г. Москва |
|
06 февраля 2012 г. |
Дело N А40-93291/11-148-832 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Прокофьевой С.Б., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум-Р"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.11.2011 по делу N А40-93291/11-148-832, принятое судьей Нариманидзе Н.А,
по заявлению ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум-Р" (ОГРН 1022302390736; 119017, г.Москва, ул. Большая Ордынка, д. 40, стр. 4)
к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования
о признании недействительным предписания от 13.05.2011 N 03-02/08-2011-11П,
при участии:
от заявителя: |
Старостина О.А. по доверенности от 150/11 от 18.04.2011; |
от ответчика: |
Арсентьева В.В. по доверенности от 27.01.2011 N ВК-35/4; Орлова А.А. по доверенности от 12.10.2011 N ВК-35/40; |
УСТАНОВИЛ
решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.11.2011, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требований ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум-Р" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным предписания Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 03-02/08-2011-11П от 13.05.2011.
При этом суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения требованиям действующего законодательства, наличия соответствующих полномочий ответчика, а также отсутствия нарушения законных прав и интересов Общества, что в силу ст. 198 АПК РФ исключает возможность удовлетворения заявленных требований при рассмотрении спора по существу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит постановление отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным предписания.
Ответчик в письменном отзыве на апелляционную жалобу апелляционную жалобу указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум - Р" осуществляет деятельность на основании устава, утвержденного внеочередным общим собранием акционеров ЗАО "КТК-Р" решением от 18.09.2007.
Структура управления нефтепроводной системы ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум - Р" включает в себя ряд территориальных подразделений, действующих без образования юридического лица. На территории Российской Федерации расположены следующие территориальные подразделения ЗАО "КТК-Р": Центральный регион ЗАО"КТК-Р" (Астраханская область, республика Калмыкия, Западный регион ЗАО "КТК-Р" (Краснодарский край, Ставропольский край), Морской терминал (Краснодарский край, г.Новороссийск).
В состав Центрального региона ЗАО "КТК-Р" в Астраханской области в ходит, в том числе, линейная часть трубопровода протяженностью 222 км (километровые отметки 452 - 674 км).
Участок эксплуатируемой нефтепроводной системы Центрального региона ЗАО "КТК-Р" в Астраханской области общей протяженностью 26 км проходит через Волго -Ахтубинскую пойму.
На данном участке нефтепровод имеет 20 переходов через 17 водных объектов (данные по периоду межени): р. Большой Ашулук - 547 км; ер. Грязный - 548,67-548,72км; р. Ахтуба - 548,93-549,07км; ильмень без названия - 549,55-549,66км; ильмень без названия - 549,77-549,81км; р. Хора - 550,10-550,19км; ер. Песчаный - 550,95-550,97км, 551,95-551,97км, 552,67-552,69км; ер. Мушкатор - 555,66-555,68км; ер. Щучий - 556,456-556,48км; 560,18-560,21км; ерик без названия - 557,65-557,70км; ильмень Фадеевский - 558,68-558,70км; ер. Малый Щучий-561,45-561,47 ерик без названия - 564,35-564,45км; ер. Попов - 566,38-566,44км; р. Волга - 567,97-568,70км; ер. Курбатый - 571,13-571,20км; ер. Ички-Барча - 572,50-572,55км.
Для исполнения приказов N 154 от 22.03.2011, N 178 от 30.03.2011, подписанных Руководителем Росприроднадзора, в период с 01 апреля по 13 мая 2011 года Федеральной службой по надзору в сфере природопользования была проведена проверка соблюдения требований природоохранного и экологического законодательства в отношении ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум - Р".
В ходе указанной проверки проверяющими выявлены нарушения требований природоохранного и экологического законодательства, а именно, п.5 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ, выразившееся в не проведении мониторинга поверхностных вод в местах пересечения нефтепровода с водными объектами, что отражено в акте от 13.05.2011 N 03-02/08-2011-А.
На основании акта от 13.05.2011 N 03-02/08-2011-А Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум -Р" выдано предписание N 03-02/08-2011-11П от 13.05.2011 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которым предписано в срок до 01.08.2011 организовать и вести мониторинг поверхностных вод в местах пересечения нефтепроводом водных объектов, а именно: р.Большой Ашулук, ер. Грязный, р. Ахтуба, ильмень без названия, р.Хора, ер. Песчаный, ер. Мушкатор, ер. Щучий, ерик без названия, ильмень Фадеевский, ер. Малый, ер. Попов, ер. Курбатый, ер. Ички-Барча в Астраханской области в соответствии с требованиями водного законодательства РФ, в срок до 08.08.2011 г.. представить отчет о выполнении предписания в центральный аппарат Росприроднадзора и копию в Управление.
Не согласившись с указанным предписанием ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум - Р" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с гл. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также, в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно п.5 ч.2 ст.39 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Проверкой, проведенной Росприроднадзором в период с 01 апреля по 13 мая 2011 года, установлено, что ЗАО "КТК-Р" не проводит мониторинг поверхностных вод в местах пересечения нефтепроводом водных объектов: р.Большой Ашулук, ер. Грязный, р. Ахтуба, ильмень без названия, р.Хора, ер. Песчаный, ер. Мушкатор, ер. Щучий, ерик без названия, ильмень Фадеевский, ер. Малый, ер. Попов, ер. Курбатый, ер. Ички-Барча.
Согласно ст. 1 п. 8 Водного кодекса РФ водопользователем является физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.
Физические, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами на основании и в порядке, которые установлены главой 3 Кодекса (часть 1 статьи 9 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" установлено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие нового Водного кодекса РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.
Согласно требованиям статей 46, 91 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ (далее по тексту - ВК РФ 1995 года) водные объекты предоставляются в пользование, а права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
Общество имеет лицензию на водопользование поверхностных водных объектов от 30 сентября 2004 серия ACT N 00930 ТРИБК сроком действия до 30.09.2011, на основании которой, а также на основании заключенного с Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Астраханской области договора от 30.09.2004 ЗАО "КТК-Р" использует для эксплуатации подводных сооружений акваторию (общей площадью 0,758 кв.м.) вышеуказанных водных объектов.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм до истечения срока действия лицензии от 30 сентября 2004 серия ACT N 00930 ТРИБК Общество является водопользователем водных объектов : р.Большой Ашулук, ер. Грязный, р. Ахтуба, ильмень без названия, р.Хора, ер. Песчаный, ер. Мушкатор, ер. Щучий, ерик без названия, ильмень Фадеевский, ер. Малый, ер. Попов, ер. Курбатый, ер. Ички -Барча, р.Волга в местах пересечения нефтепроводом.
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент вынесения предписания ЗАО "КТК-Р" осуществляло мониторинг в местах пересечения трубопровода с водными объектами судебной коллегией не принимается.
Оспариваемое предписание вынесено на основании акта от 13.05.2011 N 03-02/08-2011-А Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, составленного по результатам проведенной проверки, в котором отражены допущенные Обществом нарушения.
Довод апелляционной жалобы о том, что предписание вынесено в отсутствии события административного правонарушения, послужившего основанием для вынесения предписания, судебной коллегией не принимается.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, выявив нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, инспектор Росприроднадзора действовал в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обосновано признал предписание Росприроднадзора N 03-02/08-2011-11П от 13.05.2011 соответствующим действующему законодательству.
Таким образом, соответствующее закону предписание не может нарушать прав и законных интересов Общества, поскольку законно возлагают на Общество обязанность по устранению допущенных нарушений законодательства об охране окружающей среды.
Кроме того, как следует из представленных в материалы дела договора об оказании услуг N 11-0608 от 01.06.2011 и плана-графика наблюдений водотоков, утвержденный 30.05.2011, Общество организовало и производит регулярные наблюдения за водными объектами в местах пересечения трубопровода с водными объектами. Таким образом, предписание от 13.05.2011 N03-02/08-2011-11П, выданное ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум-Р" по результатам плановой проверки исполнено.
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований и не допустил нарушений норм процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.11.2011 по делу N А40-93291/11-148-832 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно требованиям статей 46, 91 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ (далее по тексту - ВК РФ 1995 года) водные объекты предоставляются в пользование, а права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
...
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, выявив нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, инспектор Росприроднадзора действовал в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
...
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования."
Номер дела в первой инстанции: А40-93291/11-148-832
Истец: ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум-Р"
Ответчик: Росприроднадзор
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-35020/11