г. Пермь |
|
10 февраля 2012 г. |
Дело N А60-45566/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О.Г.,
судей Варакса Н.В., Риб Л. Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю. С.,
при участии:
от заявителя Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1027201299124, ИНН 7223007316): Горюнова О. А., паспорт, доверенность от 09.08.2011; Комольцев А. А., паспорт, доверенность от 09.08.2011;
от заинтересованного лица Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по Свердловской области (ОГРН 1036603992193, ИНН 6608005765): не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 декабря 2011 года по делу N А60-45566/2011,
принятое судьей Хомяковой С. А.
по заявлению Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства"
к Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по Свердловской области
об оспаривании постановления об административном правонарушении
установил:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" (далее - заявитель, учреждение, ФКУ "Уралуправтодор") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, Управление ГИБДД ГУВД по Свердловской области) о признании незаконным и отмене постановления от 31.10.2011 года 66 ЮЛ N 028222 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), согласно которому заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16 декабря 2011 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным постановление инспекции от 31.10.2011 66 ЮЛ N 028222 об административном правонарушении в части наложения административного штрафа в размере 10 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела доказательств.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что ФКУ "Уралуправтодор" в соответствии с Уставом выполняет функции государственного заказчика, работ по содержанию дорог не выполняет, соответственно, не является субъектом ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ. Работы по содержанию дорог осуществляются подрядной организацией ОАО "Свердловскавтодор". Отмечает, что в обжалуемом постановлении дана лишь общая оценка деяния. Кроме того полагает, что выводы о наличии вины ошибочны. Отмечает также, что подрядной организацией на момент вынесения оспариваемого постановления в связи с направленными заявителем уведомлениями частично были устранены выявленные нарушения.
В судебном заседании представители учреждения доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Управление ГИБДД ГУВД по Свердловской области против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В обоснование доводов письменного отзыва отмечает, что заявитель является субъектом, отвечающим за организацию по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования федерального значения, о наличии вины которого свидетельствует необеспечение надлежащей организации выполнения работ по ремонту и содержанию, неосуществление должного контроля за надлежащим исполнением подрядными организациями своих обязательств по заключенным государственным контрактам. Отмечает также, что вопрос о том, является ли ФКУ "Уралуправтодор" надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственным за реализацию вопросов организации дорожного движения, организацию надлежащего выполнения работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог федерального значения в безопасном для движения состоянии был предметом рассмотрения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-18072/2010, решением которого заявленные требования учреждения были оставлены без удовлетворения, а последующими судебными инстанциями решение суда оставлено без изменения.
Заинтересованное лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 12.10.2011 инспекцией проведена контрольная комиссионная проверка по содержанию и эксплуатационному состоянию дороги "Екатеринбург - Тюмень", в ходе которой установлены нарушения требований п. 4.16 СНиП 2.05.-85* "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и п. 6.2.17, п. 8.1.21, п. 8.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
Результаты проверки зафиксированы в акте от 12.10.2011 (л.д. 90), кроме того, произведена их фотофиксация.
По результатам проверки выписано предписание, вынесено определение о возбуждении административного производства от 12.10.2011.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении заявителя протокола об административном правонарушении от 27.10.2011 66 ЮЛ N 028222 (л.д. 79-85), на основании которого инспекцией вынесено постановление от 31.10.2011 66 ЮЛ N 028222 об административном правонарушении (л.д. 9-11), предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, согласно которому заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с названым постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Признавая незаконным оспариваемое постановление в части наложения административного штрафа в размере 10 000 руб., суд первой инстанции исходил из принципа соразмерности наказания характеру совершенного правонарушения, частичного устранения выявленных недостатков, отсутствия тяжких последствий. Отказывая в удовлетворении остальной части требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях учреждения состава административного правонарушения, а также отсутствия процессуальных нарушений.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения и соблюдения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения является безопасность дорожного движения, правила дорожного движения, правила по охране дорог и дорожных сооружений.
Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов либо в непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог, если пользование данными участками угрожает безопасности дорожного движения.
Субъектами правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются хозяйствующие субъекты, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 12 настоящего Закона установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с п. 1.2 Устава учреждение является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам общего пользования.
Предметом деятельности учреждения является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления (п. 3.2 Устава).
Таким образом, ФКУ "Уралуправтодор" является уполномоченным юридическим лицом по организации дорожной деятельности, осуществлению функций оперативного управления автодорогами общего пользования федерального значения, обеспечению безопасного движения транспортных средств; относится к субъектам, отвечающим за содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения, в частности, за содержание дороги "Екатеринбург - Тюмень", и обязано соблюдать правила проведения ремонта и содержания указанных дорог.
При этом заключение государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения не освобождает учреждение от ответственности за нарушение правил их содержания, поскольку невыполнение или ненадлежащее выполнение подрядчиками своих договорных обязательств влечет гражданско-правовую ответственность и не освобождает учреждение от административной ответственности.
Следовательно, именно учреждение является лицом, ответственным за соблюдение правил содержания указанных дорог, субъектом вменяемого административного правонарушения.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы, с учетом изложенного, подлежат отклонению.
Факт нарушения учреждением требований п. 4.16 СНиП 2.05.-85* "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и п. 6.2.17, п. 8.1.21, п. 8.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" подтверждается материалами дела: актом от 12.10.2011 (л.д. 90), фототаблицами (л.д. 133-150), протоколом от 27.10.2011 66 ЮЛ N 028222 (л.д. 79-85), постановлением от 31.10.2011 66 ЮЛ N 028222 об административном правонарушении (л.д. 9-11).
Доказательств, свидетельствующих об обратном, заявителем не представлено.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 1, 2 ст. 26.3 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, прежде всего, протоколом об административном правонарушении.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности в действиях общества события вменяемого административного правонарушения.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех необходимых мер для обеспечения надлежащей организации выполнения работ по ремонту и содержанию спорного участка автодороги, надлежащего контроля за выполнением подрядной организацией работ по содержанию автодороги, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, является правильным.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
С учетом того, что часть выявленных нарушений устранена, принимая во внимание характер деятельности заявителя, а также отсутствие тяжких последствий, суд первой инстанции обосновано признал постановление от 31.10.2011 66 ЮЛ N 028222 в части наложения административного штрафа в размере 10 000 руб., незаконным.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя, изложенные суду первой инстанции. Данные доводы получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Иных влекущих отмену судебного акта суда первой инстанции доводов апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права влекущих в соответствии с положениями ст. 270 АПК РФ отмену или изменение решения суда первой инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 декабря 2011 года по делу N А60-45566/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 1, 2 ст. 26.3 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, прежде всего, протоколом об административном правонарушении.
...
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
...
Материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех необходимых мер для обеспечения надлежащей организации выполнения работ по ремонту и содержанию спорного участка автодороги, надлежащего контроля за выполнением подрядной организацией работ по содержанию автодороги, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, является правильным.
...
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А60-45566/2011
Истец: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства"
Ответчик: Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД по Свердловской области