город Ростов-на-Дону |
|
31 января 2012 г. |
дело N А32-12875/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.
судей Ереминой О.А., Кузнецова С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косеевой М.С.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.10.2011 по делу N А32-12875/2009
по иску открытого акционерного общества "РЖД"
к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт"
о взыскании 213 844 рублей 32 копеек,
принятое судьей Кондратовым К.Н.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - железная дорога, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (далее - порт, ответчик) о взыскании платы за пользование вагонами в сумме 213 844,32 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2010 по настоящему делу исковые требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением ФАС СКО от 17.12.2010 решение суда от 18.06.2010 в части отказа во взыскании 57 025,15 руб. платы оставлено в силе, в остальной части судебный акт отменен, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением от 10.10.2011 с ответчика в пользу истца взыскано 156 81 9,16 руб. платы за пользование вагонами, а также расходы по оплате госпошлины в сумме 3 704,57 руб. В удовлетворении остальной части иска судом отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал решение арбитражного суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе порт просит решение от 10.10.2011 отменить либо изменить в части размера взысканной платы.
В жалобе ответчик сослался на то, что истцом неверно произведен расчет платы за пользование вагонами, поскольку плата за пользование рассчитана за тот период, когда срок доставки нарушен не был.
Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела следует, что на железнодорожной станции Коноково Северо-Кавказской железной дороги 16.08.2008 на основании приказа от 16.08.2008 N 110 16.08.2008 был задержан поезд N 2714 (акты общей формы N 2/309, 2/310, 2/311, 2/312, 2/313, 2/314, 2/315, 2/316, 2/317), следовавший с грузом каменный уголь в адрес ответчика на станцию Туапсе по причине нарушения грузополучателем, ОАО "Туапсинский морской торговый порт", г. Туапсе, технологических сроков оборота вагонов в связи с проведением забастовки докерами порта. Причиной невыполнения технологических сроков оборота вагонов ответчиком стало, по мнению истца, проведение забастовки работниками порта в период с 13 по 20 августа 2008 года Задержка вагонов произошла на станции Коноково, в связи с чем истец произвел начисление платы за пользование вагонами ответчику, который отказался в добровольном порядке произвести оплату, что послужило основанием для обращения в суд.
В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Сроки доставки грузов исчисляются в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, утвержденными приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27). Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
В соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов), для удостоверения факта задержки вагонов на станции назначения, на промежуточных станциях по любым основаниям составляются акты общей формы (пункт 3.1). В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. Если акт общей формы составляется в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, то в акте указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров в пути. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (пункт 3.4).
Доказательством нарушения сроков доставки груза является дорожная ведомость, являющаяся листом N 2 транспортной железнодорожной накладной, в которых указывается дата истечения нормативного срока доставки груза рассчитываемого в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (утверждены приказом МПС России от 18.06.03 г. N 27), а также проставляется дата фактического прибытия груза на железнодорожную станцию назначения, т.е. дата фактического срока доставки груза по назначению.
Нормативные сроки доставки грузов исчисляются на железнодорожной станции отправления в соответствии с Правилами исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов.
Дата уведомления грузополучателя о прибытии грузов в его адрес, на железнодорожную станцию назначения является датой фактического срока доставки груза по назначению.
В случае, когда фактическая продолжительность перевозки превышает указанный в транспортной железнодорожной накладной срок доставки, груз считается доставленным с нарушением срока доставки.
В рассматриваемом случае груз прибыл на станцию Туапсе с просроченным сроком доставки груза, что является одним из условий для начисления и взыскания с грузополучателя платы за пользование вагонами.
Порядок оформления задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях установлены Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 26).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил факт задержки спорных вагонов на станции Коноково, что порт не отрицает. Простой вагонов в спорное время произошел в связи с забастовкой работников порта.
Как видно из материалов дела, в письме от 13.08.2008 N 06/10-591 порт, ссылаясь на нормы статьи 39 Устава железнодорожного транспорта о наступлении форс-мажорных обстоятельств, сообщил обществу о том, что с 08 часов 00 минут 13.08.2008 порт приостанавливает работу по причине невыхода основной части докеров на рабочие места.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо ответчика от 21.08.2008 N Д-14/103, которым он обратился в адрес истца с просьбой снять конвенционные запрещения, введенные телеграфными указаниями истца от 13.08.2008 N 13011, от 14.08.2008 N 13060, от 20.08.2008 N 13362, а также сообщил истцу о том, что с 20-00 часов 20.08.2008 приступил к нормальной производственной деятельности и имеется возможность в полном объеме принять уголь из находящихся на станции Туапсе и промежуточных станциях вагонов, в связи с этим порт просил снять введенные ранее ограничения на отгрузку угля с 21.08.2008, для слябов - с 22.08.2008.
Перевозчиком составлены акты общей формы ГУ 23 N 2/317 от 26.08.2008 и формы ГУ 23 N 2/312, 2/313, 2/315, 2/316 от 26.08.2008, согласно которым задержка спорных вагона в пути следования произошла по причине невыполнения портом технологических норм выгрузки.
Простой вагонов в спорное время произошел в связи с объявленной и проведенной забастовкой работниками порта. Из содержания представленных дорожных ведомостей следует, что на станцию Коноково вагоны прибыли до истечения нормативного срока доставки, остаток времени позволял перевозчику при обычных обстоятельствах доставить груз без нарушения срока доставки.
Получив письмо ответчика от 13.08.2008 о приостановке работы порта по разгрузке поступающих поездов ввиду забастовки докеров, истец, действуя разумно и осмотрительно, во избежание последствий накопления неразгруженных поездов на конечной станции назначения, правомерно задержал спорный состав на промежуточной станции.
Кроме того, по смыслу ст. 39 Устава железнодорожного транспорта проведение локальной забастовки внутри самого предприятия не относится к числу обстоятельств, освобождающих его от платы за пользование вагонами.
Таким образом, задержка вагонов на станции Коноково произошла по причинам, зависящим от ответчика, основания для начисления и взыскания платы за пользование вагонами с порта, предусмотренные действующими нормативными актами имеются, а перевозчиком в свою очередь оформление задержки вагонов в пути следования произведено согласно существующему порядку.
Плата за пользование вагонами правомерно начислена с момента задержки вагонов на промежуточной станции по 21.08.2008.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены следующие положения. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении
предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Из вышеуказанного следует, что о приостановке работ администрация порта знала заблаговременно, однако не предприняла должных мер для предотвращения возможных убытков, не допустив долгосрочный простой вагонов в порту.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца 156 819,16 руб. платы за пользование вагонами.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом неверно произведен расчет платы за пользование вагонами, поскольку плата за пользование рассчитана за тот период, когда срок доставки нарушен не был.
Как следует из материалов дела, задержка вагонов на станции Коноково произошла по причинам, зависящим от ответчика, поэтому в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта имеются основания для взыскания с него платы за пользование вагонами.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2011 по делу N А32-12875/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов), для удостоверения факта задержки вагонов на станции назначения, на промежуточных станциях по любым основаниям составляются акты общей формы (пункт 3.1). В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. Если акт общей формы составляется в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, то в акте указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров в пути. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (пункт 3.4).
Доказательством нарушения сроков доставки груза является дорожная ведомость, являющаяся листом N 2 транспортной железнодорожной накладной, в которых указывается дата истечения нормативного срока доставки груза рассчитываемого в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (утверждены приказом МПС России от 18.06.03 г. N 27), а также проставляется дата фактического прибытия груза на железнодорожную станцию назначения, т.е. дата фактического срока доставки груза по назначению.
...
Порядок оформления задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях установлены Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 26).
...
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены следующие положения. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности."
Номер дела в первой инстанции: А32-12875/2009
Истец: ОАО "РЖД" в лице "СКЖД", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице отделения - структурное подразделение Северо-Кавказской железной дороги - филиал ОАО "РЖД"
Ответчик: ОАО "Туапсинский морской торговый порт"