г. Ессентуки |
|
31 января 2012 г. |
Дело N А63-7789/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Баканова А.П.,
судей Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зубаловым К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Территория закона" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.11.2011 по делу N А63-7789/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Территория закона" (ИНН 2626041342, ОГРН 1102650000133, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Чкалова, 6)
к управлению имущественных и земельных отношений администрации Предгорного района Ставропольского края (ИНН 2618017650, ОГРН 1042600042539, Ставропольский край, Предгорный р-н, ст-ца Ессентукская, ул. Набережная, 5)
третьи лица: администрация Предгорного муниципального района Ставропольского края, индивидуальный предприниматель Папинская Наталья Александровна
о признании незаконным решения управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного района Ставропольского края об отказе ООО "Территория закона" в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, площадью 2 450 кв. м, для строительства цеха по сборке мебели, расположенного по адресу: Винсадский сельсовет Предгорного района, с. Винсады, Лермонтовское шоссе, 29 "А" (судья Жирнова С.Л.),
при участии в судебном заседании:
от ООО "Территория закона" - директор Дорохов И.Ю.;
от индивидуального предпринимателя Папинской Н.А. - Папинский М.В. по доверенности от 03.11.2011;
от управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного района Ставропольского края - Крюковской О.М. по доверенности от 10.01.2012.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Территория закона" (далее - ООО "Территория закона) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к управлению имущественных и земельных отношений администрации Предгорного района Ставропольского края (далее - управление) о признании незаконным решения управления края об отказе ООО "Территория закона" в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, площадью 2 450 кв.м, для строительства цеха по сборке мебели, расположенного по адресу: Винсадский сельсовет Предгорного района, с. Винсады, Лермонтовское шоссе, 29 "а".
Определениями суда от 02.09.2011 и 26.09.2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Предгорного района Ставропольского края (далее - администрация) и Папинская Наталья Александровна (далее - Папинская Н.А.).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 08.11.2011, в удовлетворении заявленного требования ООО "Территория закона" отказано.
Судебный акт мотивированы тем, что предоставление земельного участка осуществлено в соответствии с земельным и градостроительным законодательством, действовавшим на момент возникновения правоотношений.
В апелляционной жалобе ООО "Территория закона", просит решение суда от 08.11.2011 отменить и принять новый судебный акт, в котором исключить оценку законности предоставления спорного земельного участка управлением Папинской Н.А. в случае если спор подлежит рассмотрению в порядке искового производства, или дать надлежащую правовую оценку законности предоставления спорного земельного участка органом муниципальной власти в соответствии с требованиями действующего законодательства.
По мнению заявителя, администрация должна была организовать и провести торги на право аренды спорного земельного участка при наличии двух заявок.
До начала судебного заседания от управления поступило возражение на апелляционную жалобу, в которой управление просит решение от 08.11.2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации. Ходатайство рассмотрено судом апелляционной инстанции и признано подлежащим удовлетворению.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена 23.12.2011 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ, вступившего в силу 01.11.2010).
В судебном заседании Дорохов И.Ю. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда от 01.11.2011 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители управления и Папинской М.В. в судебном заседании просили решение суда от 01.11.2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 АПК РФ.
Исследовав и оценив в судебном заседании по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, арбитражный апелляционный суд считает, что не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.03.2011 Папинская Н.М. обратилась в администрацию о предоставлении ей земельного участка площадью 2 450 кв.м в с. Винсады для строительства цеха по сборке мебели сроком на 5 лет.
14 апреля 2011 года Папинской Н.М. выдан акт выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта строительства.
Публикацией в газете "Искра" от 23.04.2011 N 28 управление информировало население о предполагаемом предоставлении земельного участка площадью 2 450 кв. м для строительства цеха по сборке мебели, расположенного по адресу: Винсадский сельсовет Предгорного района, с. Винсады, Лермонтовское шоссе, 29 "а".
22 июня 2011 года исполняющим обязанности руководителя администрации Кавказских Минеральных Вод - особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации согласован акт выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта, который утвержден постановлением администрации Предгорного муниципального район от 30.06.2011 N 1409.
18 мая 2011 года земельный участок площадью 2 450 кв.м, расположенный по адресу: с. Винсады, ул. Лермонтовское шоссе, 29 "а", разрешенное использование - для строительства цеха по сборке мебели поставлен на кадастровый учет, участку присвоен кадастровый номер 26:29:080294:29.
01 июля 2011 года постановлением администрации Предгорного муниципального района N 1440 земельный участок предоставлен в аренду Папинской Н.А. сроком на 5 лет и 05.07.2011 заключен договор аренды N 388 земельного участка с кадастровым номером 26:29:080294:29, который зарегистрирован Управлением Росреестра по Ставропольском краю 14.07.2011 в ЕГРП, регистрационный номер 26-26-35/021/2011-617.
24 мая 2011 года ООО "Территория закона" обратилось в администрацию Предгорного муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2450 кв. м для строительства цеха по сборке мебели, расположенного по адресу: Предгорный район, с. Винсады, Лермонтовское шоссе, 29 "а", и получило отказ в проведении аукциона на право заключения договора арены земельного участка.
Полагая, что отказ является незаконным, ООО "Территория закона" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется следующим образом: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ. Согласно статье 31 ЗК РФ заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка, а также информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. После чего осуществляется проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Если земельный участок сформирован, но не закреплен за юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ (пункт 6 статьи 30 ЗК РФ).
В силу пункта 11 статьи 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Согласно статье 11 ЗК РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. По смыслу названной статьи к компетенции органа местного самоуправления относится и установление порядка предоставления земельных участков для строительства.
В силу пункта 3 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. По смыслу этой нормы такая информация направлена не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок.
При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30 и 31 ЗК РФ, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Из материалов дела следует, что на спорный участок претендуют Папинская Н.А. и ООО "Территория закона". На момент обращения ООО "Территория закона" процедура выбора и предварительного согласования Папинской Н.А. места размещения объекта была завершена. Поскольку ООО "Территория закона" обратилось с заявлениями о предоставлении земельного участка после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что предоставление участка не должно производиться на торгах.
Материалами дела также подтверждается, что все документы были подготовлены Папинской Н.А. в соответствии с требованиями законодательства.
На основании изложенного предоставление земельного участка осуществлено в соответствии с земельным и градостроительным законодательством, действовавшим на момент возникновения правоотношений.
На основании проекта границ 14.04.2011 оформлен акт выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта строительства, 23.04.2011 информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 2 450 кв.м для строительства цеха по сборке мебели, расположенного по адресу: Предгорный район, с. Винсады, Лермонтовское шоссе, 29 "а", проведено администрацией посредством публикации в газете "Искра", 30.06.2011 акт выбора земельного участка согласован со всеми необходимыми службами и учреждениями и утвержден постановлением администрации Предгорного муниципального района N 1409, 01.07.2011 постановлением администрации Предгорного муниципального района N 1440 земельный участок предоставлен в аренду Папинской Н.А. сроком на 5 лет, 05.07.2011 между управлением и Папинской Н.А. заключен договор аренды N 388 земельного участка с кадастровым номером 26:29:080294:29, который зарегистрирован Управлением Росреестра по Ставропольскому краю 14.07.2011 в ЕГРП, регистрационный номер 26-26-35/021/2011-617.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ). Зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права, в частности путем оспаривания тех оснований (правоустанавливающих документов), по которым возникло конкретное право определенного лица.
Договор аренды земельного участка имеет сложный юридический состав, включающий акт органа местного самоуправления (постановление) и соглашение сторон (договор), заключенное на основании этого акта. При наличии зарегистрированного в установленном порядке договора аренды земельного участка орган местного самоуправления в силу статей 450 ГК РФ и 46 ЗК РФ не вправе во внесудебном порядке признать утратившим силу постановление, послужившее одним из оснований для заключения договора аренды (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Пунктом 3 статьи 433 ГК РФ предусмотрено, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В силу пункта 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Из пункта 2 статьи 26 ЗК РФ следует, что государственной регистрации подлежат договоры аренды земельного участка, заключенные на срок не менее, чем один год.
Договор аренды земельного участка имеет сложный юридический состав, включающий акт органа местного самоуправления (постановление) и соглашение сторон (договор), заключенное на основании этого акта.
При заключении управлением и Папинской Н.А. в установленном порядке договора аренды от 05.07.2011 в отношении земельного участка площадью 2 450 кв. м, с кадастровым номером 26:29:080294:29, публично-правовые отношения по предоставлению земли прекратились (административный акт исполнен), а между сторонами возникли иные (обязательственные) правоотношения, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке.
Судом первой инстанции правомерно указано, что в данном случае признание незаконным решения управления об отказе ООО "Территория закона" в проведении аукциона на право заключения договора аренды не приведет к восстановлению заявителю его нарушенных прав.
Таким образом, судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследованы все обстоятельства дела, им дана правильная оценка, правильно применено материальное законодательство, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, доводы апелляционной жалобы ООО "Территория закона" их не опровергают.
При разрешении спора суд первой инстанции предоставил равные процессуальные возможности лицам, участвующим в деле, в связи с чем не допустил нарушения принципа равноправия сторон, установленного статьей 7 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.11.2011 по делу N А63-7789/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
А.П. Баканов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ). Зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права, в частности путем оспаривания тех оснований (правоустанавливающих документов), по которым возникло конкретное право определенного лица.
Договор аренды земельного участка имеет сложный юридический состав, включающий акт органа местного самоуправления (постановление) и соглашение сторон (договор), заключенное на основании этого акта. При наличии зарегистрированного в установленном порядке договора аренды земельного участка орган местного самоуправления в силу статей 450 ГК РФ и 46 ЗК РФ не вправе во внесудебном порядке признать утратившим силу постановление, послужившее одним из оснований для заключения договора аренды (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Пунктом 3 статьи 433 ГК РФ предусмотрено, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В силу пункта 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Из пункта 2 статьи 26 ЗК РФ следует, что государственной регистрации подлежат договоры аренды земельного участка, заключенные на срок не менее, чем один год.
...
При разрешении спора суд первой инстанции предоставил равные процессуальные возможности лицам, участвующим в деле, в связи с чем не допустил нарушения принципа равноправия сторон, установленного статьей 7 АПК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А63-7789/2011
Истец: ООО "Территория закона"
Ответчик: Управление имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района СК
Третье лицо: Администрация Предгорного района Ставропольского края, Папинская Наталья Александровна, Управление имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3826/11