г. Ессентуки |
|
30 января 2012 г. |
Дело N А25-1486/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Афанасьевой Л.В.,
судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17 октября 2011 г. по делу N А25-1486/2011.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Карачаево-Черкесской Республике
о признании незаконным и нарушающим права и законные интересы Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" в сфере предпринимательской деятельности бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Карачаево-Черкесской Республике, выразившегося в невнесении в ЕГРЮЛ записи, касающейся статуса Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" (отказе в исключении записи из ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" в форме выделения и невключении записи в ЕГРЮЛ о том, что Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" является действующим юридическим лицом) и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Карачаево-Черкесской Республике исключить запись из ЕГРЮЛ о том, что Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" находится в процессе реорганизации в форме выделения и включить запись в ЕГРЮЛ о том, что Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" является действующим юридическим лицом,
третьи лица без самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация Зеленчукского муниципального района, администрация Зеленчукского сельского поселения Карачаево-Черкесской Республики (судья Дышекова А. С.),
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Карачаево-Черкесской Республике: Чотчаев Р.И. по доверенности N 03-14/0009 от 11.01.12.;
от Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района", администрации Зеленчукского муниципального района и администрации Зеленчукского сельского поселения Карачаево-Черкесской Республики: не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - заинтересованное лицо, налоговая инспекция) о признании незаконным и нарушающим права и законные интересы Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" в сфере предпринимательской деятельности бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Карачаево-Черкесской Республике, выразившееся в невнесении в ЕГРЮЛ записи, касающейся статуса Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" (отказе в исключении записи из ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" в форме выделения и невключении записи в ЕГРЮЛ о том, что Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" является действующим юридическим лицом) и обязании Межрайонной инспекции Федератьной налоговой службы N 2 по Карачаево-Черкесской Республике исключить запись из ЕГРЮЛ о том, что Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" находится в процессе реорганизации в форме выделения и включить запись в ЕГРЮЛ о том, что Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" является действующим юридическим лицом.
Решением суда от 17 октября 2011 года бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Карачаево-Черкесской Республике, выразившееся в невнесении в ЕГРЮЛ записи, касающейся статуса Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" (отказе в исключении записи из ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" в форме выделения и невключении записи в ЕГРЮЛ о том, что Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" является действующим юридическим лицом) признано незаконным.
Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Карачаево-Черкесской Республике осуществить на основании ранее поданного заявления государственную регистрацию изменений в сведениях о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а именно: включить в раздел "Сведения о состоянии юридического лица" данные о том, что Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" является "действующим юридическим лицом" вместо записи о нахождении Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" в процессе реорганизации в форме выделения.
Решение мотивировано тем, что у общества отсутствует иной способ восстановить в ЕГРЮЛ соответствующую действительности информацию о своем фактическом состоянии.
Не согласившись с принятым решением, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Карачаево-Черкесской Республике обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части признания незаконным бездействия налоговой инспекции. Считает, решение суда в этой части незаконным и необоснованным, так как отсутствуют нормативно-правовые акты, возлагающие на налоговый орган обязанность об исключении из ЕГРЮЛ записи о нахождении юридического лица в стадии реорганизации; кроме того, организация не представила в инспекцию заявление по установленной форме.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Карачаево-Черкесской Республике Чотчаев Р.И. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя стороны, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17 октября 2011 г.. по делу N А25-1486/2011 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается.
Советом Зеленчукского сельского поселения от 09.11.2010 N 12 принято решение о реорганизации Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" путем выделения из его состава Муниципального унитарного предприятия "Зеленчукский водоканал", на основании чего регистрирующим органом была внесена запись в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме выделения.
Предприятие уведомило регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации в форме выделения, что подтверждается распиской от 12.11.2010 N 223, после чего уведомило всех известных кредиторов, поместив сведения о предстоящей реорганизации в журнале "Вестник государственной регистрации".
На основании указанных документов 17.11.2010 регистрирующим органом была внесена запись за номером 2100912009306 том, что предприятие находится в процессе реорганизации в форме выделения.
В связи с тем, что предприятие не представило в налоговую инспекцию передаточный акт и разделительный баланс, мероприятия, связанные с реорганизацией предприятия не были завершены. На предприятии сложилось крайне тяжелое финансовое положение, расчетные счета арестованы, часть имущества, необходимого для выполнения хотя бы аварийно-восстановительных работ по утечкам водопроводных сетей и канализационных систем арестованы судебными приставами-исполнителями и реализованы на торгах. Передаточный акт или разделительный баланс, предусмотренные подпунктом "д" пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 129-ФЗ составлены не были, и в дальнейшем их составление не представляется возможным.
Советом Зеленчукского сельского поселения от 11.07.2011 N 20 принято решение о признании решения от 09.11.2010 N 12 о реорганизации МУП "УКЖХ Зеленчукского района" путем выделения из его состава МУП "Зеленчукский водоканал" утратившим силу.
Генеральный директор предприятия обратился в налоговую инспекцию с заявлением от 04.08.2011 N 272 об исключении из ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в стадии реорганизации в форме выделения и о внесении записи о том, что предприятие является действующим юридическим лицом.
К данному заявлению было приложено Решение единственного учредителя Предприятия от 11.07.2011 N 20 о прекращении процесса реорганизации Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" путем выделения Муниципального унитарного предприятия "Зеленчукский водоканал".
Письмом от 17.08.2011 N 04-17/3848 налоговая инспекция сообщила о том, что запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации в форме преобразования может быть исключена из реестра при предоставлении решения арбитражного суда о признании данной записи недействительной, поскольку Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предусмотрена регистрация отмены процедуры реорганизации (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Посчитав отказ налоговой инспекции незаконным, предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из содержания Федерального закона N 129-ФЗ усматривается, что процедура аннулирования (исключения) записи из ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, в нем не предусмотрена.
Вместе с тем, указанный закон не содержит положений, запрещающих внесение соответствующего изменения в сведения о юридическом липе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в случае прекращения процесса реорганизации по волеизъявлению общего собрания участников или единственного участника реорганизуемого общества.
Как установлено судом первой инстанции на основании имеющихся материалов, реорганизация общества прекращена, процедур не ведется, учредитель признал свое решение о реорганизации недействующим, предприятие продолжает свою деятельность.
Эти обстоятельства налоговой инспекцией не оспариваются.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами, а абзац 2 того же пункта указывает, что первым принципом ведения реестров является единство и сопоставимость сведений о юридических лицах, содержащихся в реестрах, то есть реестры не должны содержать противоречивых сведений.
При этом отсутствие в Федеральном законе N 129-ФЗ специальной правовой нормы, регламентирующий порядок аннулирования (исключения) записи из ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, не препятствует государственной регистрации на основании обращения предприятия в общем порядке, установленном статьей 9 Федерального закона N 129-ФЗ.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ситуация, когда в ЕГРЮЛ содержатся сведения о нахождении в процессе реорганизации, при фактическом прекращении процесса реорганизации по волеизъявлению компетентных органов предприятия, свидетельствует о фактической недостоверности сведений в ЕГРЮЛ и необходимости внесения в них соответствующих изменений на основании заявления общества.
При таких обстоятельствах наличие в реестре записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации противоречит принципам ведения государственного реестра.
Невнесение регистрирующим органом в ЕГРЮЛ соответствующей записи, несмотря на наличие волеизъявления предприятия, выраженного в заявлении, отвечающем требованиям статьи 9 Закона N 129-ФЗ, приводит к недостоверности сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе, по вине регистрирующего органа, поскольку предприятие свою обязанность по внесению в них соответствующих изменений выполнило.
Наличие записи в ЕГРЮЛ о нахождении предприятия в процессе реорганизации в форме выделения нарушает права общества, в том числе препятствует возможности предприятия принять участие в реорганизации в иной форме. Кроме того, указание в ЕГРЮЛ о нахождении в стадии реорганизации предоставляет кредиторам право требовать досрочного исполнения предприятием своих обязательств, а при невозможности их исполнения прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, а также невозможность участия предприятия в конкурсах на выполнение работ, что нарушает права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской деятельности, препятствует извлечению прибыли.
Оспариваемое бездействие регистрирующего органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что является основанием для признания бездействия незаконным.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для признания бездействия незаконным не подтвердился.
Довод апелляционной жалобы о том, что налогоплательщиком не были представлены в инспекцию заявления установленной формы - отклоняется, так как закон прямо не регулирует данные правоотношения, следовательно, не предусматривает требовании к форме обращения с данного рода заявлением, в связи с чем несоответствие формы заявления требованиям налогового органа не является причиной отказа. Необходимые сведения и документы были представлены предприятием вместе с заявлением.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17 октября 2011 г.. по делу N А25-1486/2011.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17 октября 2011 г. по делу N А25-1486/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
Из содержания Федерального закона N 129-ФЗ усматривается, что процедура аннулирования (исключения) записи из ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, в нем не предусмотрена.
...
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами, а абзац 2 того же пункта указывает, что первым принципом ведения реестров является единство и сопоставимость сведений о юридических лицах, содержащихся в реестрах, то есть реестры не должны содержать противоречивых сведений.
При этом отсутствие в Федеральном законе N 129-ФЗ специальной правовой нормы, регламентирующий порядок аннулирования (исключения) записи из ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, не препятствует государственной регистрации на основании обращения предприятия в общем порядке, установленном статьей 9 Федерального закона N 129-ФЗ.
...
Невнесение регистрирующим органом в ЕГРЮЛ соответствующей записи, несмотря на наличие волеизъявления предприятия, выраженного в заявлении, отвечающем требованиям статьи 9 Закона N 129-ФЗ, приводит к недостоверности сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе, по вине регистрирующего органа, поскольку предприятие свою обязанность по внесению в них соответствующих изменений выполнило."
Номер дела в первой инстанции: А25-1486/2011
Истец: МУП "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по КЧР
Третье лицо: Администрация Зеленчукского муниципального района, Администрация Зеленчукского сельского поселения Карачаево-Черкесской Республики, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Карачаево-Черкесской Республике