
Необоснован довод железной дороги о том, что акты общей формы являются достаточным основанием для оплаты услуг по подаче (уборке) вагонов в зону таможенного контроля.
Согласно статье 119 Устава железнодорожного транспорта актами общей формы удостоверяются обстоятельства, послужившие основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузополучателя, грузоотправителя, других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов в железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.07.2003 N 45, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения обстоятельств, перечисленных в пункте 3.1 данных Правил. Операции по подаче и уборке вагонов в зону таможенного контроля в данный перечень не включены.
Документом, подтверждающим указание таможенного органа на задержание груза для проведения таможенного досмотра, является акт таможенного досмотра. Суд установили, что акты таможенного досмотра обществу не предъявлялись. Железная дорога не представила доказательств, свидетельствующих о том, что спорные расходы связаны с исполнением указаний таможенных либо иных органов государственного контроля (надзора).
Железная дорога также не представила доказательств, подтверждающих правомерность взыскания платы за хранение груза, свидетельствующих о том, что хранение не связано с оформлением перевозчиком выдачи груза в порядке, установленном пунктом 20.1 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29, или свидетельствующих о том, что возникли основания для возмездного хранения груза, предусмотренные статьей 38 Устава железнодорожного транспорта или нормами Таможенного кодекса Российской Федерации (выбор соответствующего таможенного режима).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у железной дороги права требовать от истца оплаты операций, которые перевозчик обязан совершить независимо от наличия договорных отношений, и несоответствии требованиям закона соответствующих положений заключенных сторонами соглашений.
Таким образом, оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что податель жалобы не представил доказательств, подтверждающие доводы о наличии оснований для отмены оспариваемого решения.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине по жалобе возлагаются на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.11.2011 по делу N А53-17641/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3.1.10 Прейскуранта N 10-01 дополнительный сбор может быть взыскан в целях возмещения расходов, связанных с выполнением дополнительных работ, указанных в статье 22 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, и только тех, которые выполнялись по инициативе или указанию таможенных органов, либо иных органов таможенного контроля. Судом установлено, что в материалах дела отсутствуют распоряжения таможенного органа. Доказательств выполнения предусмотренных пунктом 3.1.10 Прейскуранта работ по инициативе таможенного органа, а также понесенных в этой связи железной дорогой расходов, не имеется, в связи с чем, у ответчика не было оснований для списания денежных средств с лицевого счета общества в качестве оплаты за подачу и уборку вагонов в ЗТК.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что работы по подаче/уборке вагонов в зону таможенного контроля, хранению грузов в зоне таможенного контроля связаны с исполнением перевозчиком установленной статьей 225 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанности по завершению процедуры таможенного транзита, следовательно, плата за пользование вагонами, хранение грузов в ЗТК, а также сборы за подачу/уборку вагонов и оформление транзитной декларации не могут быть списаны ответчиком с лицевого счета общества, а перевозчик обязан выполнять названные работы до выдачи груза грузополучателю.
...
В силу статьи 2 Устава железнодорожного транспорта сбор представляет собой не включенную в тариф ставку оплаты дополнительной операции или работы.
Однако сбор, начисленный перевозчиком за подачу и уборку вагонов в зону таможенного контроля, не является дополнительной операцией, поскольку не предусмотрен постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 "Об утверждении правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3)".
...
Железная дорога также не представила доказательств, подтверждающих правомерность взыскания платы за хранение груза, свидетельствующих о том, что хранение не связано с оформлением перевозчиком выдачи груза в порядке, установленном пунктом 20.1 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29, или свидетельствующих о том, что возникли основания для возмездного хранения груза, предусмотренные статьей 38 Устава железнодорожного транспорта или нормами Таможенного кодекса Российской Федерации (выбор соответствующего таможенного режима)."
Номер дела в первой инстанции: А53-17641/2011
Истец: ЗАО "Ростоввторпереработка"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" Ростовское отделение
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14688/11