г. Санкт-Петербург |
|
02 февраля 2012 г. |
Дело N А56-43933/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
при участии:
от заявителя: Григорьева Д.О., дов. от 01.08.2011
от ответчика: Зайцева А.В., дов. от 21.12.2011 N 03-02/18
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22973/2011) ООО "Петербургский Транспорт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2011 по делу N А56-43933/2011 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ООО "Петербургский Транспорт"
к Комитету по транспорту Правительства Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Петербургский Транспорт": Санкт-Петербург, ул. Автомобильная, д. 4, офис 35, ОГРН 1047830018147 (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по транспорту Санкт-Петербурга: 191167, Санкт-Петербург, Исполкомская ул., д. 16, лит. А, ОГРН 1027810354516 (далее - заинтересованное лицо, комитет) от 10.08.2011 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 42 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Решением от 22.11.2011 суд отказал обществу в удовлетворении заявления, изменив оспариваемое постановление в части назначения наказания.
Общество заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2011 года по делу N А56-43933/2011 и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, является ошибочным вывод суда о наличии состава и вины заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения, и отсутствии нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности. Кроме того общество, ссылаясь на приказ комитета от 26.06.2006 N 32 считает, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель комитета против доводов апелляционной жалобы возражал и просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. В отзыве на апелляционную жалобу Комитет просит изменить решение суда в части назначения размера штрафа и принять по делу новый судебный акт о признании законным постановления от 10.08.2011 в полном объеме, включая сумму штрафа в размере 200 000 рублей.
В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что Межведомственной транспортной комиссией проведена проверка организации обществом транспортного обслуживания.
В результате проверки выявлено и зафиксировано в акте от 21.06.2011 N 00400, что в нарушение пункта 2 статьи 42 Закона СПб N 273-70 общество оказывало услуги по перевозке пассажиров и багажа по маршруту N К-115 (Сенная пл.. - ст. м. "Технологический институт") на автомобиле Мерседес, государственный номер АВ 934-47, в отсутствие договора, заключенного в соответствии со статьей 5 Закона Санкт-Петербурга от 08.02.2000 N 19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 19-4), учитывая, что право на осуществление перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования по маршруту регулярных перевозок К-115 предоставлено ЗАО "Такси-2" в соответствии с договором от 11.08.2010 N 10-003/016.
Определением от 22.06.2011 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 42 Закона СПб N 273-70 и проведении административного расследования.
В рамках административного расследования комитетом выявлен факт продолжения со стороны общества противоправного деяния, а именно осуществление регулярных перевозок пассажиров на маршруте N К-115 (Сенная пл. - Канонерский остров) на автомобиле "Мерседес BENZ Sprinter", государственный регистрационный номер Т 506 СХ 47 в отсутствие договора, что зафиксировано в акте от 30.06.2011 N 00447.
По результатам административного расследования в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 20.07.2011 N 5411.
Постановлением от 10.08.2011 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 42 Закона N 273-70, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Установив наличие состава и вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения, а также отсутствие нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, суд первой инстанции отказал заявителю в удовлетворении заявления, изменив оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив штрафные санкции до 100 000 руб.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества по следующим основаниям.
В силу статей 1 и 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер защиты жизни, здоровья и имущества граждан, их законных интересов, то есть указанное регулирование относится к вопросам защиты прав человека и общественной безопасности.
Согласно статье 4 Закона N 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона N 19-4 под перевозчиками понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования.
Согласно статье 5 Закона N 19-4 порядок работы перевозчиков на маршрутах регулярных перевозок определяется договорами на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок, заключенными между уполномоченным органом и перевозчиком.
В соответствии со статьей 6 Закона N 19-4 порядок организации и проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2009 N 683 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" установлено, что Комитет по транспорту является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по осуществлению организации и проведения для перевозчиков конкурса, по результатам которого им предоставляется право осуществления перевозок по каждому установленному маршруту регулярных перевозок.
Пунктом 2 статьи 42 Закона N 273-70 предусмотрена административная ответственность за оказание услуг населению по перевозке пассажиров и багажа в случае, если отсутствует договор, а также за нарушение перевозчиком условий данного договора.
Судом первой инстанции установлено, и подтверждается материалами дела, что общество в июне 2011 года осуществляло перевозку пассажиров по маршруту N К-115 при отсутствии договора на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок, заключенного с Комитетом по транспорту Правительства Санкт-Петербурга.
Факт осуществления пассажирских перевозок без заключенного с комитетом договора подтверждается актами Межведомственной транспортной комиссии, фотоматериалами, путевыми листами, протоколом об административном правонарушении от 20.07.2011 N 54-11.
Оценив все обстоятельства дела, суд установил, что комитетом доказан факт совершения обществом административного правонарушения, доказательства, свидетельствующие об отсутствии его вины в совершении правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ в материалы дела не представлены.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии состава и вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения, является правильным.
Судом первой инстанции проверено соблюдение комитетом порядка привлечения общества к административной ответственности и не установлено существенных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления, не установил их и суд апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления комитета от 10.08.2011 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 42 Закона N 273-70 и, с учетом отсутствия отягчающих обстоятельств счел возможным уменьшить размер административного штрафа до 100 000 руб.
Всем доводам общества, приведенным им в обоснование своей позиции в апелляционной жалобе, дана надлежащая оценка в решении суда первой инстанции.
Доводы подателя жалобы о том, что им не осуществлялась перевозка пассажиров, т.к. в силу заключенного между ним и ЗАО "Такси-2" договора аренды транспортного средства с экипажем от 15.01.2011, перевозку пассажиров и багажа на коммерческом маршруте N К-115 осуществляло ЗАО "Такси-2" с использованием транспортных средств, принадлежащих обществу, отклоняются судом апелляционной инстанции. Из содержания договора аренды транспортного средства с экипажем от 15.01.2011, на который ссылается общество (пункт 1.1) следует, что именно заявитель осуществляет обслуживание маршрута своим собственным подвижным составом, следовательно, выступает в качестве перевозчика, что также следует из маршрутного задания на перевозку пассажиров, являющегося приложением к данному договору (л.д. 17) и путевых листов маршрутных такси выданных обществом на маршрут N К-115, утвержденный Распоряжением Комитета по транспорту от 10.09.2009 N 170-р.
Таким образом, исходя из условий данного договора ЗАО "Такси-2" (арендатор), заключившее договор с Комитетом по транспорту, передало арендодателю - ООО "Петербургский транспорт" предоставленное ему право на обслуживание коммерческого маршрута N К-115, и ООО "Петербургский транспорт" осуществляло перевозку пассажиров по названному маршруту в нарушение статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 08.02.2000 N 19-4 "О городском пассажирском наземном маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге".
Довод общества о составлении протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом признан судом апелляционной инстанции ошибочным.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения о Комитете по транспорту, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 226 (далее - Положение), комитет осуществляет контроль за соблюдением нормативных правовых актов Санкт-Петербурга в сфере обеспечения населения услугами городского наземного маршрутного транспорта общего пользования.
В силу пункта 3.18 Положения комитет наделен полномочиями в случаях, предусмотренных законодательством Санкт-Петербурга, рассматривать дела об административных правонарушениях, направлять дела об административных правонарушениях мировому судье, устанавливать перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 19.06.2006 N 724 "О мерах по реализации закона Санкт-Петербурга от 19.01.2000 N 19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" комитет наделен правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законом Санкт-Петербурга.
Приказом комитета от 26.06.2006 N 32 "Об организации в комитете по транспорту производства по делам об административных правонарушениях" (далее - Приказ N 32) утвержден перечень должностных лиц комитета, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в число которых входит специалист 1 категории сектора административного делопроизводства, составивший протокол об административном правонарушении по настоящему делу.
На основании изложенного протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом административного органа в пределах предоставленных законом полномочий.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что должностные лица, перечисленные в вышеуказанном перечне, не уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Санкт-Петербурга N 273-70, является не обоснованным.
Согласно пункту 2 Приказа N 32 должностные лица комитета, указанные в перечне, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен порядок производства по делам об административных правонарушениях. Согласно части 1 статьи 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данном случае правонарушение, за которое общество привлечено к ответственности, предусмотрено частью 2 статьи 42 Закона Санкт-Петербурга N 273-70. При этом производство по административному делу осуществлялось в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Согласно статье 50 Закона N 273-70 производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляются в соответствии с КоАП РФ.
Приказ комитета N 32 также содержит указание на то, что должностные лица, перечисленные в нем, составляют протоколы в порядке, предусмотренном КоАП РФ. Отсутствие ссылки в названном приказе на Закон N 273-70 не означает, что перечисленные в нем должностные лица не вправе составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном данным Законом. Кроме того, Приказ N 32 содержит ссылку на Закон N 19-4, за нарушение которого общество привлечено к административной ответственности.
Довод комитета о необоснованном уменьшении судом первой инстанции размера штрафа отклоняется судом апелляционной инстанции в виду следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Статьей 4.3 КоАП РФ предусмотрены обстоятельства, отягчающие административную ответственность, в том числе привлечение общества к административной ответственности за аналогичное правонарушение, на которое в суде апелляционной инстанции сослался комитет.
Вместе с тем, постановление о назначении административного наказания от 10 августа 2011 года не содержит выводов административного органа о наличии отягчающих обстоятельств, а постановление о назначении обществу административного наказания от 14.07.2011, на которое указал представитель комитета, на дату вынесения оспариваемого постановления не вступило в законную силу, поскольку оно являлось предметом рассмотрения по делу N А56-40221/2011.
Исходя из изложенного, у комитета отсутствовали основания для назначения санкции, предусмотренной статьей 42 Закона N 273-70, в максимальном размере.
При вынесении обжалуемого судебного акта нормы материального и процессуального права судом не нарушены, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 ноября 2011 года по делу N А56-43933/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Петербургский Транспорт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 4 Закона N 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.
...
Оценив все обстоятельства дела, суд установил, что комитетом доказан факт совершения обществом административного правонарушения, доказательства, свидетельствующие об отсутствии его вины в совершении правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ в материалы дела не представлены.
...
Согласно пункту 2 Приказа N 32 должностные лица комитета, указанные в перечне, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен порядок производства по делам об административных правонарушениях. Согласно части 1 статьи 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Статьей 4.3 КоАП РФ предусмотрены обстоятельства, отягчающие административную ответственность, в том числе привлечение общества к административной ответственности за аналогичное правонарушение, на которое в суде апелляционной инстанции сослался комитет."
Номер дела в первой инстанции: А56-43933/2011
Истец: ООО "Петербургский транспорт"
Ответчик: Комитет по транспорту Правительства Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22973/11