город Омск |
|
01 февраля 2012 г. |
Дело N А46-8768/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бондарь И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10036/2011) Общества с ограниченной ответственностью "СОБИ"
на решение Арбитражного суда Омской области от 26.10.2011 по делу N А46-8768/2011 (судья Яркова С.В.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СОБИ" (ОГРН 1035507027016, ИНН 5504086461)
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Омской области
о признании ненормативного правового акта недействительным, действий незаконными,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "СОБИ" - Денисенко А.А. (паспорт, по доверенности от 09.11.2011 сроком действия 3 года); Репина Л.Н. (паспорт, по доверенности от 09.11.2011 сроком действия 3 года)
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Хорошилова Е.Ю. (удостоверение, по доверенности от 29.08.2011 сроком действия 1 год);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Аверина А.Д. (удостоверение, по доверенности N 239 от 21.12.2011 сроком действия до 31.12.2012);
от федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области - Юшкевич Е.В. (паспорт, по доверенности от 05.08.2011 сроком действия 3 года);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СОБИ" (далее по тексту - ООО "СОБИ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании:
- недействительным распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 18.11.2010 N 8710-р "Об установлении вида использования земельных участков для целей государственной кадастровой оценки земель" в части установления вида разреш?нного использования - для общественно-деловых целей, для размещения объектов торговли, общественного питания в пункте 106 Приложения в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:563 общей площадью 731 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира -двухэтажное здание мойки автомобилей, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Омская область, город Омск, улица Суворова, дом 107;
- незаконными действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по утверждению акта определения кадастровой стоимости земельного участка от 16.12.2010 с кадастровым номером 55:36:14 01 06:563 в размере 3 154 067 руб. 63 коп., а также действия федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости о виде разреш?нного использования "для общественно-деловых целей, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" и кадастровой стоимости земельного участка общества в размере 3 154 067 руб. 63 коп.;
Также Общество просило суд первой инстанции обязать федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области изменить в государственном кадастре недвижимости информацию о виде разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:563, заменив вид разрешенного использования "для общественно-деловых целей, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" на вид разрешённого использования - "Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, обороны, безопасности", а также изменить сведения о кадастровой стоимости земельного участка, заменив ее размер "3 154 067,63 рублей" на "978 684,73 рубля" с 16.12.2010.
Решением от 26.10.2011 по делу N А46-8768/2011 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Названное решение мотивировано тем, что в силу норм действующего законодательства земельный участок подлежит отнесению к той группе видов разрешённого использования, которая максимально соответствует целевому использованию такого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости. Поскольку тот факт, что на земельном участке с кадастровым номером 55:36:14 01 06:563 располагается трансформаторная подстанция с условным номером 55-00-152769, усматривается лишь из представленного в материалы дела межевого плана от 21.09.2011, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем не представлено доказательств осведомленности заинтересованных лиц на момент издания оспариваемого ненормативного правового акта, о нахождении на данном земельном участке означенного объекта недвижимости.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований Общества.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что изначально общество по договору купли-продажи от 12.01.2007 г. приобрело в собственность земельный участок под N 12, на котором располагались здание мойки автомобилей и тех. центра, построенные в 2005 году и трансформаторная подстанция, построенная в 2001 году. В результате проведения межевания была изменена площадь земельного участка, а также изменился кадастровый номер земельного участка на N31. В последующем земельный участок N 31 был разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами N 562 и N 563. В результате произведенного раздела трансформаторная подстанция осталась на земельном участке с кадастровым номером N 563, а здание мойки автомобилей и тех. центра на земельном участке N 562, что подтверждается землеустроительным делом от 25.12.2008 года по установлению на местности границ земельного участка с кадастровым номером 31, имеющееся в материалах дела. Поскольку на означенном участке расположена трансформаторная станция, податель жалобы заключает об отсутствии оснований для установления к спорному земельному участку вида разрешенного использования - для общественно-деловых целей.
В представленных в апелляционный суд отзывах на жалобы Общества заинтересованные лица выразили свое несогласие с доводами подателя жалобы, считают решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзывы на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
Заявитель является собственником трансформаторной подстанции - одноэтажного кирпичного строения общей площадью 51,3 кв.м литеры А, расположенного по адресу: город Омск, улица Суворова, дом 107 А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АА N 575733.
Также ООО "СОБИ" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 06:563 площадью 731 кв.м, расположенный на землях населённых пунктов - для общественно-деловых целей, местоположение которого установлено относительно 2-этажного здания мойки автомобилей, имеющего почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, улица Суворова, дом 107 (свидетельство о государственной регистрации от 16.06.2009 серии 55 АВ N 981510).
Указанный объект недвижимого имущества был образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0031 (кадастровая выписка о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 17.08.2011 N 5536/213/11-1207), а последний, в свою очередь, из земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0012 (кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 16.04.2007 N 40/07-4358), приобретённого заявителем на основании договора купли-продажи земельного участка от 12.01.2007 N 22/2007.
На заседании рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с государственной кадастровой оценкой земель на территории Омской области, принято решение от 08.09.2010 о приведении характеристик земельных участков в соответствие с Типовым перечнем видов разрешённого использования, установленных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов".
Во исполнение указанного решения департаментом имущественных отношений Администрации города Омска 18.11.2010 было вынесено распоряжение N 8710-р "Об установлении вида использования земельных участков для целей государственной кадастровой оценки земель", которым земельному участку с кадастровым номером 55:36:14 01 06:563 определён вид использования - для общественно-деловых целей, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 106 Приложения к распоряжению).
На основании названного документа должностным лицом федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области 15.12.2010 был подготовлен Акт определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:563, в соответствии с которым кадастровая стоимость спорного объекта недвижимого имущества составила 3 154 067 руб. 63 коп. Указанный документ 16.12.2010 был утверждён должностным лицом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области. Осуществлён государственный кадастровый учёт уточнения вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:563.
Считая, что названное распоряжение и совершённые в его исполнение действия не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "СОБИ" обратилось в арбитражный суд с вышеназванными требованиями за защитой нарушенного права.
Решением от 26.10.2011 по делу N А46-8768/2011 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу исходил из следующего.
Часть 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержд?нных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов.
Исходя из правового смысла указанных нормативных правовых актов, земельный участок подлежит отнесению к той группе видов разреш?нного использования, которая максимально соответствует целевому использованию такого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:36:14 01 06:563 внесены в государственный кадастр недвижимости 07.04.2009 (кадастровая выписка о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 17.08.2011 N 5536/213/11-1207).
Обосновывая свои требования, Общество указало, что на указанном земельном участке отсутствуют объекты бытового обслуживания.
Суд первой инстанции правомерно не принял названный довод в качестве основания для удовлетворения требований заявителя.
Как усматривается из материалов дела, заявителем в соответствии с договором купли-продажи земельного участка от 12.01.2007 N 22/2007 был приобретен земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0012. На означенном участке располагалось здание мойки автомобилей и техцентра.
В последующем, из означенного земельного участка был выделен участок с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0031, который в свою очередь по инициативе Общества разделен на кадастровые участки с номерами 55:36:14 01 06:562 и 55:36:14 01 06:563.
Между тем, тот факт, что на земельном участке с кадастровым номером 55:36:14 01 06:563 располагается трансформаторная подстанция с условным номером 55-00-152769, из материалов дела не усматривается.
Ссылка подателя жалобы на межевой план от 21.09.2011 и акт согласования границ земельного участка апелляционным судом не принимается, поскольку из названных документов не усматривается тот факт, что на спорном земельном участке после разделения расположена именно трансформаторная подстанция. В действительности названные документы подтверждают лиш факт нахождения на спорном участке какого-то строения без указания на его адрес и иные характеристики. Свидетельсво о праве собственности Общества на означеную станцию также не содержит в себе указания на расположение таковой на спорном земельном участке.
Учитывая названные обстоятельства, а также тот факт, что до выделения спорного земельного участка из состава участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0012 на последнем располагалась автомойка, апелляционный суд приходит к выводу о том, что на момент издания оспариваемого ненормативного правового акта, а также совершения оспариваемых действий заинтересованным лицам, ему не было известно о нахождении на данном земельном участке означенного объекта недвижимости.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 обслуживанию легковых автомобилей, а именно уборочно-моечным работам, присвоен код услуги 017103, при этом первые цифровые десятичные знаки 01 указывают на группу бытовых услуг.
Согласно пункту 2.2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель насел?нных пунктов, утверждённых Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, определение номера вида разрешённого использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешённого использования, содержащемся в таблице 1 приложения 2. Так, к 5 группе видов разрешённого использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания - относятся, помимо прочего: земельные участки ремонтных мастерских и мастерских технического обслуживания; земельные участки химчисток, прачечных; земельные участки для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования.
Исходя из смысла приведённых норм, здание мойки автомобилей и техцентра должно быть отнесено к объектам бытового обслуживания.
Поскольку заявителем в материалы дела не было представлено доказательств того, что на момент издания оспариваемого ненормативного правового акта, а также совершения действий заинтересованным лицам было известно о нахождении на данном земельном участке трансформаторной станции, суд первой инстанции правомерно указал на отсутсвие у заинтересованных лиц оснований для установления для спорного земельного участка иного вида разрешенного использования.
Более того, необходимо учитывать следуещее.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 06:563 был образован в результате разделения земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0031, разрешенное использование которого "для общественно-деловых целей", подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке N 40/07-4358 от 16.04.2007 (т. 2, л.д. 15).
Как следует из кадастрового паспорта N 5536/214/10-235 от 20.05.2010, спорный земельный участок (55:36:14 01 06:563) был постановлен на кадастровый учет и соответствующие сведения, в том числе касающиеся вида разрешенного использования - для общественно деловых целей, внесены в государственный кадастр недвижимости 07.04.2009, то есть до момента издания Департаментом спорного распоряжения.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", образование земельного участка является одним из оснований осуществления кадастрового учета.
Согласно части 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков является целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Таким образом, разрешенное использование образованного земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:563 - "для общественно-деловых целей" было установлено, исходя из разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0031, в результате раздела которого и был образован оспариваемый земельный участок.
Таким образом, вид разрешенного использования спорного земельного участка - "для общественно-деловых целей" в силу части 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации был установлен до момента издания спорного распоряжения.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что спорным распоряжением Департамент фактически не устанавливал (не изменял) новый вид разрешенного использования, а лишь уточнил наименование такового (привел в соответствие с типовым перечнем видов разрешенного использования, утвержденным Приказом Роснедвижимости от 29.07.2007 N П/0152) - "для общественно-деловых целей, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
При названных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение не нарушает прав и законных интересов заявителя (оспариваемый вид разрешенного использования установлен для спорного земельного участка ранее в порядке предусмотренном земельным законодательством).
Таким образом, оснований для признания оспариваемого распоряжения Департамента у арбитражного суда не имеется.
Поскольку оспариваемые заявителем действия органов власти совершены в целях исполнения распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 18.11.2010 N 8710-р "Об установлении вида использования земельных участков для целей государственной кадастровой оценки земель", они также являются законными.
Апелляционная коллегия находит требования заявителя об обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области изменить в государственном кадастре недвижимости информацию о виде разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:563, заменив "для общественно-деловых целей, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" на 13 вид разрешённого использования, а также изменить сведения о кадастровой стоимости земельного участка, заменив "3 154 067,63 рублей" на "978 684,73 рубля" с 16.12.2010, не надлежащим способом защиты своих прав.
Фактически названные требования заявителя направлены на изменение вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка, в то время как действующим законодательством предусмотрен иной порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка - на основании заявления правообладателя. Общество не лишено права обратится в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, по результатам рассмотрения которого, при наличии на то оснований, будет вынесено решение об изменении разрешенного вида использования спорного земельного участка.
Учитывая вышеназванные обстоятельства, апелляционный суд находит апелляционную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, апелляционная коллегия из материалов дела не усматривает.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 26.10.2011 по делу N А46-8768/2011 оставить без изменения. Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СОБИ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2.2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель насел?нных пунктов, утверждённых Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, определение номера вида разрешённого использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешённого использования, содержащемся в таблице 1 приложения 2. Так, к 5 группе видов разрешённого использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания - относятся, помимо прочего: земельные участки ремонтных мастерских и мастерских технического обслуживания; земельные участки химчисток, прачечных; земельные участки для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования.
Исходя из смысла приведённых норм, здание мойки автомобилей и техцентра должно быть отнесено к объектам бытового обслуживания.
...
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", образование земельного участка является одним из оснований осуществления кадастрового учета.
Согласно части 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков является целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Таким образом, разрешенное использование образованного земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:563 - "для общественно-деловых целей" было установлено, исходя из разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:0031, в результате раздела которого и был образован оспариваемый земельный участок.
Таким образом, вид разрешенного использования спорного земельного участка - "для общественно-деловых целей" в силу части 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации был установлен до момента издания спорного распоряжения."
Номер дела в первой инстанции: А46-8768/2011
Истец: ООО "СОБИ"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10036/11