город Омск |
|
31 января 2012 г. |
Дело N А46-10350/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Глухих А.Н., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Мироновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10294/2011) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 03 ноября 2011 года по делу N А46-10350/2011 (судья Целько Т.В.), принятое по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658) обществу с ограниченной ответственностью "Соляное" (ИНН 5539014108, ОГРН 1075539000426) о взыскании 13 531 руб. 03 коп.,
при участии в судебном заседании представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области Писаренко Л.А. (доверенность N ИСХ-12/МСХ-27 от 11.01.2012, действительна до 31.12.2012);
установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Соляное" о взыскании 13 531 руб. 03 коп., неправомерно полученных в 2010 году в качестве субсидий по страхованию.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03 ноября 2011 года по делу N А46-10350/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции указал на недоказанность истцом факта предоставления ответчиком недостоверных сведений, а также нарушения общих и (или) дополнительных условий предоставления субсидий в соответствии с установленным порядком.
Не соглашаясь с решением суда, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель жалобы не согласен с выводом суда об отсутствии в деле официальных статистических данных о стоимости 1 центнера рапса в 2009 году. Такие сведения содержатся в письмах Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, согласно которым стоимость 1 центнера рапса в 2009 году составила 569 руб. Ответчиком договор страхования урожая с ЗАО Страховая компания "Авангард" заключен с применением для расчета размеров страховой стоимости и страховой премии средней цены реализации рапса за 2009 год в размере 627 руб. 60 коп. Предоставление ООО "Соляное" недостоверных сведений о размерах страховой стоимости, страховой премии, субсидии по страхованию является нарушением условий предоставления субсидии.
По мнению истца, суд первой инстанции неправомерно сослался на применение Гражданского кодекса Российской Федерации в силу аналогии закона. Считает, что положения гражданского законодательства к рассматриваемому случаю неприменимы, поскольку отношения по предоставлению субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации и соответствующими нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации (Постановление от 31.12.2009 N 1199 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений").
ООО "Соляное" письменный отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
Представитель ООО "Соляное", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебное заседание не явился (уведомление о вручении заказного письма приобщено к материалам дела). На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области в заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ) в рамках реализации государственной аграрной политики предусмотрено предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1199 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (далее - Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией части страховой премии, уплаченной сельскохозяйственными товаропроизводителями по договорам страхования на случай утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей), урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая) в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные и песчаные бури, землетрясение, лавина, сель, половодье, переувлажнение почвы).
По утверждению истца соответствующие федеральные бюджетные средства направлены в 2010 году и в Омскую область.
Постановлением Правительства Омской области от 30.12.2009 N 267-п утверждено Положение о предоставлении в 2010 году из областного бюджета субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства, регулирующее предоставление Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области в 2010 году из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в сфере сельского хозяйства (далее - Положение, утвержденное постановлением Правительства Омской области от 30.12.2009 N 267-п).
В соответствии с пунктом 29 названного Положения субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме ЛПХ) на возмещение части уплаченной ими страховой премии (страхового взноса) по договорам страхования на случай утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур предоставляются при соблюдении требований, предусмотренных пунктами 4, 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, по ставке в процентах от уплаченной сельскохозяйственными товаропроизводителями страховой премии (страхового взноса) по договорам страхования.
Субсидии предоставляются в силу пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета при соблюдении следующих требований в области оказания услуг по сельскохозяйственному страхованию: заключение сельскохозяйственным товаропроизводителем договора страхования со страховой организацией, которая имеет лицензию на осуществление сельскохозяйственного страхования и отвечает одному из установленных в Правилах требований (подпункта "а" пункта 4 Правил); заключения договора страхования в указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил сроки по рискам, перечисленным в подпункте "в"; применение следующих утверждаемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации документов:
методика определения страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений;
методика определения размера утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений;
ставки для расчета размера субсидии.
В пункте 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета установлен перечень документов, в случае наличия которых осуществляется предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии:
а) справка о размере средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, составленная на основании договора страхования и платежного поручения об уплате сельскохозяйственным товаропроизводителем страховой премии (страхового взноса) по договору страхования (форма и сроки представления справки устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации);
б) копия договора страхования;
в) копия платежного поручения об уплате сельскохозяйственным товаропроизводителем страховой премии (страхового взноса) по договору страхования;
г) выписка из отчета о платежеспособности страховой организации, форма которого устанавливается Министерством финансов Российской Федерации, об отклонении фактического размера маржи платежеспособности от нормативного размера маржи платежеспособности, предоставленная сельскохозяйственному товаропроизводителю страховой организацией при заключении договора страхования и заверенная ее руководителем;
д) документ, содержащий информацию о перестраховании страховой организацией части риска страховой выплаты по договорам страхования, представленный сельскохозяйственному товаропроизводителю страховой организацией при заключении договора перестрахования (предоставляется в случае несоответствия страховой организации требованию, указанному в абзаце втором подпункта "а" пункта 4 Правил, в том числе:
наименование страховой организации-перестраховщика (организаций-перестраховщиков); сведения о доле (размере) страховой выплаты по риску (рискам), переданному (переданным) в перестрахование; реквизиты договора (договоров) перестрахования (дата заключения, номер договора, форма перестрахования).
Как следует из материалов дела, 04.06.2010 ООО "Соляное" заключило с ЗАО Страховая компания "Авангард Полис" договор страхования сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой N 0110ССХ0018 (далее - договор страхования) на предмет страхования риска утраты (гибели) или частичной утраты (недобора) урожая сельскохозяйственных культур, в том числе рапса.
Согласно пункту 2.5 договора страхования общий размер страховой премии составил 6 202 597,46 руб., в том числе 1 647 212,77 руб. страховой премии в связи со страхованием риска полной или частичной утраты рапса (л.д.16).
На основании предоставленных ООО "Соляное" уполномоченному органу документов в соответствии с пунктом 29 Положения, утвержденного постановлением Правительством Омской области от 30.12.2009 N 267-п, обществу за счет средств федерального бюджета предоставлена субсидия по страхованию урожая рапса в размере 676 783,51 руб. При расчете субсидии ответчиком применена средняя стоимость реализации центнера рапса за 2009 год, равная 627,60 руб. (эта стоимость указана в пункте 2.5 договора страхования).
В ходе проверки использования бюджетных средств в 2010 году Территориальным управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области установлено (акт проверки от 28.03.2011 - л.д.26-30), что Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области у одиннадцать сельхозпроизводителей (в том числе ООО "Соляное") для компенсации части затрат по страхованию урожая документы и справки на компенсацию приняты с нарушением подпункта "г" пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета и пункта 1 Методики определения страховой стоимости урожая сельскохозяйственный культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, утвержденной Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.02.2009 N 72. Установлено завышение затрат по страхованию урожая в результате завышения средней цены урожая рапса, в связи с чем, ООО "Соляное" выделено на 13 531,03 руб. больше, чем положено.
Двадцать второго августа 2011 года Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с ООО "Соляное" 13 531,03 руб. неосновательно полученных в качестве субсидии.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с изложенными в обжалуемом решении выводами, считает, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как ранее указано, в пункте 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета содержится требование о заключении договора страхования с применением утверждаемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации методик, а именно, методики определения страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений.
А в пунктом 5 Правил предусмотрен перечень документов, при наличии которых осуществляется предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии.
Из буквального содержания данных норм следует, что соблюдение указанных положений является достаточным основанием для предоставления сельхозпроизводителю средств, выделенных из федерального бюджета в качестве субсидии.
Денежные средства были выделены ответчику на основании предоставленных им документов в соответствии с пунктом 5 Правил, в том числе договора страхования, документов о выплате страховых взносов, что не оспаривается истцом.
Согласно пункту 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, на основании документов, указанных в пункте 5 Правил, Уполномоченный орган направляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации сводные данные для расчета размера субсидии. Размер субсидии определяется по формуле, приведенной в пункте 7 Правил.
То есть, расчет производится не заявителем, а соответствующим органом.
Неправомерность действий ответчика при получении субсидий вследствие предоставления недостоверных данных для расчета размера субсидий в ходе судебного разбирательства не установлена, на что обоснованно указал суд первой инстанции, исходя из следующего.
Пунктом 1 Методики определения страховой стоимости урожая сельскохозяйственный культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, утвержденной Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.02.2009 N 72 (далее - Методика определения страховой стоимости урожая) установлено, что страховая стоимость урожая сельскохозяйственных культур и урожая многолетних насаждений в зависимости от установленного в договоре страхования риска утраты (гибели) и (или) частичной утраты определяется по формуле, одним из множителей которой является средняя цена реализации одного центнера сельскохозяйственной продукции, сложившаяся по субъекту Российской Федерации за год, предшествующий году заключения договора страхования, по данным Федеральной службы государственной статистики, а по кормовым культурам - по фактической себестоимости, сложившейся у сельхозтоваропроизводителя за год, предшествующий году заключения договора страхования.
В случае отсутствия официальной статистической информации о ценах на отдельные виды сельскохозяйственной продукции по субъекту Российской Федерации при заключении договоров страхования принимаются цены по официальным статистическим данным субъекта Российской Федерации, находящегося на наименьшем расстоянии от места нахождения сельхозтоваропроизводителя или его территориально обособленного подразделения, где выращивается сельскохозяйственная культура, а при отсутствии у сельхозтоваропроизводителей данных о фактической себестоимости кормовых культур - данные о фактической себестоимости:
по административно-территориальному образованию субъекта Российской Федерации, в котором находится сельхозтоваропроизводитель;
по административно-территориальному образованию субъекта Российской Федерации, находящемуся на наименьшем расстоянии от места нахождения сельхозтоваропроизводителя или его территориально обособленного подразделения, где выращивается сельскохозяйственная культура;
по субъекту Российской Федерации, в котором находится сельхозтоваропроизводитель;
по субъекту Российской Федерации, находящемуся на наименьшем расстоянии от места нахождения сельхозтоваропроизводителя или его территориально обособленного подразделения, где выращивается сельскохозяйственная культура.
Средняя цена реализации одного центнера сельскохозяйственной продукции, сложившаяся по субъекту Российской Федерации за год, предшествующий году заключения договора страхования, используется и при расчете размера утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений согласно методике, утвержденной в качестве приложения N 2 Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.02.2009 N 72.
Из материалов дела следует, что для расчета субсидии применена средняя цена реализации одного центнера рапса в 2009 году равная 627,60 руб., (эта же цена указана в договоре страхования урожая с ЗАО СК "Авангард").
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельным довод истца о наличии официальных статистических данных об иной стоимости 1 центнера рапса в 2009 году, из которой бы следовало исходить при расчете по правилам Методики.
По утверждению истца, стоимость рапса указана в письмах Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, согласно которым в 2009 году она составила 569 руб.
Арбитражным судом Омской области определением от 11.10.2011 направлен запрос в Федеральную службу государственной статистики по Кемеровской области о предоставлении сведений о средней цене 1 центнера рапса по Кемеровской области в 2009 году.
В ответе от 17.10.2011 исх. N 08-40-06 Кемеровстат сообщил следующее: "средняя цена реализации одного центнера масличных культур за 2009 год _ составила 569 руб. Строка "Рапс яровой (кольза)" формой не предусмотрена, но она входит в строку "масличные культуры" (л.д.121). Данные предоставлены на основании формы статистического наблюдения N 21-х.
Приказом Росстата от 10.08.2009 N 166 утверждена форма федерального статистического наблюдения N 21-сх "Сведения о реализации сельскохозяйственной продукции".
Между тем, формой N 21-сх предусмотрена строка "масличные культуры", в том числе "подсолнечник" и "соя". Культура "Рапс яровой" в данной строке не указана.
Более того, общеизвестно, что рапс, помимо того, что является масличной культурой, также является кормовой и медоносной культурой (это обстоятельство не подлежит доказыванию в силу части 1 статьи 69 АПК РФ).
Поэтому отнесение рапса, и, соответственно, возможность применения к нему цены, указанной в данных статистики о масличных культурах, суд находит необоснованным.
Учитывая, что помимо сведений Кемеровстата истцом не представлено никаких иных статистических данных непосредственно по рапсу яровому, то примененная истцом при расчете субсидии стоимость одного центнера культуры в размере 596 руб. документально не обоснована.
Случай отсутствия официальной статистической информации о ценах на отдельные виды сельскохозяйственной продукции ни методикой определения страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, ни методикой определения размера утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений не предусмотрен.
В связи с чем суд первой инстанции правомерно указал на возможность применения к спорным правоотношениям пункта 1 статьи 6 ГК РФ, то есть возможность определения цены реализации 1 центнера сельскохозяйственной продукции по фактической себестоимости как для кормовых культур.
При расчете субсидии, предоставленной ответчику, использована цена рапса 627,60 руб. за центнер. Факт существования такой цены истцом не опровергнут.
В связи с чем не имеется оснований для возврата субсидий на основании пункта 7 Положения о предоставлении в 2010 году из областного бюджета субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства, а именно вследствие предоставления получателем недостоверных данных.
Ввиду изложенного доводы апелляционной жалобы не является основанием для отмены обжалуемого решения.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит.
Апелляционная жалоба Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя, однако Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от оплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 03 ноября 2011 года по делу N А46-10350/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
А.Н. Глухих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 Методики определения страховой стоимости урожая сельскохозяйственный культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, утвержденной Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.02.2009 N 72 (далее - Методика определения страховой стоимости урожая) установлено, что страховая стоимость урожая сельскохозяйственных культур и урожая многолетних насаждений в зависимости от установленного в договоре страхования риска утраты (гибели) и (или) частичной утраты определяется по формуле, одним из множителей которой является средняя цена реализации одного центнера сельскохозяйственной продукции, сложившаяся по субъекту Российской Федерации за год, предшествующий году заключения договора страхования, по данным Федеральной службы государственной статистики, а по кормовым культурам - по фактической себестоимости, сложившейся у сельхозтоваропроизводителя за год, предшествующий году заключения договора страхования.
...
Приказом Росстата от 10.08.2009 N 166 утверждена форма федерального статистического наблюдения N 21-сх "Сведения о реализации сельскохозяйственной продукции".
Между тем, формой N 21-сх предусмотрена строка "масличные культуры", в том числе "подсолнечник" и "соя". Культура "Рапс яровой" в данной строке не указана.
Более того, общеизвестно, что рапс, помимо того, что является масличной культурой, также является кормовой и медоносной культурой (это обстоятельство не подлежит доказыванию в силу части 1 статьи 69 АПК РФ).
...
Случай отсутствия официальной статистической информации о ценах на отдельные виды сельскохозяйственной продукции ни методикой определения страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, ни методикой определения размера утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений не предусмотрен.
В связи с чем суд первой инстанции правомерно указал на возможность применения к спорным правоотношениям пункта 1 статьи 6 ГК РФ, то есть возможность определения цены реализации 1 центнера сельскохозяйственной продукции по фактической себестоимости как для кормовых культур."
Номер дела в первой инстанции: А46-10350/2011
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области
Ответчик: ООО "Соляное"
Третье лицо: Федеральная служба государственной статистики по Кемеровской области (Кемеровостат)
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10294/11