г. Москва |
|
2 февраля 2012 г. |
N А40-57965/11-144-494 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2012 г..
Постановление изготовлено в полном объеме 02.02.2012 г..
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: |
Румянцева П.В., Лепихина Д.Е. |
при ведении протокола |
помощником судьи Благовещенской Н.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Лекс Патриа"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2011 г. по делу N А40-57965/11-144-494, принятое судьей Г.Н. Папелишвили,
по заявлению Закрытого акционерного общества "Лекс Патриа" (ЗАО "Лекс Патриа") (ОГРН 1037739402800, 123060, г. Москва, Народного Ополчения, д. 45) к Межрайонной инспекции ФНС России N 46 по г. Москве (МИФНС N 46 по г. Москве) (125373, г. Москва, Походный пр-д, домовладение 3, стр.2) о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: Матюнин Р.С. по доверенности 02.08.2011
от ответчика: Шестаков М.С. по доверенности от 23.03.2011 N 07-17/033656
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ЗАО "Лекс Патриа" с заявлением к МИФНС России N 46 по г. Москве о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации от 17.02.2011 г. и обязании Инспекции осуществить регистрационные действия на основании документов, поданных 10.02.2011 г. вх. N 39213А.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд исходил из правомерности вынесенного налоговым органом решения и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, ЗАО "Лекс Патриа" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то обстоятельство, что специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, в том числе требование к документам, представляемым в регистрирующий орган, может устанавливаться только федеральными законами, поэтому ограничения по использованию форм заявлений могут быть установлены только законом.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, поскольку считает его законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ЗАО "Лекс Патриа" обратилось в МИФНС России N 46 по г. Москве с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма N Р14001, вх. N39213А от 10 02.2011 г..).
По результатам рассмотрения представленных заявителем документов Инспекцией вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов.
В решении налогового органа от 17.02.2011 г., принятому по заявлению вх. N 39213А, со ссылкой на пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ указано на то, что среди представленных для регистрации документов отсутствует заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 в редакции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13.12.2005 г. N 760 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков".
Указанное решение явилось основанием для обращения заявителя в суд.
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.
На основании п. 2 ст. 17 Федерального Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Установленный статьей 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" перечень оснований для отказа в государственной регистрации является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. На основании пункта 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 9 указанного Федерального закона, требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 439 утверждена форма N Р14001 - "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы".
Из материалов дела следует, что заявителем в Инспекцию было представлено заявление по форме, использование которой было рекомендовано Письмом ФНС РФ от 25.06.2009 N МН-22-6/511 @ "О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ" в связи с вступлением в силу с 1 июля 2009 г.. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В Письме ФНС РФ от 08.07.2009 N МН-22-6/548R "О дополнениях к письму ФНС России от 25.06.2009 N МН-22-6/511 @ "О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ" разъяснено, что указанные рекомендации распространяются на случаи представления документов, необходимых для государственной регистрации, в отношении обществ с ограниченной ответственностью, в связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам; о передаче долей или частей долей в залог и об ином обременении; о лице, осуществляющем управление долей, переходящих в порядке наследования (подпункт "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ), в том числе в случаях, когда одновременно с указанными сведениями изменению подлежат иные сведения об обществе с ограниченной ответственностью.
В иных случаях представления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации, в отношении обществ с ограниченной ответственностью, а также юридических лиц иных организационно-правовых форм использованию подлежат формы документов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439.
В данном случае с заявлением о государственной регистрации изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения обратилось акционерное общество.
Согласно пункту 23 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 г.. N 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г.. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до утверждения новых форм уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти внесение в Реестр регистрирующим органом записей на основании не указанных форм заявлений, а форм заявлений, рекомендованных ФНС России и размещенных на ее сайте в сети Интернет по адресу www.nalog.ru (письмо ФНС России от 25.06.2009 N МН-22-6/511@), само по себе не является основанием для признания соответствующих решений и действий регистрирующего органа незаконными.
В соответствии с п. "а" ст.23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Принимая во внимание то обстоятельство, что ЗАО "Лекс Патриа" представлено заявление не по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представленное обществом заявление не может считаться надлежащим образом оформленным применительно к требованиям п.2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ.
Представление акционерным обществом заявления не по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 439, должно приравниваться к его непредставлению, поэтому регистрирующий орган правомерно отказал ЗАО "Лекс Патриа" в государственной регистрации изменений в содержащиеся ЕГРЮЛ сведения, и такой отказ не нарушает права и законные интересы общества и не возлагает на него какие-либо дополнительные обязательства (Постановление ФАС МО от 25.01.2012 г. по делу N А40-55464/11-147-472).
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правомерно установил, что решение МИФНС России N 46 по г. Москве от 17.02.2011 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица вынесено в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Довод заявителя о том, что основанием отказа в государственной регистрации изменений является использование обществом формы, рекомендованной Письмом ФНС РФ от 25.06.2009 N МН-22-6/511 @, является необоснованным и судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в оспариваемом решении МИФНС России N 49 по г. Москве указания на Письмо ФНС РФ от 25.06.2009 N МН-22-6/511 @, а также Письмо ФНС РФ от 08.07.2009 N МН-22-6/548R не содержатся.
Суд апелляционной инстанции также исходит из того, что оспариваемым решением регистрационного органа не нарушены права и законные интересы общества, поскольку основанием для отказа явилось нарушение заявителем пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ввиду непредставления определенных п.2 ст.23 Закона о регистрации необходимых для регистрации документов.
При этом заявитель не лишен возможности подать заявление по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
Постановление Правительства N 439 от 19.06.2002 г.. принято в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При таких обстоятельствах регистрирующий орган правомерно отказал ЗАО "Лекс Патриа" в государственной регистрации изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения и такой отказ не нарушает права и законные интересы общества и не возлагает на него дополнительные обязательств.
В связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для обязания МИФНС России N 46 по г. Москве осуществить государственную регистрацию изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения на основании заявления, оформленного по форме, рекомендованной для обществ с ограниченной ответственностью.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2011 г.по делу N А40-57965/11-144-494 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Закрытому акционерному обществу "Лекс Патриа" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 ( одна тысяча) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Представление акционерным обществом заявления не по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 439, должно приравниваться к его непредставлению, поэтому регистрирующий орган правомерно отказал ЗАО "Лекс Патриа" в государственной регистрации изменений в содержащиеся ЕГРЮЛ сведения, и такой отказ не нарушает права и законные интересы общества и не возлагает на него какие-либо дополнительные обязательства (Постановление ФАС МО от 25.01.2012 г. по делу N А40-55464/11-147-472).
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правомерно установил, что решение МИФНС России N 46 по г. Москве от 17.02.2011 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица вынесено в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Довод заявителя о том, что основанием отказа в государственной регистрации изменений является использование обществом формы, рекомендованной Письмом ФНС РФ от 25.06.2009 N МН-22-6/511 @, является необоснованным и судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в оспариваемом решении МИФНС России N 49 по г. Москве указания на Письмо ФНС РФ от 25.06.2009 N МН-22-6/511 @, а также Письмо ФНС РФ от 08.07.2009 N МН-22-6/548R не содержатся.
Суд апелляционной инстанции также исходит из того, что оспариваемым решением регистрационного органа не нарушены права и законные интересы общества, поскольку основанием для отказа явилось нарушение заявителем пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ввиду непредставления определенных п.2 ст.23 Закона о регистрации необходимых для регистрации документов.
При этом заявитель не лишен возможности подать заявление по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
Постановление Правительства N 439 от 19.06.2002 г.. принято в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"."
Номер дела в первой инстанции: А40-57965/11-144-494
Истец: ЗАО"Лекс Патриа"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 46 по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30508/11