г.Москва |
|
07 февраля 2012 г. |
N А40-104983/11-130-651 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.02.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Каменецкого Д.В., Якутова Э.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.11.2011
по делу N А40-104983/11-130-651, принятое судьей Андрияновой С.М.,
по заявлению ООО "ТРТ Строй" (ОГРН 1037726028075; Москва, ул.Фруктовая, д.7, корп.2)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Тимощенкова А.О. по доверенности от 11.04.2011,
представителя ответчика Гребенщикова Э.В. по доверенности от 30.12.2011,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 07.11.2011, принятым по настоящему делу, признано незаконным и отменено постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 14.09.2011 по делу об административном правонарушении N 0802-705/2011 о привлечении ООО "ТРТ Строй" к административной ответственности, предусмотренной ст.4.33 Закона г.Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Считает, что факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ст.4.33 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, доказан, порядок привлечения Общества к административной ответственности соблюден.
Представитель заявителя в судебном заседании и представленных письменных пояснениях просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав позиции представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, 14.07.2011 Бутырской межрайонной прокуратурой г.Москвы совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ООО "ТРТ Строй" на территории строительного объекта "снегоплавильный пункт" по адресу: г.Москва, Вологодский проезд, вл.38.
В ходе проведения проверки ответчиком установлено нарушение ООО "ТРТ Строй" ст.ст.3, 7, 8 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве", п.п.4.3 Постановления Правительства Москвы от 12.12.2006 N 981-ПП "Об утверждении единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках", выразившееся в неосуществлении раздельного сбора отходов, а именно, в контейнере складируются совместно твердые бытовые отходы (ТБО), деревянные отходы: упаковочная тара (картон), бывшая в употреблении техника (магнитофон, телевизор).
По данному факту исполняющим обязанности заместителя Бутырского межрайонного прокурора вынесено постановление от 19.07.2011 о возбуждении в отношении ООО "ТРТ Строй" дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.4.33 КоАП г.Москвы (том 1 л.д.39).
Постановлением Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды от 14.09.2011 N 0802-705/2011 ООО "ТРТ Строй" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ст.4.33 КоАП г.Москвы, выразившегося в неосуществлении раздельного сбора отходов, и Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. (л.д.37).
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из незаконности и необоснованности названного постановления.
В соответствии со ст.4.33 КоАП г.Москвы неосуществление раздельного сбора отходов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 4.3 Постановления Правительства Москвы от 12.12.2006 N 981-ПП "Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках" предусмотрено, что условия хранения отходов производства и потребления зависят от класса опасности отходов, химических и физических свойств отходов, агрегатного состояния, опасных свойств отходов, необходимости сохранения ценных свойств отходов как вторичных материальных ресурсов.
В силу ст.3 Закона г.Москвы от 30.11.2005 N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве" (в редакции, действовавшей на момент выявления административного правонарушения) одним из основных принципов обращения с отходами является, в том числе разделение отходов при их сборе и подготовке к переработке.
В соответствии с ч.3 ст.7 названного Закона производители отходов - субъекты хозяйственной и иной деятельности при осуществлении деятельности по обращению с отходами обязаны обеспечивать раздельный сбор, сортировку, обезвреживание, транспортирование отходов;
Согласно ст.8 Закона сбор отходов должен осуществляться раздельным способом в соответствии с установленными классами опасности отходов, физическими свойствами и агрегатным состоянием отходов, содержанием в составе отходов летучих компонентов, особенностями последующего жизненного цикла отходов и существующими технологиями по их переработке, обезвреживанию и уничтожению.
Между тем названные нормы предъявляют требования исключительно к производителям отходов, каковыми в соответствии п.п.12 ст.1 Закона являются субъекты хозяйственной и иной деятельности, физические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы.
Таким образом, субъектом ответственности, предусмотренной ст.4.33 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, может являться непосредственно производитель отходов.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях, установленных законом.
В силу ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В настоящем случае доказательств того, что ООО "ТРТ Строй" являлось производителем отходов на территории строительного объекта "снегоплавильный пункт" по адресу: г.Москва, Вологодский проезд, вл.38, административным органом не представлено.
Согласно акту проверки, составленному 14.07.2011, помимо ООО "ТРТ Строй" на объекте по адресу: г.Москва, Вологодский проезд, вл.38 также осуществляет деятельность ООО "ФСК ВМ", производящий строительно-монтажные работы, копку и экскавацию грунта (том 1 л.д.50).
Указанное обстоятельство не оспаривается и не отрицается ответчиком.
При этом в материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих выяснения обстоятельств происхождения отходов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Принадлежность заявителю обнаруженной в результате проверки бывшей в употреблении техники (магнитофон, телевизор) ответчиком также не подтверждено.
Таким образом, апелляционная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии неустранимых сомнений в виновности заявителя в совершении вмененного административного правонарушения, поскольку административным органом не доказано, что производителем отходов, обнаруженных при проведении проверки, является именно организация заявителя.
В силу ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Исходя из вышесказанного, является правомерным вывод суда первой инстанции о незаконности и необоснованности оспариваемого постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 14.09.2011 по делу об административном правонарушении N 0802-705/2011 о привлечении ООО "ТРТ Строй" к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.11.2011 по делу N А40-104983/11-130-651 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Д.В.Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе проведения проверки ответчиком установлено нарушение ООО "ТРТ Строй" ст.ст.3, 7, 8 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве", п.п.4.3 Постановления Правительства Москвы от 12.12.2006 N 981-ПП "Об утверждении единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках", выразившееся в неосуществлении раздельного сбора отходов, а именно, в контейнере складируются совместно твердые бытовые отходы (ТБО), деревянные отходы: упаковочная тара (картон), бывшая в употреблении техника (магнитофон, телевизор).
...
Пунктом 4.3 Постановления Правительства Москвы от 12.12.2006 N 981-ПП "Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках" предусмотрено, что условия хранения отходов производства и потребления зависят от класса опасности отходов, химических и физических свойств отходов, агрегатного состояния, опасных свойств отходов, необходимости сохранения ценных свойств отходов как вторичных материальных ресурсов.
...
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях, установленных законом.
В силу ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
...
В силу ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица."
Номер дела в первой инстанции: А40-104983/11-130-651
Истец: ООО "ТРТ Строй"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-35884/11