г. Санкт-Петербург |
|
02 февраля 2012 г. |
Дело N А56-44577/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Картавых А.В. по доверенности от 07.11.2011, Панкратьев А.Н. генеральный директор по приказу от 17.11.2009 N 1/2009
от ответчика (должника): Тумашова И.Е. по доверенности от 10.01.2012 N 57
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23704/2011) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2011 по делу N А56-44577/2011 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ООО "Промышленные компоненты"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Ленинградской области об оспаривании решения от 27.07.2011 N 057 004 РК 0029879
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Промышленные компоненты" (ОГРН 1094704003844; 188800, Ленинградская обл, Выборгский р-н, г. Выборг, Ленинградское ш, 49а; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (уточненным в соответствии с положением статьи 49 АПК Российской Федерации) об оспаривании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Ленинградской области (далее - Управление) от 27.07.2011 N 057 004 РК 0029879 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части в части назначения штрафа.
Решением суда первой инстанции от 16.11.2011 требования удовлетворены частично. Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Ленинградской области от 27.07.2011 N 057 004 РК 0029879 признано недействительным в части назначения штрафа в сумме, превышающей 5000 рублей.
Управление, не согласившись с решением суда в части снижения размера штрафных санкций, в силу п. 3 ст. 114 НК РФ, направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, заявителем не представлено допустимых и достаточных доказательств наличия оснований для снижения размера штрафа.
В судебном заседании представитель Управления доводы по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представители Общества с доводами жалобы не согласились, по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонда РФ, на обязательное медицинское страхование и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В ходе проверки было установлено несвоевременное представление расчета страховых взносов РСВ-1 за 1 квартал 2010 года, о чем составлен акт от 24.06.2011 N 05700430030121.
По результатам проверки Управлением принято решение от 27.07.2011 N 057 004 РК 0029879 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 97 135 руб. 50 коп.
Считая, что решение Управления вынесено без установления наличия обстоятельств, смягчающих ответственность, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установил правомерность привлечения Общества к ответственности за нарушение срока представления расчета страховых взносов РСВ-1 за 1 квартал 2010 года. Вместе с тем, приняв во внимание наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, суд посчитал возможным снизить размер подлежащего взысканию штрафа до 5 000 руб., в связи с чем, признал недействительным решение пенсионного фонда в части назначения штрафа в сумме, превышающей 5000 рублей.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
П. 9. ст. 15 Закона N 212-ФЗ установлен срок представления расчета по страховым взносам, в соответствии с которым плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:
1) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, т.е. до 01.05.2010;
Согласно ч. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней по истечении установленного настоящим Федеральным законом срока представления такого расчета влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей.
Факт несвоевременного представления Обществом, как плательщиком страховых взносов, расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов за 1 квартал 2010 года подтверждается материалами дела и Обществом не оспаривается.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; 4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность. Таким образом, перечень смягчающих ответственность обстоятельств является открытым.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Следовательно, санкции могут быть уменьшены до такого размера, который суд или орган контроля посчитает допустимым в конкретной ситуации при наличии смягчающих ответственность обстоятельств.
Из решения Управления, как правильно указал суд первой инстанции, не усматривается, что при его вынесении руководитель устанавливал обстоятельства, смягчающие ответственность Общества за совершение правонарушения.
В статье 112 НК РФ перечислены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Указанный перечень не является исчерпывающим.
Согласно пункту 4 указанной нормы обстоятельства, смягчающие ответственность, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
Статьей 114 НК РФ установлено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ.
Налоговое законодательство связывает размер уменьшения налоговых санкций не с количеством установленных смягчающих обстоятельств, а с их наличием.
Возможность применения норм Налогового кодекса РФ в данном случае вытекает из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, указывающей на то, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции РФ, настоящего Федерального закона, законодательства РФ о налогах и сборах и т.д.
Согласно разъяснениям ВАС РФ и ВС РФ, изложенным в пункте 19 Постановления Пленума от 11.06.1999 N 41/9, пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции. Суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения и т.д.) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза, при этом руководствуется принципами справедливости и соразмерности.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.12.2009 N 11019/09 указал на то, что размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации и статьи 3 НК РФ требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба. Поэтому при применении ответственности размер штрафа должен определяться судами на основании упомянутых принципов и с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующего заявления или ходатайства.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ материалы дела, обстоятельства совершенного Обществом правонарушения и степень его вины, установил в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность ответчика, совершение правонарушения впервые, в связи с чем, счел возможным уменьшить назначенный штраф до 5 000 руб., признав соответственно недействительным решение Управления в части назначенного размера штрафа в части превышающей 5 000 руб.
Принимая во внимание формальный характер состава правонарушения, приведенные обстоятельства, а также действия принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление 11-П от 15.07.1999 Конституционного Суда РФ), апелляционная инстанция признает справедливым и обоснованным произведенное судом первой инстанции снижение размера финансовых санкций.
Кроме того, в соответствии с решением суда первой инстанции заявитель от ответственности за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в установленный законодательством срок не освобожден, а, следовательно, карательный и воспитательный смысл санкции в данном случае не утрачен.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2011 по делу N А56-44577/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 114 НК РФ установлено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ.
...
Возможность применения норм Налогового кодекса РФ в данном случае вытекает из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, указывающей на то, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции РФ, настоящего Федерального закона, законодательства РФ о налогах и сборах и т.д.
Согласно разъяснениям ВАС РФ и ВС РФ, изложенным в пункте 19 Постановления Пленума от 11.06.1999 N 41/9, пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции. Суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения и т.д.) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза, при этом руководствуется принципами справедливости и соразмерности.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.12.2009 N 11019/09 указал на то, что размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации и статьи 3 НК РФ требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба. Поэтому при применении ответственности размер штрафа должен определяться судами на основании упомянутых принципов и с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующего заявления или ходатайства."
Номер дела в первой инстанции: А56-44577/2011
Истец: ООО "Промышленные компоненты"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23704/11