город Москва |
|
31 января 2012 г. |
Дело N А40-41708/11-93-312 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.01.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.01.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: |
Кольцовой Н.Н., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
помощником судьи Степкиным М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда N 12 апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.08.2011 по делу N А40-41708/11-93-312, принятое судьей И.Ю. Григорьевой,
по заявлению ОАО "КТБ ЖБ" (ОГРН 1067746784511, 109428, Москва, ул. 2-я Институтская, д.6)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054,Москва, Бахрушина, д. 20)
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "КТБ ЖБ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованиями к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР, ответчик) о признании незаконным решения об отказе от 07.04.2011 N 33-5Т4-464/10-(0)-1 в предоставлении земельного участка по договору аренды и обязании ответчика оформить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Вольская, вл. 37.
Решением от 25.08.2011 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования полностью.
При этом суд исходил из того, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент земельных ресурсов города Москвы обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить ввиду его необоснованности и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих доводов указывает на соответствие оспариваемого решения об отказе в оформлении договора аренды спорного земельного участка нормам действующего законодательства и отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя. Ссылается на заключение Москомархитектуры от 15.11.2010 N 001-50-1922/0-1, согласно которому на рассматриваемом земельном участке расположены объекты как капитального, так и не капитального строительства. В связи с наличием на земельном участке объектов некапитального строительства, в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 16.12.2008 N 1139-ПП договор аренды может быть заключен на срок не более 4 лет, 11 месяцев и 28 дней.
ОАО "КТБ ЖБ" отзыв на апелляционную жалобу не представило, стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционной инстанцией в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 19 мая 2010 года ОАО "КТБ ЖБ" обратилось в службу "одного окна" Департамента земельных ресурсов г.Москвы с заявлением N 33-5Т4-464/10 об оформлении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, ул. 1-я Вольская, вл.37.
Ответчик письмом от 07.04.2011 N 33-5Т4-464/10-(0)-1 отказал в оформлении данного договора в связи с наличием отрицательного заключения Москомархитектуры от 15.11.2010 N 001-50-1922/0-1 содержащего сведения о том, что на участке по адресу: г. Москва, ул. 1-я Вольская, вл. 37 имеются объекты капитального и некапитального строительства.
Признавая указанный отказ ДЗР в оформлении договора аренды рассматриваемого земельного участка незаконным, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что распоряжением исполнительного Комитета Московского Городского Совета народных депутатов N 1805р от 12.11.1981 произведен отвод земельного участка под размещение опытного полигона для Научно- исследовательского института бетона и железобетона, правопреемником которого является ОАО "КТБ ЖБ".
Договором краткосрочной аренды земельного участка в г. Москве N М-04-507940 от 19.12.2005 Департаментом земельных ресурсов города Москвы, в лице Территориального объединения регулирования землепользования Департамента земельных ресурсов города Москвы в Юго-Восточном административном округе г. Москвы земельный участок площадью 12 200 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. 1-я Вольская, вл. 37 предоставлен в аренду ФГУП "Конструкторско-технологическое бюро бетона и железобетона" в аренду для эксплуатации зданий, строений и сооружений под научно-производственные цели.
Нежилые объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке находятся в собственности ОАО "КТБ ЖБ", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, о чем в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15.12.2006 сделаны записи о регистрации N 77/77/13/015/2006-535 (нежилое здание площадью 89,1 кв.м.), N 77/77/13/015/2006-534 (нежилое здание площадью 277,7 кв.м.), N 77/77/13/015/2006-533 (нежилое здание площадью 136,1 кв.м.), N 77/77/13/015/2006-538 (нежилое здание площадью 544,7 кв.м.), N77/77/13/015/2006-537 (нежилое здание площадью 489,8 кв.м.).
Распоряжением от 31.07.2008 N 2162 Департамента земельных ресурсов г. Москвы утвержден проект границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Вольская, вл. 37, используемого ОАО "КТБ ЖБ" для эксплуатации зданий, строений и сооружений под научно-производственные цели.
В последующем распоряжением от 12.05.2009 N 1984 Департамента земельных ресурсов г. Москвы уточнены границы спорного земельного участка с кадастровым номером 77:04:0006000:16.
В соответствии со ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду согласно гражданскому законодательству и Земельному кодексу Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Закона города Москвы "О землепользовании в городе Москве" земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, могут быть предоставлены в аренду гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременении и ограничений по использованию этих земельных участков. Земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов), в том числе в случаях, установленных федеральным законодательством.
Согласно ст. 9 Закона города Москвы "О землепользовании в городе Москве" срок договора аренды земельного участка, заключаемого органами исполнительной власти города Москвы, устанавливается по соглашению сторон в зависимости от фактического использования, обременений и ограничений по использованию земельного участка, а также в соответствии с Генеральным планом города Москвы.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции, требование заявителя о предоставлении спорного земельного участка в аренду основано на исключительном праве, предоставленном ОАО "КТБ ЖБ" в силу закона.
ДЗР г. Москвы является в силу положений постановления Правительства Москвы от 27.01.09 г. N 46-ПП органом, уполномоченным на принятие правовых актов о предоставлении земельных участков, находящихся на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку заявитель предоставил ответчику полный пакет документов, необходимых и достаточных для принятия решения о заключении договора аренды, обстоятельств, свидетельствующих о невозможности предоставления земельного участка в аренду у ДЗР г. Москвы не имелось.
Ссылка на отрицательное заключение Москомархитектуры не может являться основанием для ограничения гарантированного федеральным законодательством права лица на предоставление спорного земельного участка в аренду (ст.36 ЗК РФ).
Поскольку судом первой инстанции достоверно установлено, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности заявителю, в том числе капитального строительства, постольку предоставление спорного земельного участка должно осуществляться по правилам пункта 6 статьи 9 Закона г. Москвы "О землепользовании в городе Москве", согласно которому договор аренды земельного участка, занятого объектом капитального строительства, может быть заключен на срок от 25 до 49 лет. Меньший срок договора аренды земельного участка может быть установлен исключительно по соглашению сторон.
Доводы подателя апелляционной жалобы на то, что на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. 1-я Вольская, вл. 37 имеются объекты капитального и некапитального строительства, в связи с чем требуется переоформление границ земельного участка в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, не опровергают право заявителя на заключение договора аренды земельного участка.
Необходимость переоформления границ земельного участка в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации в связи с нахождением на спорном земельном участке объектов капитального и некапитального строительства не свидетельствует о наличии ограничений прав заявителя на предоставление ему в аренду испрашиваемого земельного участка.
Доводы апеллянта о невозможности предоставления спорного земельного участка в аренду на срок от 25 до 49 лет, не могут быть приняты апелляционным судом во внимание, поскольку из заявления ОАО "КТБ ЖБ" (л.д. 87) не усматривается, что заявитель обратился в Департамент земельных ресурсов г. Москвы о заключении договора долгосрочной аренды земельного участка.
Сведений о невозможности заключения договора краткосрочной аренды с обществом ответчиком не представлено.
При указанных обстоятельствах, апелляционная коллегия полагает, что отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, не соответствуют требованиям действующего земельного законодательства, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права и иной оценкой доказательств, чем у суда первой инстанции, признаются судебной коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.08.2011 по делу N А40-41708/11-93-312 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
...
ДЗР г. Москвы является в силу положений постановления Правительства Москвы от 27.01.09 г. N 46-ПП органом, уполномоченным на принятие правовых актов о предоставлении земельных участков, находящихся на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
...
Ссылка на отрицательное заключение Москомархитектуры не может являться основанием для ограничения гарантированного федеральным законодательством права лица на предоставление спорного земельного участка в аренду (ст.36 ЗК РФ).
...
Доводы подателя апелляционной жалобы на то, что на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. 1-я Вольская, вл. 37 имеются объекты капитального и некапитального строительства, в связи с чем требуется переоформление границ земельного участка в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, не опровергают право заявителя на заключение договора аренды земельного участка.
Необходимость переоформления границ земельного участка в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации в связи с нахождением на спорном земельном участке объектов капитального и некапитального строительства не свидетельствует о наличии ограничений прав заявителя на предоставление ему в аренду испрашиваемого земельного участка."
Номер дела в первой инстанции: А40-41708/11-93-312
Истец: ОАО "КТБ ЖБ"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-35538/11