г. Пермь |
|
03 февраля 2012 г. |
Дело N А60-29112/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,
судей Васевой Е.Е., Осиповой С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой Е.О.,
при участии:
от заявителя (Товарищество собственников жилья "Эльмашевское") (ОГРН 1086673012051, ИНН 6673188822): не явились, извещены надлежащим образом,
от заинтересованных лиц (Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (ОГРН 1046604426890, ИНН 6672176609), Отдел надзорной деятельности Орджоникидзевского района муниципального образования "город Екатеринбург"): не явились, извещены надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Товарищества собственников жилья "Эльмашевское"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 ноября 2011 года
по делу N А60-29112/2011,
принятое судьей И.В.Горбашовой
по заявлению Товарищества собственников жилья "Эльмашевское"
к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, Отделу надзорной деятельности Орджоникидзевского района муниципального образования "город Екатеринбург"
о признании недействительным предписания,
установил:
Товарищество собственников жилья "Эльмашевское" ( далее - ТСЖ "Эльмашевское") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности N 109/1/1-9 от 28.07.2011 (в части пунктов 3-8), выданного отделом надзорной деятельности Орджоникидзевского района муниципального образования "город Екатеринбург" (Отдел госпожнадзора).
Решением арбитражного суда от 22.11.2011 (резолютивная часть решения объявлена 16.11.2011) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе ее подателем приведены доводы о неприменении к проверяемым помещениям положений СНиП 21-01-97*, поскольку здания построены до введения его в действие, на что указано в п.8.5 СНиП 10-01; в связи с отсутствием решения собственников помещений о проведении ремонтных работ требования пунктов 3-6 предписания не могут быть исполнены. Оспаривая законность п.п. 7, 8 предписания, апеллятор указывает на отсутствие в ТСЖ информации о месте нахождения гидрантов и водоисточников, обязанность по отделению помещений общественного значения от жилой части дома противопожарными стенами следует возложить и на собственника помещения, по инициативе которого изменено назначение помещения.
В дополнениях к апелляционной жалобе апеллятор указывает на нецелесообразность проведения ремонтных работ, поскольку обслуживаемые ТСЖ жилые дома расположены в проектируемой зоне жилой застройки и подлежат сносу или реконструкции в соответствии с зонированием территории.
Заинтересованными лицами отзывы на жалобу не представлены.
Стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направило, что в силу ч. 3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 26.07.2011 по 28.07.2011 Отделом госпожнадзора проведена внеплановая проверка по соблюдению требований пожарной безопасности в жилых домах, расположенных по адресам: г. Екатеринбург, ул.Корепина, 21, 21а, 23, 23а, ул.Краснофлотцев, 20, 22, ул.Старых Большевиков,11, 13, ул.Стачек, 12, в ходе которой установлены нарушения установленных нормативными актами требований пожарной безопасности. Выявленные при проверке нарушения отражены в акте N 1091 от 28.07.2011 и послужили основанием для выдачи ТСЖ "Эльмашевское" предписания от 28.12.2011 N 1091/1/1-9 по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 9-13, 58).
Не согласившись с предписанием в части пунктов N N 3 - 8, заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями о признании предписания недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности предписания в оспариваемой части.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав представленные в материалы дела доказательства, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие ненормативного правового акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) государственный пожарный надзор - осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки (ст. 1); государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Органами государственного пожарного надзора являются структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Перечень должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяется Правительством Российской Федерации (ст. 6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820 утверждено Положение о государственном пожарном надзоре, пунктом 6 которого определено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Таким образом, оспариваемое предписание издано в пределах компетенции лица, вынесшего предписание.
В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, установлены требования, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил).
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В силу п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
На рассмотрение суда апелляционной инстанции поставлен вопрос о законности пунктов 3, 4, 5, 6, 7, 8 предписания, которыми заявителю предписано в срок до 01.10.2012 года устранить нарушения СНиП 21-01-97* (п.п.5.18, 6.25, 7.4, 7.8, 7.9, 8.4), п.90 ППБ 01-03 выразившиеся в том, что в жилых домах отделка стен на путях эвакуации выполнена из горючей масляной краски (пункт 3); деревянные конструкции чердачного помещения (пункт 4); люк выхода на чердак не является противопожарным 2-го типа (пункт 5); открытые металлические косоуры лестничных маршей не обработаны огнезащитным составом (пункт 6); на стене здания не установлен указатель, объемный со светильником или плоский с использованием светоотражающих покрытий, указывающий расстояние до ближайшего водоисточника (пункт 7); помещения общественного назначения не отделены от жилой части дома противопожарными стенами и перегородками (пункт 8).
Не оспаривая наличие вышеуказанных нарушений, заинтересованное лицо полагает, что положения СНиП 21-01-97* не подлежат применению, поскольку в соответствии с п. 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с нормами СНиПа определяется п.8.5 СНиП 10-01; СНиП 21-01-97* не регулирует вопросы противопожарной безопасности в отношении зданий, построенных и сданных в эксплуатацию до его введения в действие, в том числе жилых домов, обслуживаемых ТСЖ "Эльмашевское".
Отклоняя данный довод, суд апелляционной инстанции отмечает, что СНиП 10-01 утратил силу с 01.10.2003.
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" содержит противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению. Нормы и правила, изложенные в данном нормативном акте, устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
Таким образом, время ввода в эксплуатацию жилых домов не имеет значения, поскольку требования, изложенные в СНиП 21-01-97*, подлежат обязательному соблюдению и применению, в том числе при эксплуатации помещений, зданий и других строительных сооружений.
Согласно п. 90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Довод апеллятора по п. 7 предписания об отсутствии в ТСЖ информации о месте нахождения гидрантов и водоисточников апелляционный суд считает несостоятельным, поскольку указанное обстоятельство не освобождает заявителя от исполнения обязанности по выполнению требований ППБ 01-03. В данном случае суд исходит из того, что от своевременного нахождения подразделениями пожарной охраны водоисточников населенных пунктов, чему способствуют указатели, зависит своевременная подача воды для тушения пожара.
Согласно п.7.4 СНиП 21-01-97* части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
Возражения апеллятора по п.8 предписания апелляционным судом рассмотрены, признаны несостоятельными и отклонены, поскольку не свидетельствуют об отсутствии обязанности у ТСЖ по выполнению требований пожарной безопасности, изложенных в п. 7.4 вышеуказанного СНиП.
Довод подателя апелляционной жалобы о нецелесообразности выполнения ремонтных работ по выполнению предписания со ссылками на письмо Главного управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации г. Екатеринбурга от 25.10.2010 подлежит отклонению, поскольку не имеет правового значения для рассмотрения спора. Данное письмо носит справочный характер и не содержит сведений о сносе зданий.
Поскольку в обслуживаемых заявителем помещениях находятся люди, несоблюдение вышеприведенных требований СНиП 21-01-97* и ППБ 01-03 в случае возможного возникновения пожара влечет угрозу жизни и здоровью людей, в данном случае соблюдение правил пожарной безопасности является обязательным.
Необходимо отметить, что предписание в отношении заявителя вынесено повторно, ранее вынесенное предписание от 28.10.2009 года содержало аналогичные требования, которые не были выполнены заявителем.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что вынесенное предписание является законным и обоснованным, следовательно, не нарушает прав и законных интересов заявителя по делу.
Материалы дела рассмотрены судом полно и всесторонне, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Руководствуясь ст.ст.104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 ноября 2011 года по делу N А60-29112/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Эльмашевское"- без удовлетворения.
Возвратить Товариществу собственников жилья "Эльмашевское" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 513 от 05.12.2011 государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) государственный пожарный надзор - осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки (ст. 1); государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Органами государственного пожарного надзора являются структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Перечень должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяется Правительством Российской Федерации (ст. 6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820 утверждено Положение о государственном пожарном надзоре, пунктом 6 которого определено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.
...
В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, установлены требования, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил)."
Номер дела в первой инстанции: А60-29112/2011
Истец: ТСЖ "Эльмашевское"
Ответчик: Главное управление МЧС России по Свердловской области, Отдел надзорной деятельности Орджоникидзевского района МО "город Екатеринбург" Главного управления МЧС России по Свердловской области, Отдел надзорной деятельности Орджоникидзевского района МО "город Екатеринбург" ГУ МЧС России по Свердловской области