г. Санкт-Петербург |
|
09 февраля 2012 г. |
Дело N А26-7343/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А.Алыбиной
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): предст. Манцырев С.С. - доверенность N 3.1/8236 от 07.11.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23674/2011) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.11.2011 по делу N А26-7343/2011 (судья Пасаманик Н.М.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Карелфинлес"
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
об оспаривании постановлений N 283/11л, 284/11л и 285/11л от 23.08.2011
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" (ОГРН 1041000042236) (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлениями к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - ответчик, Министерство, административный орган) о признании незаконными и отмене постановлений от 23.08.2011 N 283/11л, N 284/11л, N 285/11л, которыми общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), по каждому постановлению назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 16.09.2011 заявления общества объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением от 23.11.2011 заявления общества удовлетворены, оспариваемые постановления признаны незаконными и отменены.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда от 23.11.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы Министерство ссылается на неправильное применение судом положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, полагая, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение Правил заготовки древесины составляет 1 год со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения, а не два месяца, как установлено судом первой инстанции. Податель жалобы также считает, что административным органом доказано нарушение пункта 9 Правил заготовки древесины, выразившееся в оставлении завышенных пней (постановление N 284/11л), а также доказан объем не вывезенной древесины (постановление N 283/11л), подтвержденный лесничими Южно-Святозерского участкового лесничества, проводившими освидетельствование в квартале 28 выдел 23 делянка 1 и квартале 29 выдел 18.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы жалобы.
ООО "Карелфинлес" извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв на апелляционную жалобу Министерства, в котором доводы жалобы отклонило, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения. В отзыве также содержится ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы Министерства без участия представителей общества в связи с отсутствием возможности обеспечить явку представителей ООО "Карелфинлес".
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, общество осуществляло заготовку древесины на арендованном лесном участке, расположенном на территории Пряжинского центрального лесничества.
28.08.2009 обществом была подана лесная декларация об использовании лесов для заготовки древесины с 09.09.2009 по 08.09.2010 в квартале 29 выделе 18 (погрузочная площадка) и квартале 28 выделе 23 делянке 1 Южно-Святозерского участкового лесничества (л.д. 52-53),
26.08.2009 обществом представлена лесная декларация об использовании лесов для заготовки древесины с 06.09.2009 по 05.09.2010 в квартале 104 выделе 4 делянке 1 Святозерского участкового лесничества (л.д. 104-105).
1. 21.09.2010 лесничим Южно-Святозерского участкового лесничества Пряжинского центрального лесничества Патракеевой М.В. с участием представителя общества Решкина Д.А. проведено освидетельствование мест рубок - погрузочной площадки в квартале 29 выдела 18, в ходе которого выявлено нарушение обществом пункта 7 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184 (далее - Правила заготовки древесины), выразившееся в оставлении не вывезенной в установленный срок древесины в объеме 85 куб. м. (акт приемки лесосеки - л.д. 53-54).
По данному факту 10.03.2011 государственным лесным инспектором в отношении общества составлен протокол N 1/06 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ (л.д. 46-47). Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте его составления.
Постановлением от 23.08.2011 N 283/11л общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 руб. (л.д. 5-8).
2. 21.09.2010 лесничим Южно-Святозерского участкового лесничества Пряжинского центрального лесничества Патракеевой М.В. с участием представителя общества Решкина Д.А. проведено освидетельствование мест рубок - квартала 28 делянки 1, в ходе которого выявлены нарушения обществом пунктов 7, 9 Правил заготовки древесины, выразившиеся в оставлении не вывезенной в установленный срок древесины в объеме 96,7 куб.м., и завышенных пней в объеме 13,6 куб. м. (акт приемки лесосеки - л.д. 78-81).
По данному факту 10.03.2011 проверяющим должностным лицом в отношении общества составлен протокол N 2/06 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ (л.д. 71-72).
Постановлением от 23.08.2011 N 284/11л общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 руб. (л.д. 14-17).
3. 10.09.2010 лесничим Святозерского участкового лесничества Пряжинского центрального лесничества Яковлевой И.В. без участия представителя общества проведено освидетельствование мест рубок - квартала 104 выдела 4 делянки 1, в ходе которого выявлено нарушение обществом пункта 7 Правил заготовки древесины, выразившееся в оставлении не вывезенной в установленный срок древесины в объеме 29,35 куб. м. (акт приемки лесосеки - л.д. 107-108).
По данному факту 11.03.2011 уполномоченным должностным лицом в отношении общества составлен протокол N 5/03 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ (л.д. 98-99).
Постановлением от 23.08.2011 N 285/11л общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 руб. (л.д. 22-25).
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, сделав вывод о том, что административным органом пропущен срок привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, а также установил отсутствие надлежащих доказательства совершения обществом некоторых вмененных ему нарушений Правил заготовки древесины.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, введенным в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом N 201-ФЗ от 04.12.2006, граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений.
Согласно части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 7 Правил заготовки древесины (действующих на момент проверки) рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке, или с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
При заготовке древесины высота оставляемых пней не должна превышать одной трети диаметра среза, а при рубке деревьев диаметром менее 30 сантиметров - 10 сантиметров. Допускается оставление пней большей высоты при осуществлении заготовки древесины с применением многооперационной техники в соответствии с техническими условиями ее эксплуатации, а также в лесах, произрастающих в поймах рек (пункт 9 Правил).
Согласно части 1 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нарушение правил заготовки древесины влечет административную ответственность для юридических лиц на основании части 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды - по истечении одного года.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из принципов лесного законодательства является сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
С учетом приведенных норм следует признать, что нарушения пунктов 7 и 9 Правил заготовки древесины относится к нарушениям законодательства в области охраны окружающей природной среды, а следовательно, в рассматриваемом случае подлежит применению годичный срок давности привлечения к ответственности, так как вмененное обществу административное правонарушение относится к нарушениям законодательства об охране окружающей природной среды.
Вместе с тем, ошибочные выводы суда не привели к принятию незаконного судебного акта.
Как уже было сказано выше, в силу пункта 7 Правил заготовки древесины рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке, или с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений. Древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железных и автомобильных дорог, к местам для переработки, установкам и приспособлениям, а также к складам, расположенным около лесных дорог. Изменение сроков рубки лесных насаждений и вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускается вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы.
Аналогичное правило закреплено в пункте 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337, и подлежащих применению с 28.10.2011 - с момента признания утратившим силу приказа Минприроды РФ от 16.07.2007 N 184 (приказ Минприроды РФ от 28.10.2011 N 867).
В силу положений пунктов 1, 3 части 1 статьи 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае факт нарушения обществом указанных требований в квартале 28 делянке 1 Южно-Святозерского участкового лесничества (постановление N 284/11л) и в квартале 104 выделе 4 делянке 1 Святозерского участкового лесничества (постановление N 285/11л) установлен на основании Актов освидетельствования мест рубок (л.д. 79-82, 108-109).
Вместе с тем, апелляционный суд не может признать в качестве надлежащего доказательства объема не вывезенной древесины указанный акт, так как в нем не указан метод и способ определения объема не вывезенной древесины. Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что размер нарушения лесохозяйственных требований (объем не вывезенной древесины) не имеет правового значения при квалификации действий общества по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
Как видно из материалов дела, при составлении Акта освидетельствования мест рубок общество не было согласно с вмененным ему нарушением, а при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявляло о том, что не согласно со вмененным ему объемом и при установлении правильного объема не вывезенной древесины (по мнению заявителя 1,47 куб.м в квартале 104, а не 29,35 куб. м как указано в Акте освидетельствования мест рубок), нарушение можно было признать малозначительным, применив положения статьи 2.9 КоАП РФ. Учитывая, что Актом освидетельствования мест рубок не подтвержден объем не вывезенной древесины, общество возражало в отношении вмененных ему объемов и правильности расчетов как в ходе проверки, так и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, апелляционная коллегия приходит к выводу о недостаточном исследовании и установлении административным органом всех существенных обстоятельств, подтверждающих событие вмененного обществу правонарушения, а также его субъективной стороны.
При этом суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что постановлениями N 283/11л и N 284/11л общество дважды привлечено к административной ответственности за одно нарушение, выразившееся в оставлении не вывезенной в установленный срок древесины. Как подтвердила лесничий Южно-Святозерского участкового лесничества Патракеева М.В., проводившая освидетельствование в квартале 29 выделе 18 Южно-Святозерского участкового лесничества, у общества задекларирована погрузочная площадка, на которой заготовка древесины не производится, а складируется древесина, заготовленная на близлежащей делянке 1 в квартале 28. В момент освидетельствования и на погрузочной площадке и на делянке находилась древесина, заготовленная на одном лесном участке (делянке, лесосеке). Указанное обстоятельство подтверждается Лесной декларацией объема использования лесов (л.д.53), где общество указало, что квартал 29 является погрузочной площадкой, на которой древесина фактически не заготавливается (3 куб. м). При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал, что за выявленные в этих кварталах нарушения обществу должно было быть назначено одно наказание, предусмотренное частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, правовых и фактических оснований для вынесения постановления N 283/11л не имелось.
Согласно пункту 9 указанных Правил при заготовке древесины высота оставляемых пней не должна превышать одной трети диаметра среза, а при рубке деревьев диаметром менее 30 сантиметров - 10 сантиметров. Допускается оставление пней большей высоты при осуществлении заготовки древесины с применением многооперационной техники в соответствии с техническими условиями ее эксплуатации, а также в лесах, произрастающих в поймах рек. Из представленной в материалы дела технологической карты (л.д. 82) усматривается, что при заготовке древесины в квартале 28 Южно-Святозерского лесничества обществом использовалась многооперационная техника (харвестер-форвардер), в связи с чем суд первой инстанции обоснованно указал, что при вынесении Министерством постановления N 284/11л не доказан факт нарушения пункта 9 Правил заготовки древесины.
Кроме того, Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337, такого вида нарушения как оставление завышенных пней не содержат, а следовательно, в силу положений статьи 1.7 КоАП РФ заявитель на сегодняшний день не может нести ответственность за нарушение не действующих на момент рассмотрения дела в суде правил, учитывая, что доказательств исполнения оспариваемых постановлений административным органом не представлено.
Апелляционный суд отклоняет доводы общества об отсутствии надлежащего извещения юридического лица о рассмотрении административного дела, так как определения о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении направлялись Министерством по юридическому адресу общества, указанному также в заявлении при обращении в суд (г. Тольятти, ул. Комсомольская, д. 93, оф. 21А), и были получены представителем общества по доверенности (л.д. 43).
Вместе с тем, учитывая вышеизложенное, оснований для отмены решения суда от 23.11.2011 и удовлетворения апелляционной жалобы Министерства апелляционная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23 ноября 2011 года по делу N А26-7343/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как видно из материалов дела, при составлении Акта освидетельствования мест рубок общество не было согласно с вмененным ему нарушением, а при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявляло о том, что не согласно со вмененным ему объемом и при установлении правильного объема не вывезенной древесины (по мнению заявителя 1,47 куб.м в квартале 104, а не 29,35 куб. м как указано в Акте освидетельствования мест рубок), нарушение можно было признать малозначительным, применив положения статьи 2.9 КоАП РФ. Учитывая, что Актом освидетельствования мест рубок не подтвержден объем не вывезенной древесины, общество возражало в отношении вмененных ему объемов и правильности расчетов как в ходе проверки, так и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, апелляционная коллегия приходит к выводу о недостаточном исследовании и установлении административным органом всех существенных обстоятельств, подтверждающих событие вмененного обществу правонарушения, а также его субъективной стороны.
При этом суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что постановлениями N 283/11л и N 284/11л общество дважды привлечено к административной ответственности за одно нарушение, выразившееся в оставлении не вывезенной в установленный срок древесины. Как подтвердила лесничий Южно-Святозерского участкового лесничества Патракеева М.В., проводившая освидетельствование в квартале 29 выделе 18 Южно-Святозерского участкового лесничества, у общества задекларирована погрузочная площадка, на которой заготовка древесины не производится, а складируется древесина, заготовленная на близлежащей делянке 1 в квартале 28. В момент освидетельствования и на погрузочной площадке и на делянке находилась древесина, заготовленная на одном лесном участке (делянке, лесосеке). Указанное обстоятельство подтверждается Лесной декларацией объема использования лесов (л.д.53), где общество указало, что квартал 29 является погрузочной площадкой, на которой древесина фактически не заготавливается (3 куб. м). При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал, что за выявленные в этих кварталах нарушения обществу должно было быть назначено одно наказание, предусмотренное частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, правовых и фактических оснований для вынесения постановления N 283/11л не имелось.
Согласно пункту 9 указанных Правил при заготовке древесины высота оставляемых пней не должна превышать одной трети диаметра среза, а при рубке деревьев диаметром менее 30 сантиметров - 10 сантиметров. Допускается оставление пней большей высоты при осуществлении заготовки древесины с применением многооперационной техники в соответствии с техническими условиями ее эксплуатации, а также в лесах, произрастающих в поймах рек. Из представленной в материалы дела технологической карты (л.д. 82) усматривается, что при заготовке древесины в квартале 28 Южно-Святозерского лесничества обществом использовалась многооперационная техника (харвестер-форвардер), в связи с чем суд первой инстанции обоснованно указал, что при вынесении Министерством постановления N 284/11л не доказан факт нарушения пункта 9 Правил заготовки древесины.
Кроме того, Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337, такого вида нарушения как оставление завышенных пней не содержат, а следовательно, в силу положений статьи 1.7 КоАП РФ заявитель на сегодняшний день не может нести ответственность за нарушение не действующих на момент рассмотрения дела в суде правил, учитывая, что доказательств исполнения оспариваемых постановлений административным органом не представлено."
Номер дела в первой инстанции: А26-7343/2011
Истец: ООО "Карелфинлес"
Ответчик: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23674/11