г. Челябинск |
|
03 февраля 2012 г. |
Дело N А76-18094/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шайхисламовой А.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Увельского муниципального района Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.11.2011 по делу N А76-18094/2010 (судья Гусев А.Г.).
В заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Золкина Александра Александровича - Чиликина С.А. (доверенность от 06.05.2099 N 1113-Д);
администрации Увельского муниципального района Челябинской области - Дрожжина О.Н. (доверенность от 13.05.2011 N 1316).
Индивидуальный предприниматель Золкин Александр Александрович (далее - ИП Золкин А.А., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации Увельского муниципального района Челябинской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо, ответчик) о признании незаконным отказа Администрации в предоставлении земельного участка в аренду, расположенного по адресу: примерно в 5 м по направлению на юго-восток от ориентира здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: п. Увельский Челябинской области, ул. 40 лет Октября, д. 18, площадью 1197 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, сроком на 5 лет - для торговой деятельности по письму от 20.05.2010 N 1044, и обязании Администрации выполнить и утвердить план-схему данного земельного участка на местности (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (протокол судебного заседания от 22.09.2011, л. д. 91).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.11.2011 (резолютивная часть от 11.11.2011) заявленные требования удовлетворены (л. д. 103-112). Оспариваемый отказ судом признан незаконным, как не соответствующий положениям ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Суд обязал Администрацию утвердить и выдать предпринимателю схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе Администрация просила отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении требований по следующим основаниям. Заявителю на его обращение был дан ответ о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка, поскольку в настоящее время данный земельный участок формируется под размещение Православного Храма. Ответ Администрации не нарушает прав заявителя, поскольку признание его незаконным не влечет за собой восстановление нарушенных прав.
К дате судебного заседания от ИП Золкина А.А. отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Администрации поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель ИП Золкина А.А. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Золкину А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 74:21:13 08 001:0035, площадью 352 кв.м (земли поселений), расположенный по адресу: Челябинская область, Увельский район, пос. Увельский, ул. Красноармейская, д. 4, и нежилое здание торгового помещения, общей площадью 74,3 кв.м, расположенное по адресу: Челябинская область, Увельский район, пос. Увельский, ул. Красноармейская, д. 4, с кадастровым номером 74:21:13 08 001:0035:006572:1000/А, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации от 22.09.2004 и о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.04.2004 сделаны записи регистрации (л. д. 30-31).
21 апреля 2010 года ИП Золкин А.А. обратился с заявлением в Администрацию о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: примерно в 5 м по направлению на юго-восток от ориентира здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: п. Увельский Челябинской области, ул. 40 лет Октября, д. 18, площадью 1197 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, сроком на 5 лет - для торговой деятельности (л. д. 21).
Администрацией на заявление Золкина А.А. дан ответ от 20.05.2010 исх. N 1044 (л. д. 17), в соответствии с которым заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого участка. В оспариваемом письме заявителю сообщалось, что в газете "Настроение" N 89 (12011) от 30.10.2009 было опубликовано сообщение о проведении публичных слушаний по вопросам, связанным со строительством и размещением Православного Храма в границах Увельского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области.
В соответствии с Уставом Увельского сельского поселения и "Положения о публичных слушаниях Увельского сельского поселения", утвержденных решением Совета депутатов Увельского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области N 16от 29.06.2006 объявление в газете "Настроение" было подано за 30 дней до начала проведения публичных слушаний.
Согласно указанной публикации был установлен срок подачи возражений, вопросов и предложений до 27.11.2009. В установленный срок от ИП Золкина А.А. возражений, вопросов и предложений не поступало. Согласно сведениям о регистрации участников публичных слушаний ИП Золкин А.А. на публичных слушаниях не присутствовал.
30 ноября 2009 года на публичных слушаниях было единогласно принято решение определить место под строительство Православного Храма в п. Увельский по ул. 40 лет Октября. Итоговым протоколом публичных слушаний был опубликован в газете "Настроение" N 100(12022) от 08.12.2009.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в ответ на запрос ИП Золкина А.А. от 24.03.2011 вх. N 63 о предоставлении сведений о координатах земельного участка, предполагаемого для строительства Православного Храма, Администрация письмом от 20.05.2010 исх. N 1044 сообщила предпринимателю, что координаты характерных точек границ выбираемого земельного участка под размещение Православного Храма предоставить не предоставляется возможным, так как работы по формированию земельного участка не проводились (л. д. 86).
Не согласившись с отказом Администрации от 20.05.2010 исх. N 1044, ИП Золкин А.А. обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в установленном порядке. Кроме того, отклоняя доводы ответчика, суд сослался на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 по делу N А76-23925/2010, которым было установлено отсутствие правообразующего характера протокола публичных слушаний от 30.11.2009 б/н, а также постановления Администрации от 01.12.2009 N 34.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов государственной власти, иных органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия указанных действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
Положениями ст. 34 ЗК РФ закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В силу пунктов 2 и 3 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 указанного Кодекса, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Совершение указанных действий в срок, определенный п. 4 ст. 34 Кодекса, следует рассматривать в качестве юридической обязанности соответствующего органа.
Таким образом, ст. 34 ЗК РФ введен заявительный порядок инициирования гражданами процедуры предоставления земельных участков. Адресатом заявления должен являться орган, уполномоченный на принятие решения о предоставлении участка.
Со ссылкой на п. 4 "Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории Увельского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного постановлением Главы Увельского муниципального района от 23.10.2006 N 544, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что распоряжение земельными участками на территории Увельского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Администрация.
Из материалов дела следует, что заявитель, в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 34 ЗК РФ, обратился с соответствующим заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного по адресу: примерно в 5 м по направлению на юго-восток от ориентира здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: п. Увельский Челябинской области, ул. 40 лет Октября, д. 18, площадью 1197 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, сроком на 5 лет - для торговой деятельности.
Сведений о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка начаты работы по его формированию для иных целей, в том числе для строительства Православного Храма, суду не представлено.
Согласно представленному в материалы дела письму Администрации от 20.05.2010 исх. N 1044 следует, что координаты характерных точек границ выбираемого земельного участка под размещение Православного Храма установить невозможно, так как работы по формированию земельного участка не проводились (л. д. 86).
Кроме того, постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 по делу N А76-23925/2010 (л. д. 70-77) установлено отсутствие правообразующего характера протокола публичных слушаний от 30.11.2009 б/н, а также постановления Администрации Увельского сельского поселения от 01.12.2009 N 34.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что вышеназванные обстоятельства при отсутствии в деле доказательств формирования земельного участка для строительства Православного Храма, не могут являться препятствием для совершения уполномоченным органом действий, направленных на установление границ земельного участка по заявлениям граждан, поданных в порядке ст. 34 ЗК РФ.
Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена разработка нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или ведомственных нормативных актов по вопросам подготовки схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
Из нормативного правового акта, действующего на территории Увельского муниципального района, регламентирующего порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (Постановление Главы Увельского муниципального района от 23.10.2006 N 544), следует, что утверждение границ земельного участка в процессе его формирования, не выделено в качестве самостоятельной процедуры, а, следовательно, в числе прочих действий, связанных с распоряжением такими земельными участками, включено в обязанность органа местного самоуправления - Администрации.
Из буквального толкования положений ст. 34 ЗК РФ следует, что правовым основанием для реализации процедуры получения прав на земельный участок является заявление о приобретении права собственности или права аренды на указанный земельный участок, которое предшествует действиям органа местного самоуправления или государственного органа исполнительной власти по изготовлению и выдаче схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с последующей выдачей кадастрового паспорта.
Такое заявление ИП Золкиным А.А. было подано в уполномоченный орган.
Согласно п. 5 ст. 34 ЗК РФ решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, принимается уполномоченным органом в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка.
Суд первой инстанции правомерно указал со ссылкой на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 26.11.2010 N ВАС-12881/10 на то, что вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в установленном порядке.
При указанных обстоятельствах, отказ Администрации, обжалуемый по настоящему делу, обоснованно признан судом первой инстанции преждевременным, не основанным на положениях п. 5 ст. 34 ЗК РФ. До момента получения ИП Золкиным А. А. как заявителем в силу п. 4 ст. 34 ЗК РФ соответствующей схемы от органа местного самоуправления и последующего обеспечения им кадастровых работ, отказ Администрации является незаконным и нарушает права заявителя.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что п. 1 ст. 34 ЗК РФ, определяющей процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлены требования, которым должна отвечать данная процедура. Указанные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
В рассматриваемом случае по результатам рассмотрения обращения предпринимателя о предоставлении спорного земельного участка Администрация должна была в установленные законом сроки принять решение о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Вместе с тем указанное решение не является безусловным основанием для предоставления земельного участка в аренду заявителю, поскольку такое решение подлежит принятию с соблюдением общих принципов предоставления земельных участков, а также (в случае его принятия) - в соответствии с требованиями нормативного акта, принятого органом местного самоуправления в соответствии с полномочиями, предоставленными абз. 2 ч. 1 ст. 34 ЗК РФ, и устанавливающего процедуры и критерии предоставления таких земельных участков.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения, доводы Администрации, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.11.2011 по делу N А76-18094/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Увельского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции правомерно указал со ссылкой на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 26.11.2010 N ВАС-12881/10 на то, что вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в установленном порядке.
При указанных обстоятельствах, отказ Администрации, обжалуемый по настоящему делу, обоснованно признан судом первой инстанции преждевременным, не основанным на положениях п. 5 ст. 34 ЗК РФ. До момента получения ИП Золкиным А. А. как заявителем в силу п. 4 ст. 34 ЗК РФ соответствующей схемы от органа местного самоуправления и последующего обеспечения им кадастровых работ, отказ Администрации является незаконным и нарушает права заявителя.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что п. 1 ст. 34 ЗК РФ, определяющей процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлены требования, которым должна отвечать данная процедура. Указанные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
В рассматриваемом случае по результатам рассмотрения обращения предпринимателя о предоставлении спорного земельного участка Администрация должна была в установленные законом сроки принять решение о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Вместе с тем указанное решение не является безусловным основанием для предоставления земельного участка в аренду заявителю, поскольку такое решение подлежит принятию с соблюдением общих принципов предоставления земельных участков, а также (в случае его принятия) - в соответствии с требованиями нормативного акта, принятого органом местного самоуправления в соответствии с полномочиями, предоставленными абз. 2 ч. 1 ст. 34 ЗК РФ, и устанавливающего процедуры и критерии предоставления таких земельных участков."
Номер дела в первой инстанции: А76-18094/2010
Истец: ИП Золкин А. А.
Ответчик: Администрация Увельского МР Челябинской обл., Администрация Увельского муниципального района Челябинской области