город Москва |
|
1 февраля 2012 г. |
дело N А40-113163/11-115-343 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.02.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Т. Марковой,
судей М.С. Сафроновой, Л.Г. Яковлевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.А. Солодовником
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2011
по делу N А40-113163/11-115-343, принятое судьей Л.А. Шевелевой,
по заявлению Открытого акционерного общества Страховая компания "РОСНО" (ОГРН 1027739095438, 115184, г. Москва, Озерковская набережная, 30)
к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области (ОГРН 1027701022788, 101000, г. Москва, Малый Златоустинский переулок, д. 3, корпус 1)
о признании недействительным решения в части;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Д.Р. Садыкова, М.М. Виноградова по доверенности N 5382/40 от 15.12.2011;
от заинтересованного лица - Г.И. Давыдова по доверенности N 210-11-8/16636 от 19.12.2011;
установил:
Открытое акционерное общество Страховая компания "РОСНО" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области от 12.07.2011 N 11/03 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в части доначисления недоимки в размере 73.947 руб., штрафа в размере 14.789, 40 руб., приходящихся на выплаты И.А. Зинковской в 2008-2009.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации судом апелляционной инстанции произведена замена ОАО Страховая компания "РОСНО" на ОАО Страховая компания "Альянс" в порядке процессуального правопреемства.
Из материалов дела следует, что заявитель состоит на налоговом учете в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2008 по 31.12.2009.
По результатам проведения выездной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 26.05.2011 N 03-37/18-39 и принято решение от 30.06.2011 N 03-38/18-40 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В акте выездной налоговой проверки, помимо выводов и предложений по вопросам уплаты заявителем налогов, инспекция предложила налогоплательщику уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 187.547 руб. и соответствующие суммы пени.
Общество, не согласившись с выводами и предложениями инспекции, изложенными в акте выездной налоговой проверки, руководствуясь п. 6 ст. 100 Налогового Кодекса Российской Федерации, представило возражения от 16.06.2011, в которых изложена позиция относительно неправомерности предложения уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 73.947 руб. и соответствующую сумму пени по выплатам И.А. Зинковской.
В соответствии с п. 5 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" заявитель направил возражения от 17.06.2011 на акт проверки в части проверки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области, в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по выплатам И.А. Зинковской в 2008-2009 в сумме 73.947 руб.
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области 12.07.2011, рассмотрев возражения заявителю вручены ответ на возражения от 12.07.2011 N 210-И-4/7265 и решение от 12.07.2011 N 11/03 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 187.547 руб., в том числе, сумму в размере 73.947 руб., относящуюся по выплатам И.А. Зинковской.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что в проверяемый период общество выплачивало своему сотруднику И.А. Зинковской заработную плату.
Единый социальный налог с выплат И.А. Зинковской поступал в бюджет в полном объеме, что подтверждено инспекцией в решении от 30.06.2011 N 03-38/18-40.
Основанием доначисления взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 187.547 руб., (в том числе 73.947 руб., приходящиеся на И.А. Зинковскую) послужили выводы инспекции, положенные в основу акта выездной налоговой проверки.
Между тем, при принятии решения о доначислении взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 73.947 руб. заинтересованным лицом не учтено следующее.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являлись объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 Налогового кодекса российской федерации с особенностями, предусмотренными п. 3 ст. 10 Федерального закона N 167-ФЗ.
Объектом налогообложения для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам (п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК РФ).
При исчислении ЕСН налогоплательщики вправе уменьшать сумму ЕСН, подлежащую уплате в федеральный бюджет, на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на ОПС (ст. 243 НК РФ).
При этом если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы ЕСН, подлежащего уплате с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Таким образом, итоговая сумма ЕСН, подлежащая уплате налогоплательщиком в федеральный бюджет, должна быть уменьшена на сумму страховых взносов в Пенсионный фонд, начисленных в этом же периоде.
Общество в проверяемый период исчислило и уплатило ЕСН в полном объеме, в том числе и по выплатам И.А. Зинковской, неуплата страховых взносов по которым рассматривается в рамках настоящего спора.
При этом, поскольку страховые взносы не начислялись и не уплачивались обществом, ЕСН не был уменьшен на сумму страховых взносов.
Таким образом, по выплатам, осуществленным в пользу И.А. Зинковской, единый социальный налог перечислен в федеральный бюджет без применения налоговых вычетов.
Данный факт подтвержден в решении инспекции от 30.06.2011 N 03-38/18-40 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В указанном решении установлено, что ЕСН с выплат в пользу И.А. Зинковской исчислялся и уплачивался обществом в полном объеме, то есть без уменьшения на сумму страховых взносов в Пенсионный фонд.
Кроме того, уплата ЕСН в полном объеме в федеральный бюджет подтверждается: индивидуальными карточками учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, страховых взносов на ОПС (налогового вычета) по выплатам И.А. Зинковской за 2008-2009; сводными ведомостями начислений в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2008-2009; налоговыми декларациями по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам за 2008-2009; платежными поручениями за 2008-2009.
Из индивидуальной карточки учета И.А. Зинковской за 2008 следует, что И.А. Зинковской начислено выплат и иных вознаграждений по трудовым, гражданско-правовым, авторским договорам в сумме 130.875, 29 руб., с которой в федеральный бюджет уплачен ЕСН по ставке 20 % в сумме 26.175, 06 руб. Указанные данные содержатся в сводной ведомости учета за 2008.
Согласно данной ведомости учета за 2008 всего обществом в 2008 начислено выплат всего в сумме 4.451.168.701, 02 руб. С данной суммы в федеральный бюджет перечислено 151.914.267, 59 руб. налога, в том числе ЕСН с выплат И.А. Зинковской в сумме 26.175 руб.
Указанная сумма, перечисленная в федеральный бюджет платежными поручениями за период с 14.01.2008 по 30.12.2008, содержится в налоговой декларации по единому социальному налогу: строка 030 стр. 2 налоговой декларации по ЕСН за 2008.
Согласно индивидуальной карточке учета в 2009 И.А. Зинковской начислено выплат всего в сумме 578.627, 63 руб., с этой суммы уплачен ЕСН в сумме 79.591, 58 руб., указанные данные перенесены в сводную ведомость начислений в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2009.
Всего сумма начислений выплат в 2009 составила 5.199.308.764, 90 руб., с которой в федеральный бюджет уплачен ЕСН в размере 167.527.526, 96 руб., в том числе налог с выплат И.А. Зинковской.
Налог в размере 167.527.526, 96 руб., перечисленный в бюджет платежными поручениями, отражен в налоговой декларации по ЕСН в строке 030 стр. 2.
Таким образом, уплата ЕСН с выплат И.А. Зинковской в полном объеме в 2008-2009 без применения каких-либо вычетов подтверждена документально.
Ранее ЕСН, начисляемый по ставке 28 % в полном объеме поступал в Пенсионный фонд Российской Федерации и предназначался для выплаты пенсий.
С принятием Федерального закона N 167-ФЗ и Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" суммы ЕСН, поступающие в Пенсионный фонд Российской Федерации, были разграничены: на исчисляемые по ставкам, установленным ст. 22 Федерального закона N 167-ФЗ, которые зачисляются на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в виде страховых взносов на ОПС и исчисляемые по ставке, предусмотренной ст. 241 Налогового кодекса Российской Федерации, за вычетом страховых взносов на ОПС - в федеральный бюджет на финансирование выплат базовой части трудовой пенсии.
При этом предусмотрена возможность уменьшения суммы ЕСН (авансового платежа по налогу), подлежащей уплате в федеральный бюджет, на сумму исчисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на ОПС, но не более чем на указанную сумму налога (авансового платежа по налогу).
В ответе на возражения заинтересованное лицо также указывает, что начисление страховых взносов на ОПС за периоды 2008-2009 напрямую зависели от начислений по ЕСН, установленных главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, поскольку часть ЕСН зачислялась непосредственно на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в виде страховых взносов на ОПС, то уплаченные страховые взносы являлись вычетом по ЕСН. Соответственно, взыскание взносов на ОПС без учета ЕСН, уплаченного налогоплательщиком, приводит к повторному взысканию взносов.
В рассматриваемой ситуации, заявитель, исчислив ЕСН, не применил вычеты, а полностью уплатил суммы страховых взносов в составе ЕСН. Соответственно, доначисление страховых взносов в настоящее время приведет к повторному доначислению налогов.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2011 N 1/11 указано, что взыскание сумм ЕСН без учета уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а следовательно, и взыскание сумм страховых взносом на обязательное пенсионное страхование без учета уплаченных сумм по ЕСН, влечет нарушение принципа однократности налогообложения.
У налогового органа как администратора доходов бюджета есть возможность перераспределить совместно с соответствующим органом Федерального казначейства уплаченные обществом суммы ЕСН для учета указанной суммы как страховых взносов на ОПС в соответствующей части на основании следующего.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и Федеральным законом от 25.11.2008 N 214-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" главным администратором доходов федерального бюджета в части ЕСН, а также в части доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на ОПС, является Федеральная налоговая служба.
Заинтересованное лицо в своем решении со ссылками на Федеральный закон от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и на приказ Минфина России от 30.12.2009 N 150н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" также подтверждает, что главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации уплаты страховых взносов на ОПС за расчетные периоды 2002-2009 является Федеральная налоговая служба.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса российской Федерации администратор доходов бюджета, в том числе осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.
Абз. 2 п. 1 ст. 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что органы федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
Следовательно, налоговый орган в случае выявления уплаты ЕСН в полном объеме и неуплаты взносов на ОПС обязан предоставить органам Федерального казначейства документы, необходимые для распределения этой суммы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а не предлагать уплатить повторно сумму взносов на ОПС, ранее уплаченную обществом в составе ЕСН.
Таким образом, позиция общества не нарушает прав и законных интересов ни инспекции, ни заинтересованного лица, поскольку налоговый орган как администратор доходов бюджета вправе совместно с соответствующим органом Федерального казначейства перераспределить уплаченные обществом суммы ЕСН для учета страховых взносов на ОПС в соответствующей части.
Кроме того, оспариваемое решение не содержит обстоятельств совершения обществом правонарушения, касающихся установления его виновности в совершении правонарушения.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 48, 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Заменить ОАО Страховая компания "РОСНО" на ОАО Страховая компания "Альянс" в порядке процессуального правопреемства.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2011 по делу N А40-113163/11-115-343 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.С. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и Федеральным законом от 25.11.2008 N 214-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" главным администратором доходов федерального бюджета в части ЕСН, а также в части доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на ОПС, является Федеральная налоговая служба.
Заинтересованное лицо в своем решении со ссылками на Федеральный закон от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и на приказ Минфина России от 30.12.2009 N 150н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" также подтверждает, что главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации уплаты страховых взносов на ОПС за расчетные периоды 2002-2009 является Федеральная налоговая служба.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса российской Федерации администратор доходов бюджета, в том числе осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.
Абз. 2 п. 1 ст. 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что органы федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению)."
Номер дела в первой инстанции: А40-113163/11-115-343
Истец: ОАО "Страховая компания " РОСНО"
Ответчик: Главное управление ПФР N10 по г. Москве и МО
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-36854/11