г. Тула |
|
01 февраля 2012 г. |
Дело N А09-3721/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2012.
Полный текст постановления изготовлен 01.02.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,
судей: Дорошковой А.Г.,
Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Атавиной В.Ю.,
при участии:
от первого заместителя прокурора Брянской области (г. Брянск, бульвар Гагарина, д. 28): Сударчиковой Л.В. - заместителя начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Тульской области (удостоверение от 14.04.2011 ТО N 085692),
от судебного пристава-исполнителя Володарского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области Чирковой А.А. (г. Брянск, ул. Афанасьева, д. 16): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
от ИП Матюшкина В.А. (г. Брянск, ул. Фосфоритная, д. 27, кв. 221, ОГРНИП 304323333600077): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
от Межрайонной ИФНС России N 2 по Брянской области (г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 53): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Володарского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области Чирковой А.А. на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.09.2011 по делу N А09-3721/2011 (судья Черняков А.А.),
УСТАНОВИЛ:
первый заместитель прокурора Брянской области (г. Брянск, бульвар Гагарина, д. 28) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Володарского районного отдела судебных приставов г. Брянска Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области Чирковой А.А. (далее по тексту - судебный пристав-исполнитель Володарского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области Чиркова А.А., судебный пристав-исполнитель) (г. Брянск, ул. Афанасьева, д. 16) от 28.04.2011 о запрете регистрационных действий и прохождения технического осмотра в отношении принадлежащих индивидуальному предпринимателю Матюшкину В.А. транспортных средств.
К участию в деле привлечены: ИП Матюшкин В.А. - должник по исполнительному производству (г. Брянск, ул. Фосфоритная, д. 27, кв. 221, ОГРНИП 304323333600077), Межрайонная ИФНС России N 2 по Брянской области - взыскатель по исполнительному производству (г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 53).
Определением Арбитражного суда Брянской области от 24.06.2011 производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011 указанное определение суда первой инстанции отменено, дело направлено в Арбитражный суд Брянской области для рассмотрения по существу.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.09.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, судебный пристав-исполнитель Володарского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области Чиркова А.А. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального и материального права, и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу первый заместитель прокурора Брянской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
ИП Матюшкин В.А., Межрайонная ИФНС России N 2 по Брянской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Судебный пристав-исполнитель Володарского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области, ИП Матюшкин В.А., Межрайонная ИФНС России N 2 по Брянской области в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями.
На основании ст.ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав пояснения представителя первого заместителя прокурора Брянской области, явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 30.03.2011 на исполнение в Володарский РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области поступило постановление Межрайонной ИФНС России N 2 по Брянской области от 21.03.2011 N 2859 о взыскании за счет имущества Матюшкина В.А. налогов (сборов) в сумме 3 433 руб. и пеней в сумме 5,23 руб., всего 3 438,23 руб.
На основании указанного постановления судебным приставом-исполнителем Володарского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области Чирковой А.А. 31.03.2011 вынесено постановление о возбуждении в отношении Матюшкина В.А. исполнительного производства N 8576/11/03/32.
Данным постановлением Матюшкину В.А. установлен пятидневный срок со дня получения постановления для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В связи с тем, что в установленный для добровольного исполнения срок Матюшкин В.А. не исполнил требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель Чиркова А.А. 28.04.2011 вынесла постановление о запрете регистрационных действий и прохождении технического осмотра в отношении принадлежащих Матюшкину В.А. транспортных средств: ДАФ CF85 430, к242тр32, SCHMITZ ва325432, GENERAL TRAILERS DGP ва520332, Ивеко HM1V3532A 4x2, к286ао32.
Полагая, что указанное постановление не соответствует положениям Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а также нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности Матюшкина В.А., первый заместитель прокурора Брянской области обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении судебным приставом-исполнителем при принятии оспариваемого постановления принципа соотносимости объема требований взыскателя с мерами принудительного исполнения, поскольку на момент принятия им мер, запрещающих совершение регистрационных действий и прохождение технического осмотра в отношении принадлежащих должнику транспортных средств в количестве четырех единиц, задолженность ИП Матюшкина В.А. по исполнительному производству N 8586/11/03/32 составляла 3 438 руб. 23 коп. Кроме того, суд первой инстанции посчитал, что оспариваемое постановление лишило Предпринимателя возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, так как за эксплуатацию транспортного средства без прохождения в установленные сроки технического осмотра установлена административная ответственность.
Апелляционная инстанция не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из анализа указанных процессуальных норм права следует, что для признания ненормативного акта недействительным либо действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в частности, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 80 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 80 Закона об исполнительном производстве арест на имущество должника применяется для обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации.
Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяется судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования и других факторов (п. 4 ст. 80 указанного Закона).
Вместе с тем согласно ст. 68 указанного Закона перечень мер принудительного исполнения не является исчерпывающим, в связи с чем судебным приставом-исполнителем могут применяться иные, помимо указанных подпунктами 1 - 11 пункта 3 статьи 68 данного Закона, меры, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.
Однако при принятии названных мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель должен руководствоваться принципом разумности, обоснованности и соблюдения баланса интересов сторон.
Как установлено судом, оспариваемым постановлением от 28.04.2011 судебный пристав-исполнитель Володарского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области Чиркова А.А. объявила запрет на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра, прохождение государственного технического осмотра автотранспортных средств в отношении принадлежащих Матюшкину В.А. транспортных средств: ДАФ CF85 430, к242тр32, SCHMITZ ва325432, GENERAL TRAILERS DGP ва520332, Ивеко HM1V3532A 4x2, к286ао32.
При этом при вынесении указанного постановления судебным приставом-исполнителем акт описи и ареста не составлялся, оценка имущества не проводилась, автотранспортные средства у ИП Матюшкина В.А. фактически не изымались, его право пользоваться автотранспортными средствами не ограничивалось, мер к обращению взыскания на автотранспортные средства не предпринималось.
Из анализа содержания оспариваемого постановления следует, что указанная мера принудительного исполнения принята судебным приставом-исполнителем исключительно в целях обеспечения исполнения требований взыскателя по исполнительному документу, в связи с чем применение такой меры не предполагает оценку данного имущества.
Следовательно, установленный п. 5 ст. 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения в данном случае судебным приставом-исполнителем Володарского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области Чирковой А.А. не нарушен.
Кроме того, из анализа положений п. 4 Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 N 880 (в редакции, действовавшей в спорный период), следует, что минимальный интервал прохождения технического осмотра установлен с периодичностью в шесть месяцев.
Как усматривается из имеющегося в материалах дела объяснения Матюшкина В.А., которое получено помощником прокурора Володарского района г. Брянска 19.01.2011, технический осмотр автотранспортных средств: ДАФ CF85 430, к242тр32, SCHMITZ ва325432, GENERAL TRAILERS DGP ва520332, Ивеко HM1V3532A 4x2, к286ао32 был пройден им в феврале 2011 года.
Кроме того, из имеющихся в материалах дела копий талонов о прохождении государственного технического осмотра видно, что указанные транспортные средства он должен был представить для прохождения технического осмотра только в 2012 году.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что принятое судебным приставом-исполнителем оспариваемое постановление не препятствовало осуществлению им предпринимательской деятельности, в частности грузовых перевозок, в целях погашения имеющейся перед Межрайонной ИФНС России N 2 по Брянской области задолженности в сумме 3 438 руб. 23 коп.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что уплата налогов является конституционной обязанностью каждого налогоплательщика. Вместе с тем из имеющейся в материалах дела копии письма Володарского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области, которое направлено в адрес прокурора Володарского района г. Брянска на его запрос, следует, что спорная сумма задолженности по состоянию на 20.01.2012 ИП Матюшкиным В.А. не погашена.
Исходя из того, что предусмотренная ч. 2 ст. 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания ненормативных актов государственных органов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, в рассматриваемом случае отсутствует, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения заявленного первым заместителем прокурора Брянской области требования о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Володарского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области Чирковой А.А. от 28.04.2011 о запрете регистрационных действий и прохождения технического осмотра в отношении принадлежащих индивидуальному предпринимателю Матюшкину В.А. транспортных средств.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, а в удовлетворении заявленных первым заместителем прокурора Брянской области требований следует отказать.
Руководствуясь п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 27.09.2011 по делу N А09-3721/2011 отменить.
В удовлетворении заявления первого заместителя прокурора области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Володарского районного отдела судебных приставов г. Брянска Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области Чирковой А.А. от 28.04.2011 о запрете регистрационных действий и прохождения технического осмотра в отношении принадлежащих индивидуальному предпринимателю Матюшкину В.А. транспортных средств, вынесенного в рамках исполнительного производства N 8576/11/03/32, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 80 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 80 Закона об исполнительном производстве арест на имущество должника применяется для обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации.
...
Из анализа содержания оспариваемого постановления следует, что указанная мера принудительного исполнения принята судебным приставом-исполнителем исключительно в целях обеспечения исполнения требований взыскателя по исполнительному документу, в связи с чем применение такой меры не предполагает оценку данного имущества.
Следовательно, установленный п. 5 ст. 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения в данном случае судебным приставом-исполнителем Володарского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области Чирковой А.А. не нарушен.
Кроме того, из анализа положений п. 4 Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 N 880 (в редакции, действовавшей в спорный период), следует, что минимальный интервал прохождения технического осмотра установлен с периодичностью в шесть месяцев."
Номер дела в первой инстанции: А09-3721/2011
Истец: Первый заместитель прокурора области
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель Володарского РО СП г. Брянска УФССП России по Брянской области Чиркова А.А.
Третье лицо: ИП Матюшкин Владимир Алексеевич, Межрайонная ИФНС России N2 по Брянской области
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1076/12
01.02.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5794/11
22.08.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3872/11
24.06.2011 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-3721/11