г. Вологда |
|
26 января 2012 г. |
Дело N А05-9403/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Твороговой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 ноября 2011 года по делу N А05-9403/2011 (судья Меньшикова И.А.),
установил
открытое акционерное общество "Архангельский Втормет" (город Архангельск, ОГРН 1022900543159; далее - общество, ОАО "АрхВтормет") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (город Архангельск, ОГРН 1092901006725; далее - управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 3302 кв. м, расположенным по адресу: Архангельская область, город Онега, проспект Ленина, дом 231, кадастровый номер 29:27:060302:0001 (с учетом уточнения требования, принятого судом).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25 ноября 2011 года признано незаконным как противоречащее Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ) бездействие управления, выразившееся в не принятии в установленный срок решения по заявлению общества относительно спорного земельного участка.
Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на отсутствие у управления полномочий по принятию решений о прекращении прав на земельные участки без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество). В ходатайстве от 19.01.2012 N 431 просит о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами, изложенными в ней, решение суда считает законным и обоснованным.
Общество и управление надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, согласно свидетельству серии 29 АА N 034354 обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 3302 кв. м с кадастровым номером 29:27:060302:0001, расположенный по адресу: Архангельская область, город Онега, проспект Ленина, дом 231.
Объект недвижимости, находящийся на данном земельном участке, продан обществом обществу с ограниченной ответственностью "МосМет" (далее - ООО "МосМет"), право собственности которого подтверждено свидетельством серии 29-АК N 347442.
В связи с продажей недвижимости 10.02.2010 ОАО "АрхВтормет" обратилось к управлению с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 29:27:060302:0001.
Управление 17.02.2010 в письме N 1475 сообщило обществу, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекратит после того, как новый собственник (ООО "МосМет") зарегистрирует права на приобретенное имущество в Управлении Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Из свидетельства серии 29-АК N 440929, выданного 27.02.2010, следует, что объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке, находится в собственности Москалева И.С.
В письме от 08.12.2010 N 876 ОАО "АрхВтормет" вновь просило управление прекратить право постоянного пользования земельным участком с кадастровым номером 29:27:060302:0001.
Управление в письме от 17.12.2010 N 11377 отказало обществу в прекращении права постоянного пользования земельным участком в связи с отсутствием основания. При этом указало на то, что представленный договор аренды с правом выкупа от 15.08.2007, заключенный ОАО "АрхВтормет" и ООО "МосМет", не является документом, подтверждающим переход права собственности ООО "МосМет" на объекты недвижимости.
Управление 25.01.2011 получило от общества выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которой следует, что ОАО "АрхВтормет" не является правообладателем служебно-бытового помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, город Онега, проспект Ленина, дом 231.
Общество 21.07.2011 вновь обратилось к управлению (письмо N 309) о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, приложив к нему копию свидетельства о регистрации права на служебно-бытовое помещение за ООО "МосМет" серии 29-АК N 347442.
В письме от 22.07.2011 N 6188 управление известило ОАО "АрхВтормет" о том, что решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть принято только по поручению Росимущества при наличии копий учредительных документов, паспорта руководителя, распоряжения (постановления) о предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования. Ответчик предложил заявителю дополнительно направить указанные документы.
Предложение управления общество исполнило и с письмом от 26.07.2011 N 314 представило перечисленные в вышеуказанном письме документы. Управление направило полученные от ОАО "АрхВтормет" документы в Росимущество для принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 29:27:060302:0001.
Вместе с тем, считая бездействие управления, выразившееся в несвоевременном принятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные ОАО "АрхВтормет" требования.
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно статье 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 указанного Кодекса.
Статьей 53 ЗК РФ предусмотрено, что отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права
Пункт 3 статьи 53 указанного Кодекса предусматривает, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 вышеуказанного Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком (пункт 4 статьи 53 ЗК РФ).
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, управлением не было принято решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования в пределах установленного статьей 53 ЗК РФ срока. Соответствующее решение управлением принято лишь 08.11.2011, то есть уже после обращения общества в суд с рассматриваемым заявлением.
При этом, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на день обращения заявителя в суд единственным препятствием управления для принятия соответствующего решения явилось отсутствие соответствующего поручения Росимущества.
При этом доводы апелляционной жалобы управления сводятся лишь к тому, что у управления отсутствуют полномочия по принятию решений о прекращении прав на земельные участки без поручения Росимущества.
Указанный довод исследовался судом первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Так, в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Росимущество принимает решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.35 Положения N 432).
Из пункта 4 вышеуказанного Положения следует, что данный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Пунктом 4.8 вышеуказанного положения предусмотрено, что территориальный орган по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
Управление не оспаривает тот факт, что оно правомочно принимать решения о прекращении прав на спорный земельный участок, однако полагает, что может принять указанное решение только по поручению Росимущества.
При этом, как обоснованно указано судом первой инстанции, особенности взаимодействия Росимущества и его территориальных органов не могут препятствовать принятию в установленный ЗК РФ срок решений, связанных с прекращением соответствующих прав на земельные участки.
В данном случае, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, управлением решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок принято за пределами срока, установленного ЗК РФ.
Следовательно, в данном случае управление незаконно бездействовало до принятия соответствующего решения, чем нарушило права и законные интересы заявителя.
В связи с этим, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы управления не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 ноября 2011 года по делу N А05-9403/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 вышеуказанного Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком (пункт 4 статьи 53 ЗК РФ).
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, управлением не было принято решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования в пределах установленного статьей 53 ЗК РФ срока. Соответствующее решение управлением принято лишь 08.11.2011, то есть уже после обращения общества в суд с рассматриваемым заявлением.
При этом, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на день обращения заявителя в суд единственным препятствием управления для принятия соответствующего решения явилось отсутствие соответствующего поручения Росимущества.
При этом доводы апелляционной жалобы управления сводятся лишь к тому, что у управления отсутствуют полномочия по принятию решений о прекращении прав на земельные участки без поручения Росимущества.
Указанный довод исследовался судом первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Так, в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
...
Согласно пункту 1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений."
Номер дела в первой инстанции: А05-9403/2011
Истец: ОАО "АрхВтормет"
Ответчик: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области