г. Ессентуки |
|
01 февраля 2012 г. |
Дело N А22-1005/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Баканова А.П., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эсангальдеевой Х.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 31.10.2011 по делу N А22-1005/2011
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Калмгаз" (ИНН 0814042970, ОГРН 1030800746206)
к Министерству Финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия (ИНН 0814055778, ОГРН 1020800765094)
о взыскании затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате за потребленный газ педагогическим работникам Малодербетовского района РК, в размере 404 877 рублей 17 копеек,
третьи лица: Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Отдел социальной защиты населения Министерства здравоохранения социального развития Республики Калмыкия по Малодербетовскому району, Министерство Финансов Республики Калмыкия (судья Джамбинова Л.Б.),
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ
открытое акционерное общество "Калмгаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением к Министерству Финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия (далее - Минфин) о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства Финансов России за счет казны Российской Федерации затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате за потребленный газ за период январь-июль 2010 года педагогическим работникам Малодербетовского района Республики Калмыкия, в размере 404 877,17 рублей.
Решением от 31.10.2011 суд взыскал с Российской Федерации в лице Минфина за счет казны Российской Федерации в пользу общества затраты, связанные с предоставлением льгот по оплате за потребленный газ в период с января по июль 2010 года педагогическим работникам Малодербетовского района Республики Калмыкия в размере 343 116 рублей 25 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 9862 рублей. Возвратил обществу из федерального бюджета излишне уплаченную сумму государственной пошлины в размере 1235,54 рублей. Суд исходил из того, что задолженность, связанная с предоставлением природного газа на отопление, должна компенсироваться за счет средств федерального бюджета. Минфин не представил доказательств, подтверждающих доведение до Республики Калмыкия средств федерального бюджета по соответствующим расходным статьям в размере, достаточном для компенсации льгот, предоставленным педагогическим работникам в 2010 году.
Не согласившись с принятым решением, Минфин обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 31.10.2011 по делу N А22-1005/2011 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, он является ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка в сфере образования относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации.
Общество и Минфин направили ходатайства о рассмотрении жалобы в свое отсутствие. Ходатайства удовлетворены судом.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 31.10.2011 по делу N А22-1005/2011 является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между обществом (Поставщик) и Министерством здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (Заказчик), Отделом социальной защиты населения Министерства здравоохранения социального развития по Малодеребетовскому району (Плательщик) был заключен государственный контракт N 55 от 11.01.2010 на финансирование мер социальной защиты отдельных категорий граждан.
В период с 01.01.2010 по 31.07.2010 общество предоставило педагогическим работникам меры социальной поддержки по поставке природного газа на отопление.
Факт предоставления льгот и их размер подтвержден материалами дела и Минфином не оспаривается.
Согласно расчету общества задолженность составила 343 116,25 рублей (без учета НДС). В обоснование своих требований о взыскании убытков (выпадающих доходов) общество представило в материалы дела реестр - расчет граждан, которым предоставлялись льготы при оплате природного газа, документы, являющиеся основанием предоставления льгот в соответствии с Законом об образовании, счета-фактуры за спорный период об объемах отпущенного газа, копии сводных реестров и списки работников учреждения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции удовлетворил требования, при этом правомерно указав на неисполнение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот, предусмотренных Законом об образовании.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил следующее. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 названного Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Из пункта 19 указанного постановления следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ не предусматривает финансирование рассматриваемых по настоящему спору льгот за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования.
Суд установил, что Республике Калмыкия в спорный период средства из федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам в размере, достаточном для компенсации предоставленных льгот, не выделялись. Действие Закона об образовании не отменялось и не приостанавливалось. Возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений не исключает обязанности Российской Федерации по компенсации выпадающих доходов.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о том, что Минфин является ненадлежащим ответчиком. По настоящему делу ответчиком являлась Российская Федерация в лице Минфина России. Субсидии гражданам на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и льготы по отоплению педагогическим работникам в сельской местности являются разными мерами социальной поддержки. Затраты истца, связанные с предоставлением льгот по оплате отопления педагогическим работникам в соответствии с Законом об образовании должны возмещаться за счет средств казны Российской Федерации. Суд установил недофинансирование со стороны Российской Федерации, с казны которой правомерно взысканы выпадающие доходы (статьи 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации). Факт предоставления льгот в спорный период, правильности расчета взысканной суммы убытков (выпадающих доходов) Минфин документально не опроверг. В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации заявитель участвовал в деле от имени Российской Федерации.
Доводы жалобы о достаточности выделенных из федерального бюджета средств для возмещения спорных неполученных доходов исследованы судом и обоснованно отклонены как не подтвержденные доказательствами.
В письме от 27.12.2004 N С5-7/СМП-1562 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рекомендовал арбитражным судам учитывать решение Европейского суда от 16.09.04, в котором указано, что отсутствие бюджетного финансирования не может служить основанием для неисполнения обязательств государства. Ссылки на отсутствие бюджетного финансирования являются доказательством отсутствия в государстве средств эффективной защиты и нарушением пункта 1 статьи 6 Европейской конвенции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы распределены в соответствии с удовлетворенными требованиями.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы Минфина.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 31.10.2011 по делу N А22-1005/2011.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 31.10.2011 по делу N А22-1005/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
А.П. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 19 указанного постановления следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ не предусматривает финансирование рассматриваемых по настоящему спору льгот за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования.
...
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о том, что Минфин является ненадлежащим ответчиком. По настоящему делу ответчиком являлась Российская Федерация в лице Минфина России. Субсидии гражданам на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и льготы по отоплению педагогическим работникам в сельской местности являются разными мерами социальной поддержки. Затраты истца, связанные с предоставлением льгот по оплате отопления педагогическим работникам в соответствии с Законом об образовании должны возмещаться за счет средств казны Российской Федерации. Суд установил недофинансирование со стороны Российской Федерации, с казны которой правомерно взысканы выпадающие доходы (статьи 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации). Факт предоставления льгот в спорный период, правильности расчета взысканной суммы убытков (выпадающих доходов) Минфин документально не опроверг. В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации заявитель участвовал в деле от имени Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А22-1005/2011
Истец: ОАО "Калмгаз"
Ответчик: Министерство финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по РК
Третье лицо: Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Министерство здравоохранения и социального развития РК, Министерство финансов Республики Калмыкия, Министерство финансов РК, Отдел соцзащиты населения МЗ и СР РК по Малодербетовскому району, Отдел социальной защиты населения Министерства здравоохранения социального развития Республики Калмыкия по Малодербентовскому району, Финансовое управление Малодербентовского РМО, Финансовое управление Малодербетовского РМО
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3719/11