город Тула |
|
08 февраля 2012 г. |
Дело N А68-8219/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дорошковой А.Г.,
судей Еремичевой Н.В. и Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Солдатовой Т.Ю., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-6705/2011) открытого акционерного общества "Управляющая компания г. Тулы"
на решение Арбитражного суда Тульской области от 16.12.2011
по делу N А68-8219/11 (судья Елисеева Л.В.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая компания г. Тулы" (ОГРН 1087154039147, ИНН 7106508118)
к Главному управлению Министерства чрезвычайных ситуаций по Тульской области
о признании незаконным и отмене постановления от 06.09.2011,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: не явились;
от ответчика: Белинский В.Ю., доверенность от 03.02.2012 N 1721-2-1;
установил:
открытое акционерное общество "Управляющая компания г. Тулы" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Пролетарского района г. Тулы ГУ МЧС России по Тульской области от 06.09.2011 N 430 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО "Управляющая компания г. Тулы" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
ОАО "Управляющая компания г. Тулы" в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте судебного разбирательства извещено своевременно.
По факту пожара, произошедшего в жилом многоквартирном доме по адресу: г. Тула, ул. Кирова, д. 8, кв. 59, 20.06.2011, отделом надзорной деятельности Пролетарского района г. Тулы вынесено определение от 27.06.2011 N 430 о возбуждении в отношении ОАО "УК г. Тулы" дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
С целью определения исправности сетей внутреннего противопожарного водопровода и выяснения вопроса обеспечения требуемого по нормам расхода воды на нужды пожаротушения в спорном доме определением административного органа от 04.07.2011 назначена пожарно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта ГУ СЭУ ФПС ИПЛ по Тульской области от 04.07.2011 N 33-11-1 система внутреннего противопожарного водопровода в помещениях жилого многоквартирного дома по адресу: г. Тула, ул. Кирова, д. 8, не исправна, не обеспечивает требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения (л.д.89-90).
Усмотрев в действиях заявителя состав административного правонарушения, инспектор ОНД Пролетарского района г. Тулы 21.07.2011 составил протокол N 430 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 105-106), из которого следует, что ОАО "Управляющая компания г. Тулы" не обеспечило выполнение требований пожарной безопасности, установленных "Правилами пожарной безопасности в РФ" (ППБ 01-03), утв. приказом Министра РФ по делам ГОиСЧ N 313 от 18.06.2003, а именно:
- сети противопожарного водопровода находятся в неисправном состоянии и не обеспечивают требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения (п. 89);
- пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы рукавами и стволами (п. 91).
Определением от 21.07.2011 дело об административном правонарушении N 430 передано для рассмотрения в Пролетарский районный суд.
Постановлением судьи Пролетарского районного суда г. Тулы от 29.07.2011 ОАО "УК г. Тулы" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб. (л.д. 110-112).
Решением Тульского областного суда от 18.08.2011 указанный судебный акт отменен, дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение по подведомственности начальнику Отдела надзорной деятельности Пролетарского района г. Тулы (л.д.114).
Постановлением административного органа от 06.09.2011 N 430 ОАО "Управляющая компания г. Тулы" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 150 000 руб. (л.д.7-8).
Рассмотрев дело по существу и отказав обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Часть 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N69-ФЗ) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности: руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу ст. 39 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01 - 03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Пунктом 86 Правил предусмотрено, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
Согласно п. 91 Правил пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.
Судом установлены, материалами дела подтверждаются и обществом не оспариваются факты нарушения требований, установленных Правилами пожарной безопасности.
В ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что юридическое лицо признаются виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в частности, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
При этом содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (п. 11 Правил).
В соответствии с п. 2 Правил в состав общего имущества включаются
внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе (п.5 Правил).
В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г.. N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Тула, ул. Кирова, д. 8, передано собственниками помещений на основании договора от 05.12.2007 N 453-Прол. обществу "Управляющая Компания г. Тулы" (л.д.94-97).
В соответствии с пп. "г" п. 2.5 приложения N 1 к договору проведение текущего ремонта систем дымоудаления и пожаротушения, систем диспетчеризации, контроля автоматизированного управления инженерным оборудованием домов повышенной этажности является обязанностью ОАО "УК г. Тулы" (л.д.98-101). Работы по содержанию и ремонту общего имущества осуществляются "Управляющей организацией" своими силами или силами специализированных организаций на основании заключенных с ними договоров (п.3 договора).
С учетом изложенного общество, осуществляя управление указанным многоквартирным домом на возмездной основе, отвечает за его безопасную эксплуатацию и обязано обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в доме.
В этих целях управляющая компания вправе привлечь специализированные организации. При этом заключение договора подряда на обслуживание жилого фонда со специализированной организацией не может служит основанием для освобождения управляющей организации от обязанностей по контролю за выполнением требований пожарной безопасности.
ОАО "УК г. Тулы" заключило договор подряда 20.01.2009 N 121 на обслуживание жилищного фонда с ОАО "Жилхоз" Зареченского района (л.д. 13-20).
В соответствии с п. 2.1 договора подряда он был заключен для организации управления жилищным фондом в интересах и за счет потребителя.
ОАО "Жилхоз" Зареченского района взяло на себя обязательство обеспечивать противопожарную безопасность жилищного фонда, находящегося на обслуживании согласно действующим правилам пожарной безопасности ППБ 01-03, и комплектовать противопожарным оборудованием жилые дома повышенной этажности; проводить обучение лиц, ответственных за противопожарную безопасность (п. 2.1.25 договора подряда).
Согласно данному договору ОАО "Жилхоз" Зареченского района является подрядчиком и несет ответственность по гражданско-правовым обязательствам в рамках договора (гл. 6).
Передача функций по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах ОАО "Жилхоз" Зареченского района не освобождает ОАО "УК г. Тулы" от ответственности за ненадлежащую организацию управлением общим имуществом в многоквартирных домах, в том числе и в части обеспечения соблюдения требований противопожарной безопасности.
Исходя из изложенного, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что ОАО "УК г. Тулы" является лицом, ответственным за соблюдение требований Правил пожарной безопасности в многоквартирном доме по адресу: г. Тула, ул. Кирова, д. 8.
Постановление о привлечении ОАО "УК г. Тулы" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесено Отделом надзорной деятельности Пролетарского района г. Тулы ГУ МЧС России по Тульской области в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса (в редакции Федерального закона N 120-ФЗ от 03.06.2011) для данной категории дел.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь п.1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 16.12.2011 по делу N А68-8219/11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Г. Дорошкова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что юридическое лицо признаются виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в частности, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
...
В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г.. N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
...
Постановление о привлечении ОАО "УК г. Тулы" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесено Отделом надзорной деятельности Пролетарского района г. Тулы ГУ МЧС России по Тульской области в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса (в редакции Федерального закона N 120-ФЗ от 03.06.2011) для данной категории дел."
Номер дела в первой инстанции: А68-8219/2011
Истец: ОАО "Управляющая компания г. Тулы"
Ответчик: ГУ МЧС Росси по Тульской области
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6705/11