г. Тула |
|
02 февраля 2012 г. |
Дело N А62-5160/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Стахановой В.Н., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,
при участии:
от Смоленского регионального отделения Общероссийской организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" (214018, г. Смоленск, ул. Урицкого, д. 9, ОГРН 1026700011898, ИНН 6731017138): Семченкова Т.В. - председатель, постановление от 25.11.2009 N 2, Духанова Г.А. - представитель по доверенности,
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области (214004, г. Смоленск, ул. Багратиона, д. 3, ОГРН 1046758334897, ИНН 6730054754) не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 25 ноября 2011 года по делу N А62-5160/2011 (судья Яковенкова В.В.),
установил:
Смоленское региональное отделение Общероссийской организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" (далее - отделение) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к главному государственному инспектору города Смоленска по пожарному надзору управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области (далее - Главное управление МЧС России по Смоленской области) о признании незаконным и отмене постановления от 06.10.2011 N 661 о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Смоленской области заявленные требования удовлетворены, постановление главного государственного инспектора города Смоленска по пожарному надзору о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности от 06.10.2011 N 661 признано незаконным и изменено в части назначения административного наказания на предупреждение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Главное управление МЧС России по Смоленской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Оспаривая решение суда первой инстанции, заявитель указывает на допущенное юридическим лицом бездействие по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Отделению, по результатам проведенной проверки в декабре 2005 года, выдавалось предписание N 25 от 27.12.2005, между тем актом проверки от 28.09.2011 N 531 подтверждается, что нарушения, выявленные в 2005 году, устранены не были. Кроме того, заявитель жалобы указывает на неправомерное применение судом первой инстанции такой меры ответственности, как предупреждение, поскольку ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если данными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа. Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ такой санкции как предупреждение не предусмотрено.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Смоленской области проверены в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 28.09.2011 главным государственным инспектором города Смоленска по пожарному надзору Осаволюком Г.И. на основании распоряжения N 531 от 25.08.2011 проведена плановая выездная проверка соблюдения отделением норм и требований законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности в занимаемом организацией здании, расположенном по адресу: г. Смоленск, ул. Урицкого, д. 9.
В ходе проведенной проверки установлено, что административное здание и помещение клуба, находящиеся по вышеуказанному адресу, не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, в подвальном помещении автоматическая пожарная сигнализация находится в нерабочем состоянии (нарушены требования пункта 14 НПБ 110-03, пунктов 3, 98 ППБ 01-03); административное здание, помещение клуба и подвальное помещение не оснащены системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (нарушены требования пункта 5.1 НПБ 104-03, пункта 3 ППБ 01-03); на окнах административного здания установлены глухие решетки (нарушены требования пункта 40 ППБ 01-03). Кроме того, пути эвакуации людей в административном здании и помещении клуба загромождены различными материалами, изделиями, оборудованием и иными предметами, часть дверей эвакуационных выходов забита (нарушены требования пункта 53 ППБ 01-03); в административном здании под лестничным маршем хранятся горючие материалы (нарушены требования пункта 40 ППБ 01-03); в помещении клуба и подвальном помещении эксплуатируются поврежденные розетки и электроустановочные изделия (нарушены требования пункта 60 ППБ 01-03); в административном здании эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями) (нарушены требования пункта 60 ППБ 01-03); территория организации своевременно не очищается от горючих отходов, мусора, тары и т.п. (нарушены требования пункта 21 ППБ 01-03); руководитель и работник организации, ответственные за пожарную безопасность, не обучены пожарно-техническому минимуму (нарушены требования пункта 3 ППБ 01-03), о чем составлен акт проверки от 28.09.2011 N 531.
По данному факту нарушения уполномоченным сотрудником административного органа в отношении Отделения был составлен протокол от 29.09.2011 N 661.
На основании материалов по делу об административном правонарушении главным государственным инспектором города Смоленска по пожарному надзору Осаволюком Г.И. вынесено постановление о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности от 06.10.2011 N 661, которым Отделение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Смоленское региональное отделение Общероссийской организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования и изменяя назначение административного наказания, суд первой инстанции исходил из того, что Отделением принимаются все возможные меры по соблюдению требований пожарной безопасности. Учитывая данные обстоятельства, а также тяжелое финансовое положение организации и осуществление ею специализированной деятельности, суд применил к ней предусмотренное частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде предупреждения.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом Арбитражного суда Смоленской области, исходя из следующего.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 37, ч. 1 ст. 38 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Пунктами 1, 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.03.2003 N 313, зарегистрированным в Минюсте РФ 27.06.2003 N 4838 (далее - Правила), установлено, что они обязательны для исполнения всеми органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также их должностными лицами. Наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с нормами пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315, здания, сооружения, помещения на всех этапах их создания и эксплуатации должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС). В зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади.
Согласно нормам пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденным Приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323, здания и сооружения должны быть оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в соответствии с определенным типом СОУЭ.
В силу пункта 40 Правил в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке; запрещается устраивать на лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.
Пунктом 52 Правил предусмотрено, что двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.
Согласно пункту 53 Правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов.
Пунктом 57 Правил установлено, что проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
В соответствии с пунктом 108 Правил помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений является основанием для привлечения юридических лиц к ответственности, предусмотренной указанной нормой.
Факт нарушения правил пожарной безопасности подтверждается материалами административного производства и Отделением не оспаривается.
Вышеуказанные административные правонарушения выявлены Управлением в рамках одной проверки и возникли в результате одних фактических обстоятельств, вытекающих из одного действия (бездействия) - несоблюдения Отделением правил пожарной безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности.
Ответственность за допущенные Отделением правонарушения предусмотрена несколькими частями одной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрение дела о которых подведомственно одному и тому же органу, правонарушения установлены в одно и то же время, одним и тем же должностным лицоми.
В соответствии с частью 2 статьи 4.4 при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
При этом часть 3 статьи 4.4 КоАП РФ разъясняет, что в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается:
в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;
в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.
Таким образом, в рассматриваемом случае наказание должно быть назначено за совершение правонарушений, предусмотренных частью 1, частью 3, частью 4 статьи 20.4, но только по одной части указанной статьи КоАП РФ, санкция которой является максимальной, то есть в пределах санкции, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Максимальное наказание, предусмотренное частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, не должно превышать 200 000 рублей, однако Управлением учтено тяжелое финансовое положение организации и осуществление ею специализированной деятельности, в связи с чем наказание назначено в пределах минимальной санкции, то есть 150 000 рублей.
Кроме того, необходимо отметить, что Отделение является специализированным учреждением с пребыванием людей ограниченных возможностей и несоблюдение правил пожарной безопасности не обеспечивает безопасность их пребывания в здании и создает непосредственную угрозу для их жизни.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции мера ответственности изменена на предупреждение без учета требований части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а заявленные требования - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 п. 2, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 25 ноября 2011 года по делу N А62-5160/2011 отменить.
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора города Смоленска по пожарному надзору управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области от 06.10.2011 N 661 о наложении на Смоленской региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности в виде штрафа в размере 150 000 рублей отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В порядке ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 4.4 при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
При этом часть 3 статьи 4.4 КоАП РФ разъясняет, что в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается:
...
в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.
Таким образом, в рассматриваемом случае наказание должно быть назначено за совершение правонарушений, предусмотренных частью 1, частью 3, частью 4 статьи 20.4, но только по одной части указанной статьи КоАП РФ, санкция которой является максимальной, то есть в пределах санкции, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Максимальное наказание, предусмотренное частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, не должно превышать 200 000 рублей, однако Управлением учтено тяжелое финансовое положение организации и осуществление ею специализированной деятельности, в связи с чем наказание назначено в пределах минимальной санкции, то есть 150 000 рублей.
Кроме того, необходимо отметить, что Отделение является специализированным учреждением с пребыванием людей ограниченных возможностей и несоблюдение правил пожарной безопасности не обеспечивает безопасность их пребывания в здании и создает непосредственную угрозу для их жизни.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции мера ответственности изменена на предупреждение без учета требований части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а заявленные требования - оставлению без удовлетворения."
Номер дела в первой инстанции: А62-5160/2011
Истец: Смоленское региональное отделение ОООИ " Всероссийское общество глухих"
Ответчик: Главное управление МЧС России по Смоленской области