город Ростов-на-Дону |
|
07 февраля 2012 г. |
дело N А32-17451/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Л.А.,
судей Смотровой Н.Н., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от Гирейского закрытого акционерного общества "Железобетон" - представители: Зубкова Валентина Николаевна, доверенность от 30.01.2012 г. N 240; Пугачев Андрей Юрьевич, доверенность от 30.01.2012 г. N 239,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания управление уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.11.2011 по делу N А32-17451/2011 принятое в составе судьи Орловой А.В.
по заявлению Гирейского закрытого акционерного общества "Железобетон" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о признании недействительным постановления о наложении штрафа
УСТАНОВИЛ:
Гирейское закрытое акционерное общество "Железобетон" (далее - ЗАО "Железобетон") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - УФАС по Краснодарскому краю) о признании незаконным и отмене постановления N 117А/2011 от 23.06.2011 г. о привлечении общества к административной ответственности по ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.
Решением суда от 10.11.2011 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения. В обжалуемом постановлении о наложении административного штрафа указаны обстоятельства, которые не были установлены при рассмотрении дела.
Не согласившись с данным судебным актом, УФАС по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда от 10.11.2011 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы управление указывает, что не имея непосредственного присоединения к тепловым сетям жилых домов в п. Красносельский по ул. Строителей, общество дважды направило в адрес ООО "ИНТЕКС" предложения об установке коллективного (общедомового) прибора учета расхода тепловой энергии, чем нарушило порядок, предусмотренный ч. 9 ст. 13 Закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 г.
В судебном заседании представители общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражали. Считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в УФАС по Краснодарскому краю из Жилищной инспекции Краснодарского края поступили материалы, свидетельствующие о наличии в действиях ЗАО "Железобетон" признаков нарушения ч. 6 и ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения поступивших материалов, управлением установлено, что ЗАО "Железобетон" 18.03.2010 г. направило предложение об оснащении объектов ООО "ИНТЕКС" приборами учета используемых энергетических ресурсов. После принятия указанным обществом предложения об установке приборов учета ЗАО "Железобетон" уклонялось от заключения соответствующих договоров на установку приборов учета ввиду непредставления обществом "ИНТЕКС" документов, подтверждающих право на обслуживание общего имущества многоквартирных домов по ул. Строителей.
По факту уклонения заявителя от заключения договоров на установку приборов учета в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 117А/2011 от 14.06.2011 г.
Постановлением УФАС по Краснодарскому краю N 117А/2011 от 23.06.2011 г.. ЗАО "Железобетон" привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, ЗАО "Железобетон" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов влечет наложение административного штрафа.
В соответствии с ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 9 указанной статьи с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Таким образом, из системного толкования указанных норм Закона следует, что обязанность по предоставлению собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, приборами учета используемых энергетических ресурсов возложена на организации которые:
1) осуществляют снабжение водой либо осуществляют их передачу,
2) сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно - технического оборудования,
3) осуществляющие деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета.
В соответствии с п. 3 Приказа Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя, в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.
Из материалов дела усматривается, что ЗАО "Железобетон" 18.03.2010 г. направило в адрес управляющей компании ООО "ИНТЕКС" предложение в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 261-ФЗ обеспечить установку и ввод в эксплуатацию в многоквартирных домах по ул. Строителей в п. Красносельский приборов учета используемых энергетических ресурсов в срок до 01 января 2012 г.
Письмом от 18.08.2010 г. общество повторно уведомило ООО "ИНТЕКС" о необходимости установить в срок до 01.01.2012 г. общедомовые и индивидуальные приборы учета.
После того как обществом "ИНТЕКС" сообщено заявителю о намерении заключить договор на установку приборов учета, ЗАО "Железобетон" в письме от 17.09.2010 г. указало на то, что его инженерно-технические сети не имеют непосредственного присоединения к тепловым сетям жилых домов по ул. Строителей в п. Красносельский.
Согласно определению от 27.05.2011 г. о возбуждении в отношении ЗАО "Железобетон" дела об административном правонарушении и протоколу об административном правонарушении от 14.06.2011 г. N 117А/2011 управление вменяет в вину обществу уклонение от заключения договора на установку приборов учета по причине непредставления обществом "ИНТЕКС" документов, подтверждающих право на обслуживание многоквартирных домов по ул. Строителей.
Вместе с тем, в силу п. 3 Приказа Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 в качестве заказчика по договору об установке приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, требование заявителем от ООО "ИНТЕКС" документов, подтверждающих факт нахождения спорных домов по ул. Строителей в управлении общества правомерно.
Из оспариваемого постановления N 117А/2011 от 23.06.2011 г. следует, что в качестве объективной стороны вменяемого обществу административного нарушения управление ссылается на направление предложения об установке приборов учета тепловой энергии при отсутствии непосредственного присоединения инженерно-технических сетей к сетям жилых домов ООО "ИНТЕКС".
Между тем, тот факт, что ЗАО "Железобетон" не имеет соответствующего присоединения стал известен заявителю после направления предложений ООО "ИНТЕКС" об установке приборов учета.
Письмами Красносельского городского поселения Гулькевичского района от 23.03.2010 г. и администрации Гулькевичского района от 24.03.2010 г. подтверждается, что сети расположенные по ул. Строителей в п. Красносельский не имеют собственника.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку инженерно-технические сети ЗАО "Железобетон" не имеют непосредственного присоединения к тепловым сетям жилых домов по ул. Строителей в п. Красносельский, общество не может быть субъектом ответственности за уклонение от заключения договора на установку приборов учета.
Кроме того, в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении N 117А/2011 от 23.06.2011 г. обществу вменяется в вину направление предложения об установке приборов учета тепловой энергии при отсутствии непосредственного присоединения инженерно-технических сетей к сетям жилых домов ООО "ИНТЕКС", а в протоколе об административном правонарушении в качестве субъективной стороны указано на уклонение общества "Железобетон" от заключения договора на установку приборов учета по причине непредставления обществом "ИНТЕКС" документов, подтверждающих право на обслуживание многоквартирных домов по ул. Строителей.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.11.2011 по делу N А32-17451/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Л.А. Захарова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно определению от 27.05.2011 г. о возбуждении в отношении ЗАО "Железобетон" дела об административном правонарушении и протоколу об административном правонарушении от 14.06.2011 г. N 117А/2011 управление вменяет в вину обществу уклонение от заключения договора на установку приборов учета по причине непредставления обществом "ИНТЕКС" документов, подтверждающих право на обслуживание многоквартирных домов по ул. Строителей.
Вместе с тем, в силу п. 3 Приказа Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 в качестве заказчика по договору об установке приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.
...
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку инженерно-технические сети ЗАО "Железобетон" не имеют непосредственного присоединения к тепловым сетям жилых домов по ул. Строителей в п. Красносельский, общество не может быть субъектом ответственности за уклонение от заключения договора на установку приборов учета.
Кроме того, в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении N 117А/2011 от 23.06.2011 г. обществу вменяется в вину направление предложения об установке приборов учета тепловой энергии при отсутствии непосредственного присоединения инженерно-технических сетей к сетям жилых домов ООО "ИНТЕКС", а в протоколе об административном правонарушении в качестве субъективной стороны указано на уклонение общества "Железобетон" от заключения договора на установку приборов учета по причине непредставления обществом "ИНТЕКС" документов, подтверждающих право на обслуживание многоквартирных домов по ул. Строителей."
Номер дела в первой инстанции: А32-17451/2011
Истец: Гирейское Закрытое Акционерное Общество "Железобетон"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: УФАС России по КК
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15007/11