г. Пермь |
|
01 февраля 2012 г. |
Дело N А50П-829/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Келлер О.В.,
при участии представителей заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края - Евдокимовой Т.П., паспорт, доверенность от 30.01.2012; Рямова А.В., паспорт, доверенность от 17.01.2012;
в отсутствие представителей заявителя Муниципального учреждения "Кочевская центральная районная больница";
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 17 ноября 2011 года по делу N А50П-829/2011, принятое судьей Фроловой Н.Л.,
по иску Муниципального учреждения "Кочевская центральная районная больница"
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680)
о признании предписания от 20 мая 2011 года недействительным в части,
установил:
Муниципальное учреждение "Кочевская центральная районная больница" (далее - учреждение) обратилась в Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре с заявлением о признании предписания Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - фонд) от 20.05.2011 N 19/05/1626 недействительным в части обязания восстановить использованные не по целевому назначению денежные средства в сумме 52 488 руб. 20 коп.
Решением Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 17.11.2011 заявленные требования удовлетворены: признан недействительным пункт 2 предписания N 19/05/1626 от 20.05.2011 принятого фондом, в части обязания восстановить средства в сумме 52 488 руб. 20 коп.
Не согласившись с указанным решением, фонд обжаловал его в порядке апелляционного производства.
Фонд настаивает, что расходы в сумме 52 488 руб. 20 коп. являются нецелевым использованием средств учреждением, направленных на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
По сути, все доводы жалобы сводятся к тому, что в апреле-мае 2010 года у врачей Дойчердорф Я.Н. и Лебедевой Н.В., которым произведены дополнительные выплаты, отсутствовали сертификаты по специальности "Терапия".
Фонд, просит отменить решение от 17.11.2011, принять по делу новый судебный акт, обязав учреждение восстановить за счет средств бюджета, платных услуг населению на счет, открытый медицинской организацией для перечисления средств и перечислить восстановленные средства в сумме 52 488 руб. 20 коп., а также, пересмотреть размер госпошлины.
Учреждение в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
Представитель фонда в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
От учреждения в судебное заседание апелляционной инстанции представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между фондом и учреждением заключен типовой договор от 13.02.2009 N 07/1146 о выполнении учреждением здравоохранения муниципального образования, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (а при его отсутствии - соответствующим государственным учреждением здравоохранения Пермского края, либо при отсутствии на территории муниципального образования учреждений здравоохранения муниципальных образований и государственных учреждений здравоохранения Пермского края - медицинской организацией, в которой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ, за исключением медицинского учреждения, подведомственного главному распорядителю средств федерального бюджета), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Фондом проведена проверка целевого использования средств направленных учреждения на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи за периоды с 01.01.2008 по 31.12.2008, с 01.01.2009 по 31.12.2009, с 01.01.2010 по 31.12.2010.
По результатам проверки, фондом выявлено, что средства, перечисленные фондом на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований государственного задания по оказанию медицинской помощи в сумме 239 002 руб. 14 коп. использованы учреждением не по целевому назначению, о чем составлен акт от 10.05.2011.
Проверкой установлено, что в 2010 году учреждение к оказанию первичной медико-санитарной помощи привлечены специалисты не прошедшие дополнительное образование по специальности и не имеющие квалификационные сертификаты по специальности "Терапия", им была начислена надбавка стимулирующего характера за выполнение дополнительного объема работы, а также перечислены страховые взносы от начисленной выплаты, в том числе:
- участковому врачу-терапевту Дойчердорф Я.Н. начислена надбавка стимулирующего характера за выполнение дополнительного объема работ и перечислены страховые взносы за апрель-май 2010 г. в сумме 25 901 руб. 85 коп. Сертификат А N 3984106 по специальности "Терапия" выдан Дойчердорф Я.Н. Пермской медицинской академией 30.06.2010 на пять лет. В апреле-мае 2010 года сертификат специалиста отсутствовал.
- участковому врачу-терапевту Лебедевой Н.В. начислена надбавка стимулирующего характера за выполнение дополнительного объема работ и перечислены страховые взносы за апрель-май 2010 г. в сумме 26 586 руб. 35 коп. Сертификат А N 3984104 по специальности "Терапия" выдан Лебедевой Н.В. Пермской медицинской академией 30.06.2010 на пять лет. В апреле-мае 2010 года сертификат специалиста отсутствовал.
20.05.2011 фондом вынесено предписание N 19/05/1626, которым учреждению предложено восстановить средства, использованные не по целевому назначению за 2010 году в сумме 52 699 руб. 84 коп. путем перечисления на счет фонда за счет средств бюджета и/или платных услуг в срок до 10.05.2011.
Учреждение согласилось с предписанием N 19/05/1626 в части обязания восстановить 211 руб. 64 коп., использованных не по целевому назначению в 2010 году.
Учреждение не согласилось с требованием фонда о восстановлении денежных средств в сумме 52 488 руб. 20 коп., обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания N 19/05/1626 недействительным в части обязания восстановить 52 488 руб. 20 коп.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что сумма 52 488 руб. 20 коп. не является нецелевым расходованием средств, так как указанная сумма в соответствии с целевым назначением выплачена врачам-терапевтам.
Заслушав представителей фонда, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
В пунктах 1 и 2 ст. 19 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в статье 147 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 289 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием средств бюджетов внебюджетных фондов понимается направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В целях реализации статьи 7 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" принято постановление Правительства РФ от 29.12.2009 N 1110 "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей)" (далее - постановление N 1110), которым утверждены "Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей)" (далее - Правила).
Во исполнение постановления N 1110 правительством Пермского края принято постановление от 17.02.2009 N 79-п "О денежных выплатах врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей), оказывающим дополнительную медицинскую помощь" (далее - постановление N 79-п), которым утвержден "Порядок и условия осуществления денежных выплат врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей), оказывающим дополнительную медицинскую помощь" (далее - Порядок)
В соответствии с пунктом 2.3. Порядка, территориальные фонды перечисляют средства учреждениям здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь при условии заключения учреждением здравоохранения, включенным в Перечень учреждений здравоохранения, участвующих в оказании дополнительной медицинской помощи, утвержденный Министерством, с Территориальным фондом договора и представления в Территориальный фонд медицинской организацией бюджетной заявки на перечисление средств на оплату дополнительной медицинской помощи из бюджета Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования учреждению здравоохранения по типовой форме в соответствии с приложением N 2 к Порядку.
Согласно пункту 2.5 Порядка денежные выплаты медицинским работникам, установленные Порядком, осуществляются непосредственно учреждением здравоохранения, с которым медицинский работник состоит в трудовых отношениях.
В соответствии с пунктом 2 Правил субсидии предоставляются на осуществление софинансирования денежных выплат стимулирующего характера врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей практики (семейным врачам) в размере 10 тыс. рублей в месяц, медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) - в размере 5 тыс. рублей в месяц за оказание дополнительной медицинской помощи (далее - денежные выплаты) с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Деятельность врача-терапевта участкового регулируется Положением "Об организации деятельности врача-терапевта участкового", являющегося приложением к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2005 N 765 "Об организации деятельности врача-терапевта участкового" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения на должность врача-терапевта участкового назначаются специалисты, имеющие высшее медицинское образование по специальности "Лечебное дело" или "Педиатрия" и сертификат специалиста по специальности "Терапия".
Для осуществления медицинской и фармацевтической деятельности специалисты должны соответствовать квалификационным требованиям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" (далее - Приказ N 415н) и квалификационным характеристикам, предусмотренным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказами Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 N 869 и от 23.07.2010 N 541 н (далее - Единый квалификационный справочник должностей).
В соответствии с частью 1 пункта 2 Единого квалификационного справочника должностей квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника, применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций.
Согласно пункту 4 Единого квалификационного справочника должностей Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации". В разделе "Требования к квалификации" определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе "Требования к квалификации", приведены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 и иными нормативными правовыми актами.
Для замещения должности "Врач-терапевт участковый" разделом III Единого квалификационного справочника должностей к квалификации "Врача-терапевта участкового" предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование по одной из специальностей "Лечебное дело", "Педиатрия" и послевузовское профессиональное образование (интернатура и (или) ординатура) по специальности "Терапия" или профессиональная переподготовка при наличии послевузовского профессионального образования по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)", сертификат специалиста по специальности "Терапия" без предъявления требований к стажу работы.
Из материалов дела усматривается, что для оказания дополнительной медицинской помощи в 2010 году учреждение привлекало врачей-терапевтов участковых, которым начислены денежные выплаты стимулирующего характера.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что денежные средства в сумме 52 488 руб. 20 коп. израсходованы учреждением в соответствии с целевым назначением, а именно в связи с исполнением Дойчердорф Я.Н. и Лебедевой Н.В. обязанностей врачей-терапевтов участковых и выполнением ими государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи была назначена надбавка стимулирующего характера за выполнение дополнительного объема работы и выплачены по подстатье 211 бюджетной классификации "заработная плата" денежные средства с перечислением страховых взносов от начисленных сумм по подстатье 213 "начисление на выплаты по оплате труда" за апрель - май 2010 года в общей сумме 52 488 руб. 20 коп.
В материалы дела представлены дипломы подтверждающие квалификацию врачей по специальности "Лечебное дело", а также сертификаты Дойчердорф Я.Н. и Лебедевой Н.В., подтверждающие получение специальности "Терапия", следовательно, уровень профессионального и послевузовского профессионального образования у указанных врачей, соответствует установленным требованиям (л.д. 58 - 59).
Денежные средства в сумме 52 488 руб. 20 коп., учреждением выплачены Дойчердорф Я.Н. и Лебедевой Н.В., что фондом не оспаривается.
При указанных обстоятельствах то, что в апреле-мае 2010 года у Дойчердорф Я.Н. и Лебедевой Н.В. отсутствовали сертификаты по специальности "Терапия", не может свидетельствовать о нецелевом использовании учреждением денежных средств в указанной сумме. Иного фондом не доказано (ст. 65 АПК РФ).
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 17 ноября 2011 года по делу N А50П-829/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Постоянное присутствие АС Пермского края в г.Кудымкар.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение постановления N 1110 правительством Пермского края принято постановление от 17.02.2009 N 79-п "О денежных выплатах врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей), оказывающим дополнительную медицинскую помощь" (далее - постановление N 79-п), которым утвержден "Порядок и условия осуществления денежных выплат врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей), оказывающим дополнительную медицинскую помощь" (далее - Порядок)
...
В соответствии с пунктом 2 Правил субсидии предоставляются на осуществление софинансирования денежных выплат стимулирующего характера врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей практики (семейным врачам) в размере 10 тыс. рублей в месяц, медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) - в размере 5 тыс. рублей в месяц за оказание дополнительной медицинской помощи (далее - денежные выплаты) с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Деятельность врача-терапевта участкового регулируется Положением "Об организации деятельности врача-терапевта участкового", являющегося приложением к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2005 N 765 "Об организации деятельности врача-терапевта участкового" (далее - Положение).
...
Для осуществления медицинской и фармацевтической деятельности специалисты должны соответствовать квалификационным требованиям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" (далее - Приказ N 415н) и квалификационным характеристикам, предусмотренным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказами Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 N 869 и от 23.07.2010 N 541 н (далее - Единый квалификационный справочник должностей)."
Номер дела в первой инстанции: А50П-829/2011
Истец: МУ "Кочевская центральная районная больница", Муниципальное учреждение "Кочевская центральная районная больница"
Ответчик: Пермский краевой фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Пермского края