город Омск |
|
02 февраля 2012 г. |
Дело N А70-7034/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кулагиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9391/2011) открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336 (далее - ОАО "ФСК ЕЭС"; Общество; заявитель)
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.10.2011 по делу N А70-7034/2011 (судья Минеев О.А.), принятое
по заявлению ОАО "ФСК ЕЭС"
к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (далее - Департамент; административный орган; заинтересованное лицо),
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 04.07.2011 N 1434,
при участии в судебном заседании:
от Общества - Стенников К.В. по доверенности от 20.01.2012 N 1Д-112, действительной до 31.12.2012 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от Департамента - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:
ОАО "ФСК ЕЭС" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 04.07.2011 N 1434, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто штрафу по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ в сумме 35 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 10.10.2011 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что событие административного нарушения подтверждается имеющимися в материалах дела документами и Обществом не оспаривается.
Суд первой инстанции также указал на соблюдение заинтересованным лицом срока привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, и процедуры привлечения к административной ответственности.
ОАО "ФСК ЕЭС", не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленное требование - удовлетворить.
Общество считает, что заинтересованное лицо не доказало в его действиях события вменяемого административного правонарушения.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил, в письменном отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указав на соответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Судебное заседание проведено в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя административного органа.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
08.06.2011 мобильной группой Уватского района по предупреждению и пресечению незаконного лесопользования и оборота лесо- и пиломатериалов на основании приказов Департамента N 66-ГК от 12.04.2011, N 81-ГК от 19.05.2011, N 95-ГК от 01.06.2011 в ходе патрулирования лесных участков установлены факты нарушения требований лесного законодательства, пожарной безопасности при разрубке коридора ЛЭП в лесах Демьянского участкового лесничества.
10.06.2011 на основании информации, полученной в результате совместного противопожарного патрулирования оперативной группы Уватского муниципального района Тюменской области, главным специалистом отдела государственного лесного контроля и надзора Департамента 1 в отношении ОАО "ФСК ЕЭС" возбуждено дело об административном правонарушении (т. 1 л.д. 103-105).
В ходе административного расследования установлено, что Общество проводило в 2009-2011 годах вырубку лесных насаждений под строительство ВЛ 220 кВ Демьянск-Снежная, по договору аренды лесного участка N 6 от 19.01.2009 и допустило неудовлетворительную очистку мест рубки от порубочных остатков на площади 1,46 га в квартале N 156 Демьянского участкового лесничества, Уватского филиала ГУТО "Тюменское управление лесами". Порубочные остатки после вырубки лесных насаждений не собраны в кучи; мелкотоварная древесина, оставленная после трелевки и вывозки древесины, не измельчена до размера, предусмотренного условиями очистки лесосеки согласно Правилам заготовки древесины, утвержденным приказом МПР РФ от 16.07.2007 N 184; часть древесины, оставшейся после вывозки, не собрана в штабеля, разбросана по коридору ЛЭП; отсутствует предусмотренная проектом освоения минерализованная полоса.
Тем самым Общество допустило нарушение пунктов 16, 17а, б, 20, 21, 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, пункт 39б Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, пункты 7, 60, 61 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом МПР России от 16.07.2007 N 184.
Указанные обстоятельства нашли свое отражение в акте осмотра от 21.06.2011 (т. 2 л.д. 1).
21.06.2011 уполномоченным должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении N 1416.
Заместителем директора Департамента по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, возбужденном по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ в отношении ОАО "ФСК ЕЭС" вынесено постановление N 1434 от 04.07.2011 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 35 000 руб.
Полагая, что постановление административного органа нарушает права и законные интересы ОАО "ФСК ЕЭС", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием.
10.10.2011 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно частям 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе:
- наличие события административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения.
Нарушение правил заготовки древесины, нарушение правил санитарной безопасности в лесах, нарушение правил пожарной безопасности в лесах подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии со статьями 8.25, 8.31, 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объектом данного административного правонарушения являются соответствующие правила в лесах.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения предполагает осуществление лицом бездействия по несоблюдению правил заготовки древесины, санитарной безопасности в лесах, нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти установлены Правила пожарной безопасности в лесах.
На основании пункта 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (ред. от 05.05.2011) (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 16 Правил пожарной безопасности определено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 17 Правил пожарной безопасности при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и окаймлена минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра (пункт 19 Правил пожарной безопасности в лесах).
Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками окаймляются минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров (пункт 20 Правил пожарной безопасности в лесах).
Согласно пункту 21 Правил пожарной безопасности складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии:
- от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров;
- от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
Пунктами 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5 - 7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
По смыслу приведенных правовых норм обязанность по надлежащему содержанию линий электропередач возлагается на лицо, в собственности которого эти линии находятся.
В пункте 39 Постановления Правительства РФ от 29.06.2007 N 414 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" определено, что при использовании лесов не допускается:
а) загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
б) невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации;
в) выпас сельскохозяйственных животных на неогороженных лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, без пастуха или без привязи;
г) уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных;
д) уничтожение либо повреждение мелиоративных систем, расположенных в лесах;
е) загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами;
ж) иные действия, способные нанести вред лесам.
Приказом МПР РФ от 16.07.2007 N 184 "Об утверждении Правил заготовки древесины", действующим в период проведения проверки, в пункте 7 определено, что рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке, или с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
Древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железных и автомобильных дорог, к местам для переработки, установкам и приспособлениям, а также к складам, расположенным около лесных дорог.
Изменение сроков рубки лесных насаждений и вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускается вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы.
В пункте 60 этого же Приказа установлено, что при производстве работ по заготовке древесины обеспечивается:
-вырубка подлеска в целях последующего искусственного лесовосстановления;
-вырубка подроста малоценных древесных пород или пород, не соответствующих лесорастительным условиям, а также неперспективного подроста (старого, нежизнеспособного подроста, не обеспечивающего формирование целевого древостоя, в т.ч. в комплексе с искусственным лесовосстановлением);
-очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ (очистка мест рубок).
Согласно пункту 61 названного Приказа очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с заготовкой древесины.
Факт нарушения Обществом процитированных выше норм права подтверждается в полном объеме имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно:
- договором аренды лесного участка от 19.01.2009 N 6 (т. 1 л.д. 12-18);
- актом приема-передачи лесного участка от 19.01.2009 (т. 1 л.д. 34-36);
- актом осмотра от 21.06.2011 (т. 2 л.д. 1), фототаблицами, являющимися приложениями к акту осмотра (т. 2 л.д. 2-8) и протокол об административном правонарушении N 1416 от 21.06.2011 (т. 2 л.д. 7), зафиксировавшими факт нарушения заявителем требования пожарной безопасности в лесах.
При этом и заявителем в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции по существу не оспаривались факты, зафиксированные и установленные материалами административного производства.
Данный довод им заявлен только в апелляционной жалобе.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2010 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае материалами административного производства подтверждается, что ОАО "ФСК ЕЭС" не приняло всех зависящих от него мер к соблюдению правил заготовки древесины, санитарной безопасности в лесах, правил пожарной безопасности в лесах.
Надлежащих доказательств обратного, Обществом ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для вывода о наличии в действиях ОАО "ФСК ЕЭС" нарушений, подлежащих административному наказанию, предусмотренному оспариваемым постановлением.
В апелляционной жалобе Общество, со ссылкой на страницу 2 решения суда первой инстанции указало, что суд в своем решении пришел к выводу об удовлетворении заявленного требования.
Относительно названного довода суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что, действительно, в решение суда первой инстанции содержится указанная фраза. Однако, исходя из имеющейся в материалах дела резолютивной части, существа принятого решения, его мотивировочной части, суд апелляционной инстанции оценивает указанную фразу как опечатку.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы арбитражным судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.10.2011 по делу N А70-7034/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом МПР РФ от 16.07.2007 N 184 "Об утверждении Правил заготовки древесины", действующим в период проведения проверки, в пункте 7 определено, что рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке, или с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
...
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2010 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А70-7034/2011
Истец: ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
Ответчик: Департамент лесного комплекса Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9391/11