г. Пермь |
|
02 февраля 2012 г. |
Дело N А50П-830/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Келлер О.В.,
при участии представителей заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края - Евдокимовой Т.П., паспорт, доверенность от 30.01.2012; Рямова А.В., паспорт, доверенность от 17.01.2012;
в отсутствие представителей заявителя Муниципального учреждения "Кочевская центральная районная больница";
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 17 ноября 2011 года по делу N А50П-830/2011, принятое судьей Фроловой Н.Л.,
по иску Муниципального учреждения "Кочевская центральная районная больница"
к Пермскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680)
о признании предписания от 10 июня 2011 года недействительным в части,
установил:
Муниципальное учреждение "Кочевская центральная районная больница" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре с заявлением о признании предписания Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - фонд) от 10.06.2011 N 19/05/1900 недействительным в части необходимости восстановления за счет средств бюджета и/или платных услуг и перечисления восстановленных средств в сумме 228 647руб. 29 коп.
Решением Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 17.11.2011 заявленные требования удовлетворены: признан недействительным пункт 2 предписания N 19/05/1900 от 10.06.2011 в части необходимости восстановления за счет средств бюджета и/или платных услуг и перечисления восстановленных средств в сумме 228 647руб. 29 коп. Судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 667 руб. 00 коп. отнесены на фонд.
Не согласившись с указанным решением, фонд обжаловал его в порядке апелляционного производства.
Фонд настаивает на том, что расходы в сумме 90 882 руб. 00 коп. являются нецелевым использованием средств, поступивших на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан. Вывод о нецелевом использовании денежных средств, фонд основывает на том, что учреждением к проведению диспансеризации работающих граждан привлечены специалисты, не прошедшие дополнительное образование по специальности и не имеющие квалификационные сертификаты по специальностям, которым выплачена заработная плата, а также перечислен НДФЛ, ЕСН от начисленной заработной платы.
Фонд, просит отменить решение от 17.11.2011 в обжалуемой части и принять по делу новый судебный акт, обязав учреждение восстановить за счет средств бюджета, платных услуг населению на счет, открытый медицинской организацией для перечисления средств и перечислить восстановленные средства в сумме 90 882 руб. 00 коп., а также, пересмотреть размер начисленной госпошлины.
Истец в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, фондом проведена проверка целевого использования финансовых средств, полученных от Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования на финансирование расходов по осуществлению дополнительной диспансеризации работающих граждан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 921-ФЗ "О порядке предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан", согласно условиям договора о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан от 31.08.2008 N 07/347 и договора о финансовом обеспечении территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов, связанных с проведением дополнительной диспансеризации работающих граждан от 06.04.2010 N 07/211 между фондом и учреждением.
В результате проверки установлено, что средства, перечисленные Пермским краевым фондом обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в сумме 233 736 руб. 50 коп. использованы не по целевому назначению, о чем составлен акт от 06.06.2011.
10.06.2011 фондом вынесено предписание N 19/05/1900 которым учреждению предложено восстановить средства, использованные не по целевому назначению за период прошлых лет 2008, 2009, 2010 в сумме 233 736 руб. 50 коп. за счет средств бюджета и/или платных услуг и перечислить на счет Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования.
Не согласившись с вынесенным предписанием, учреждение обратилось в суд с заявленными требованиями о признании его недействительным в части восстановления 228 647 руб. 29 коп.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что сумма 228 647 руб. 29 коп. не является нецелевым расходованием средств.
Заслушав представителей фонда, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
В пунктах 1 и 2 ст. 19 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в статье 147 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 289 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием средств бюджетов внебюджетных фондов понимается направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В целях реализации программы приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в части проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан принято постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 921 (далее - Постановление N 921), которым утверждены Правила предоставления в 2008 - 2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (далее - Правила), а также типовая форма договора о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан.
В соответствии с подпунктами "а" и "д" пункта 8 Правил, территориальные фонды перечисляют средства, поступившие им в виде субсидий, учреждениям здравоохранения при условии заключения договора в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением N 921, и использования учреждениями полученных средств на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Во исполнение Постановления N 921 между фондом и учреждением заключены договоры от 31.03.2008 N 07/347, от 06.04.2010 N 07/2011 о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан.
В силу пункта 10 Правил средства, полученные учреждениями здравоохранения на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики), и на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.
В соответствии с пунктом 4 Правил утвержден Порядок и объем проведения в 2008-2009, 2009, 2010 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан (далее - Порядок), который является приложением N 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.02.2008 года N 80н, от 24.02.2009 N 67н, от 04.02.2010 N 55н.
Пунктом 3 Порядка на 2008-2009 г., пунктом 4 Порядка на 2009 г., пунктом 4 Порядка на 2010 г. установлено, что дополнительная диспансеризация проводится врачами-специалистами с использованием установленных лабораторных и функциональных исследований в следующем объеме: осмотр врачами-специалистами (терапевтом, акушером-гинекологом, неврологом, урологом (для мужского населения), хирургом, офтальмологом, эндокринологом).
Согласно статье 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 правом заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации обладают лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста, который выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.
Для дальнейшего осуществления медицинской и фармацевтической деятельности специалисты должны соответствовать квалификационным требованиям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" (далее - Приказ N 415н) и квалификационным характеристикам, предусмотренным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказами Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 N 869 и от 23.07.2010 N 541н (далее - Единый квалификационный справочник должностей).
В соответствии с частью 1 пункта 2 Единого квалификационного справочника должностей квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника, применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций.
Согласно пункту 4 Единого квалификационного справочника должностей Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации". В разделе "Требования к квалификации" определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе "Требования к квалификации", приведены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 и иными нормативными правовыми актами.
Например, для замещения должности "врач-терапевт" разделом III Единого квалификационного справочника должностей к квалификации "врача-терапевта" предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование по одной из специальностей "Лечебное дело", "Педиатрия" и послевузовское профессиональное образование (интернатура и (или) ординатура) по специальности "Терапия" или профессиональная переподготовка при наличии послевузовского профессионального образования по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)", сертификат специалиста по специальности "Терапия" без предъявления требований к стажу работы.
Для замещения должности "врач-акушер-гинеколог" разделом III Единого квалификационного справочника должностей к квалификации "врача-акушера-гинеколога" предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", послевузовское профессиональное образование (интернатура или ординатура) и сертификат специалиста по специальности "Акушерство и гинекология", без предъявления требований к стажу работы.
В соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными Приказом N 415н повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), проводится не реже одного раза в 5 лет. По результатам обучения и сдачи квалификационных экзаменов выдается сертификат специалиста, который действителен в течение 5 лет.
Таким образом, право на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан имеют врачи-специалисты, которые перечислены в пункте 3 Порядка, имеют высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование, сертификат специалиста, соответствующий требованиям и характеру выполняемых работ и прошедшие повышение квалификации в установленные сроки.
Фондом установлено, что в нарушение приказа N 415н, раздела III Единого квалификационного справочника должностей в 2008-2010 годах к проведению диспансеризации работающих граждан привлечены специалисты, не прошедшие дополнительное образование по специальности и не имеющие квалификационные сертификаты по специальностям, которым выплачена заработная плата, а также перечислен НДФЛ, ЕСН от начисленной заработной платы.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что главным врачом учреждения изданы приказы N 116 от 17.04.2008 "О проведении дополнительной диспансеризации граждан", N 54 от 07.04.2009 "О проведении дополнительной диспансеризации граждан в 2009 году", N 92 от 23.06.2010 "О дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2010 г.." в соответствии с которыми утверждены мероприятия проведения диспансеризации, список медицинских работников, осуществляющих диспансеризаций и порядок использования средств. Данными приказами также утверждены положения об оплате дополнительной диспансеризации.
Для осуществления дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2008-2010 г. учреждением привлекались врачи-специалисты, в том числе: в 2008 году: врач акушер-гинеколог Бакунова М.Н. и ей выплачена заработная плата за период работы с начислениями 3 836 руб. 48 коп., врач хирург Отинов В.В. с выплатой заработной платы и начислением на нее в сумме 22 892 руб. 68 коп.; медсестра офтальмолога Андреева С.А. с выплатой заработной платы и начислением на нее в сумме 16 315 руб. 14 коп.; медсестра клинической лабораторной диагностики Пальшина М.В. с выплатой заработной платы и начислением на нее в сумме 14 345 руб. 15 коп.; в 2009 году: медсестра офтальмолога Андреева С.А. с выплатой заработной платы и начислением на нее в сумме 1 757 руб. 97 коп.; врач хирург Отинов В.В. с выплатой заработной платы и начислением на нее в сумме 2 563 руб. 44 коп.; медсестра функциональной диагностики Батуева Н.В. с выплатой заработной платы и начислением на нее в сумме 268 руб. 18 коп.; медсестра функциональной диагностики Останина Т.Н. с выплатой заработной платы и начислением на нее в сумме 1 044 руб. 94 коп.; лаборант клинической лаборатории Пальшина М.В. с выплатой заработной платы и начислением на нее в сумме 1 195 руб. 11 коп.; врач функциональной диагностики Шошина Н.Е. с выплатой заработной платы и начислением на нее в сумме 17 835 руб. 74 коп.; в 2010 году врач функциональной диагностики Шошина Н.Е. с выплатой заработной платы и начислением на нее в сумме 6 827 руб. 63 коп.; медсестра амбулаторно-поликлинической помощи Батуева Н.В. с выплатой заработной платы и начислением на нее в сумме 1 499 руб. 40 коп.; врач хирург Отинов В.В. 160 руб. 65 коп.; врач невролог Минина Н.А. 163 руб. 80 коп.; лаборант Петрова М.Л. 226 руб. 72 коп.
Статьей 34 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Материалами дела подтверждается, что выделенные фондом денежные средства в сумме 90 882 руб. 00 коп. израсходованы на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Фондом не представлено доказательств того, что спорные услуги по дополнительной диспансеризации могли быть выполнены учреждением с использованием меньшего объема денежных средств.
Фактическое оказание услуг по дополнительной диспансеризации работниками учреждения, как и факт выплат указанных сумм работникам учреждения, фондом не оспаривается.
При указанных обстоятельствах ссылка фонда то, что к проведению диспансеризации работающих граждан были привлечены специалисты, не прошедшие дополнительное образование по специальности и не имеющие квалификационные сертификаты по специальностям, не может свидетельствовать о нецелевом использовании учреждением денежных средств в указанной сумме. Иного фондом не доказано (ст. 65 АПК РФ).
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 17 ноября 2011 года по делу N А50П-830/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Постоянное присутствие АС Пермского края в г.Кудымкар.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для дальнейшего осуществления медицинской и фармацевтической деятельности специалисты должны соответствовать квалификационным требованиям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" (далее - Приказ N 415н) и квалификационным характеристикам, предусмотренным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказами Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 N 869 и от 23.07.2010 N 541н (далее - Единый квалификационный справочник должностей).
...
В соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными Приказом N 415н повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), проводится не реже одного раза в 5 лет. По результатам обучения и сдачи квалификационных экзаменов выдается сертификат специалиста, который действителен в течение 5 лет.
...
Фондом установлено, что в нарушение приказа N 415н, раздела III Единого квалификационного справочника должностей в 2008-2010 годах к проведению диспансеризации работающих граждан привлечены специалисты, не прошедшие дополнительное образование по специальности и не имеющие квалификационные сертификаты по специальностям, которым выплачена заработная плата, а также перечислен НДФЛ, ЕСН от начисленной заработной платы.
...
Статьей 34 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств."
Номер дела в первой инстанции: А50П-830/2011
Истец: МУ "Кочевская центральная районная больница", Муниципальное учреждение "Кочевская центральная районная больница"
Ответчик: Пермский краевой фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Пермского края