город Тула |
|
07 февраля 2012 г. |
Дело N А62-4355/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Тиминской О.А., Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корнеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.11.2011
по делу N А62-4355/2011 (судья Алмаев Р. Н.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Залицаева Евгения Витальевича (214006, г. Смоленск, ул. Юрьева, д. 13, кв. 138, ОГРН 305673125600019)
к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (214008, г. Смоленск, пл. Ленина, д. 1, ОГРН 1026701437212),
третье лицо: администрация г. Смоленска (214000, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 1 /2, ОГРН 1026701449719),
о признании незаконным отказа, связанного с обеспечением процедуры выбора земельного участка по ул. Гарабурды в районе д. 21-б, предполагаемой площадью 200 кв.м для размещения объекта капитального строительства - здания торгово-бытового обслуживания,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: индивидуального предпринимателя Залицаева Евгения Витальевича - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от ответчика: Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от третьего лица: администрации г. Смоленска - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
индивидуальный предприниматель Залицаев Евгений Витальевич (далее - ИП Залицаев Е.В., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент, ответчик), изложенного в письме от 21.07.2011 N 11949/08, связанного с отказом в обеспечении процедуры выбора земельного участка по ул. Гарабурды в районе д. N 21-б, предполагаемой площадью 200 кв.м, для размещения обьекта капитального строительства - здания торгово-бытового обслуживания; обязании Департамента в соответствии с пунктом 5.3. "Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243, направить в администрацию города Смоленска обращение предпринимателя для обеспечения процедуры выбора названного земельного участка для размещения объекта капитального строительства - здания торгово - бытового обслуживания (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.11.2011 заявленные требования предпринимателя удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в материалах дела. От предпринимателя поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей лиц, участвующих в деле, не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИП Залицаев Е.В. обратился в Департамент с заявлением (письмо от 08.04.2011 N 6352/з) по осуществлению выбора земельного участка площадью 200 кв.м, расположенного в г. Смоленске, ул. Гарабурды, в районе дома N 21-б, для размещения на нем объекта капитального строительства - здания торгово-бытового обслуживания, с целью обеспечения процедуры выбора земельного участка и предварительного согласования.
В ответ на данное заявление Департамент письмом от 10.05.2011 N 8116/08 (л.д. 11) сообщил о невозможности осуществления выбора земельного участка, указав, что согласно техническому обоснованию размещения объекта торгово-бытового обслуживания на земельном участке площадью 135 кв. м, выполненному ООО "Проект Энерго", к данному объекту капитального строительства предусмотрены автопарковка и благоустройство территории (покрытие из брусчатки, посадка декоративных кустарников и газонной травы и др.). Указанное техническое обоснование рассматривалось в ходе судебного разбирательства о незаконном отказе администрации города Смоленска в согласовании предпринимателю акта выбора данного земельного участка и послужило основанием для обоснования площади земельного участка, необходимого для строительства объекта торгово-бытового обслуживания и, соответственно, удовлетворения исковых требований заявителя. Испрашиваемый предпринимателем в заявлении от 08.04.2011 земельный участок расположен на территории, предусмотренной вышеуказанным техническим обоснованием для размещения автопарковки и благоустройства. Данные элементы архитектурно-строительного проектирования необходимы для строительства и обслуживания объекта торгово - бытового обслуживания на земельном участке, по которому было вынесено решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.02.2011 по делу N А62-5898/2010.
Впоследствии заявитель повторно обратился в Департамент с заявлением (письмо от 24.06.2011 N 10487/з) с просьбой рассмотреть ранее поданное заявление от 08.04.2011 N 6352/з.
Письмом от 21.07.2011 N 11949/08 (л. д. 12) Департамент указал на невозможность осуществления выбора земельного участка, поскольку письмом от 10.05.2011 N 08116/08 Департамент ответил по существу указанного предпринимателем заявления. Заявление с прилагаемым к нему пакетом документов переданы в архивное делопроизводство. В своем обращении от 24.06.2010 N 10487/3 каких-либо новых обстоятельств, позволяющих принять иное решение по существу, предпринимателем не приводится.
ИП Залицаев Е.В., полагая, что отказ Департамента в осуществлении процедуры выбора земельного участка является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования предпринимателя, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий (бездействий) государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 3 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В силу п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- проведение работ по формированию земельного участка;
- государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Законом Смоленской области от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе- герое Смоленске" установлено, что распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена в городе Смоленске, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Смоленской области.
Постановлением администрации Смоленской области от 20.02.2009 N 86 полномочия по распоряжению названными земельными участками возложены на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Постановлением администрации города Смоленска от 24.07.2007 N 2036-адм утвержден "Порядок предоставления информации и необходимых согласований для обеспечения процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска".
В соответствии с положениями пунктов 2, 3, 5 названного Порядка администрация города Смоленска по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка.
В целях обеспечения выбора земельного участка администрация в лице управления архитектуры и градостроительства по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению уполномоченного органа в двухнедельный срок предоставляет бесплатно сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска, необходимые для согласования акта о выборе и утверждения проекта границ земельного участка, а также бланк акта о выборе земельного участка для проведения процедуры согласований.
По результатам выбора земельного участка администрация города Смоленска утверждает проект границ земельного участка. Копия постановления администрации об утверждении проекта границ земельного участка с актом о выборе земельного участка направляются в уполномоченный орган.
В соответствии с разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Уполномоченный орган в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка; в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта; принимает решение о предоставлении земельного участка; заключает договоры аренды, безвозмездного срочного пользования; осуществляет иные предусмотренные федеральным и областным законодательством действия.
В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта.
Анализ названных положений нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что в случае соответствия поданной заинтересованным лицом заявки установленным требованиям уполномоченный орган, безусловно, обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства, поскольку вопросы выбора земельного участка относятся исключительно к компетенции органа местного самоуправления.
Орган местного самоуправления на основании такого обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть вынесен уполномоченным органом только после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта.
Какие-либо претензии к оформлению заявления предпринимателя в обжалуемом акте отсутствуют, в процессе рассмотрения дела ответчиком не заявлены.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие направление Департаментом соответствующего обращения в орган местного самоуправления по заявлению предпринимателя от 24.06.2011.
Между тем нормами вышеназванных нормативных актов предусмотрена возможность предложения органами местного самоуправления лицам, обратившимся с заявлением о выборе земельного участка для целей строительства, нескольких вариантов размещения объектов. Мотивированный отказ в удовлетворении заявления направляется заявителю лишь в случае полного отсутствия таких вариантов.
При этом, как установлено судом и следует из плана благоустройства, выполненного ООО "Проект Энерго", испрашиваемый предпринимателем земельный участок не расположен на территории, предусмотренной для размещения автопарковки и благоустройства земельного участка согласно технико-экономическому обоснованию земельного участка, в отношении которого решением Арбитражного суда Смоленской области от 04.02.2011 по делу N А62-5898/2010 на администрацию г. Смоленска возложена обязанность по согласованию акта выбора земельного участка площадью 135 кв.м и утверждению схемы расположения земельного участка.
Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих обеспечению выбора земельного участка для капитального строительства - объекта торгово-бытового обслуживания с предварительным согласованием места размещения объекта на момент обращения предпринимателя в орган местного самоуправления, в материалы дела не представлено.
Поскольку Департаментом не были осуществлены действия, направленные на осуществление мероприятий по выбору земельного участка заявителю, в том числе по определению возможных вариантов подходящего размещения объекта до принятия обжалуемого решения об отказе в предоставлении земельного участка, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Департаментом не была соблюдена процедура, предусмотренная положениями п. 2 ст. 31 ЗК РФ, раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый отказ Департамента незаконным, в связи с чем удовлетворил заявленные требования предпринимателя.
Ссылка заявителя жалобы на то обстоятельство, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок расположен в границах земельного участка, в отношении которого администрацией согласован акт выбора земельного участка для строительства здания торгово-бытового обслуживания с размещением автопарковки и благоустройством территории, является несостоятельным, поскольку противоречит представленному в материалы дела плану благоустройства ООО "Проект Энерго", из которого усматривается, что испрашиваемый земельный участок площадью 200 кв.м расположен рядом с участком площадью 135 кв.м; границы каждого их данных участков не располагаются на границах другого участка, а между ними находится покрытие из брусчатки (л.д. 50-51).
Кроме того, в силу п.п. 3.1 и 3.22 постановления администрации Смоленской области от 20.02.2009 N 86 "Об утверждении Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области" к функциям Департамента не относится рассмотрение вопросов, связанных с градостроительной деятельностью, проектированием, а также обеспечением процедуры выбора земельных участков и определению их разрешенного использования.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.11.2011 по делу N А62-4355/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям.
Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
...
Поскольку Департаментом не были осуществлены действия, направленные на осуществление мероприятий по выбору земельного участка заявителю, в том числе по определению возможных вариантов подходящего размещения объекта до принятия обжалуемого решения об отказе в предоставлении земельного участка, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Департаментом не была соблюдена процедура, предусмотренная положениями п. 2 ст. 31 ЗК РФ, раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243."
Номер дела в первой инстанции: А62-4355/2011
Истец: ИП Залицаева Е.В.
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Третье лицо: Администрация г.Смоленска