г. Пермь |
|
09 февраля 2012 г. |
Дело N А50-21397/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Варакса Н. В., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой Е. О.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Сарко" (ОГРН 1025902546812, ИНН 5953002074): Вяткина К. А., паспорт, доверенность от 15.03.2011,
от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360): Корнилова К. Ю., удостоверение, доверенность N 20 от 12.01.2012,
от третьих лиц
1. Муниципального учреждения "Управление капитального строительства администрации Октябрьского муниципального района Пермского края": не явились,
2. Сектора муниципального заказа администрации Октябрьского муниципального района Пермского края: не явились,
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ": не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 14 декабря 2011 года по делу N А50-21397/2011,
принятое судьей Якимовой Н. В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сарко"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
третьи лица: 1. Муниципальное учреждение "Управление капитального строительства администрации Октябрьского муниципального района Пермского края", 2. Сектор муниципального заказа администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, 3. ЗАО "Сбербанк-АСТ",
о признании недействительным ненормативного акта,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сарко" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление, антимонопольный орган) от 05.10.2011 (исх. N 10069-11) о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14 декабря 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы управление ссылается на то, что нормативные правовые акты не предусматривают обязанность антимонопольного органа по установлению умысла, с которым действовало юридическое лицо, уклоняющееся от заключения контракта. Кроме того, возможность установления умысла у юридического лица отсутствует
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме. Считает необходимым учесть тот факт, что заказчиком на заседании комиссии антимонопольного органа было озвучено нежелание заключать контракт с заявителем.
Общество против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по мотивам, изложенным в письменном отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает.
В обоснование доводов письменного отзыва отмечает, что в связи с установленным оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" ограничением на объем прикрепляемых документов в 16 МБ, технически было невозможно прикрепить все необходимые документы, о чем заказчик был письменно проинформирован, а необходимые документы направлены в адрес заказчика электронной почтой и посредством факсимильной связи. В связи с этим, считает вывод комиссии управления об уклонении заявителя от заключения контракта необоснованным.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы отзыва, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционные жалобы не представили, кроме того, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу ч. 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в адрес антимонопольного органа поступило заявление Муниципального учреждения "Управление капитального строительства администрации Октябрьского муниципального района Пермского края" (далее - учреждение) о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков ввиду незаключения контракта по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме по выполнению работ по завершению строительства объекта "Уличные водопроводные сети в пос. Октябрьский Пермского края".
В ходе рассмотрения обращения управлением установлено, что на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0156300036011000150 о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по завершению строительства объекта "Уличные водопроводные сети в пос. Октябрьский Пермского края". Учреждение выступало заказчиком.
По итогам аукциона, согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 0156300036011000150-3 от 18.08.2011, победителем признано общество (т. 1 л.д. 20).
24.08.2011 заказчиком через оператора электронной площадки был направлен проект договора, исполнение которого общество намеревалось обеспечить в форме поручительства.
29.08.2011 обществом через оператора электронной площадки в адрес заказчика направлен подписанный проект контракта и договор поручительства ООО "Агороснабсервис" с приложением копий бухгалтерских документов (т. 1 л.д. 30).
Поскольку представленные бухгалтерские документы поручителя не соответствовали требованиям законодательства, в частности не представлены копии приложений к бухгалтерским балансам за 2010 и за 2009 годы с отметкой налогового органа, учредительный документ поручителя (устав), учреждением 30.08.2011 было принято решение об отказе от заключения договора.
С заявлением о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков учреждение обратилось в антимонопольный орган.
По результатам рассмотрения заявления учреждения управлением вынесено решение от 05.10.2011 (исх.N 10069-11 от 12.10.2011 г..) о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков (т. 1 л.д. 12).
Полагая, что указанное решение является недействительным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии бесспорных доказательств уклонения общества от заключения государственного контракта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения и соблюдения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений названного Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
В соответствии с положениями ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ по результатам открытого аукциона в электронной форме контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме, а в случаях, предусмотренных данной статьей, с иным участником открытого аукциона в электронной форме, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого в соответствии со ст. 41.11 Закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В течение шести дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ).
В соответствии с ч. 19 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ, если обеспечением исполнения государственного или муниципального контракта является договор поручительства, государственный или муниципальный контракт может быть заключен только после предоставления победителем открытого аукциона в электронной форме или участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя открытого аукциона в электронной форме от заключения контракта, вместе с договором поручительства соответствующей копии бухгалтерского баланса поручителя, сданного в налоговый орган в установленном порядке, а также документов в отношении поручителя, указанных в п. 3 и 5 ч. 2 ст. 41.3 названного Закона и подтверждающих его полномочия.
Участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный ч. 4 статьи, не направил оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта (ч. 11 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ).
Статьей 19 Федерального закона N 94-ФЗ предусмотрено, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, в том числе уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта.
Судом первой инстанции установлено и заявителем не оспаривается, что копии бухгалтерских документов были направлены не в полном объеме, не представлен устав ООО "Агроснабсервис".
Готовность заключить контракт подтверждается направлением заявителем 29.08.2011 в установленный действующим законодательством срок через оператора электронной площадки подписанного проекта контракта и договора поручительства со всеми необходимыми документами.
Из пояснений заявителя следует, что в связи с установленным оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" ограничением на объем прикрепляемых документов в 16 МБ (т.1 л.д. 19), у общества отсутствовала техническая возможность прикрепить к договору поручительства все необходимые документы, о чем заказчик был письменно проинформирован (т. 1 л.д. 17), а необходимые документы направлены в адрес заказчика электронной почтой и посредством факсимильной связи 30.08.2011.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу о том, что заявителем формально не исполнены положения Федерального закона N 94-ФЗ в части соблюдения порядка подписания контракта по итогам проведения открытого аукциона в электронной форме, при этом сам факт уклонения общества от заключения контракта, а также его недобросовестности не находит подтверждение в материалах дела. Иного ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказано.
Кроме того, обществом совершены активные действия, направленные на заключение муниципального контракта.
Судом первой инстанции, с учетом обстоятельств данного дела, также обоснованно отмечено, что воля законодателя при изложении норм Федерального закона N 94-ФЗ не была направлена на внесение в реестр недобросовестных поставщиков тех поставщиков, которые, по сути, являются добросовестными участниками гражданского оборота, зарекомендовавшими себя в качестве таковых на протяжении длительного времени, но в связи с объективными обстоятельствами (технической невозможностью) представившими документы не в полном объеме и лишенными, при этом, возможности исправить недостатки путем представления необходимых документов иными способами.
Таким образом, включение заявителя в реестр недобросовестных поставщиков на срок в два года без достаточных к тому оснований является существенным нарушением прав и законных интересов заявителя, и в данных рассмотренных обстоятельствах не направлено на защиту государства и муниципалитета ввиду отсутствия необходимости в такой защите от действий общества.
Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица подлежат отклонению, поскольку не имеют правового значения для дела, не влекут отмену обжалуемого судебного акта и сводятся по существу к переоценке установленных судом фактических обстоятельств дела, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 декабря 2011 года по делу N А50-21397/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный ч. 4 статьи, не направил оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта (ч. 11 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ).
Статьей 19 Федерального закона N 94-ФЗ предусмотрено, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, в том числе уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта.
...
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу о том, что заявителем формально не исполнены положения Федерального закона N 94-ФЗ в части соблюдения порядка подписания контракта по итогам проведения открытого аукциона в электронной форме, при этом сам факт уклонения общества от заключения контракта, а также его недобросовестности не находит подтверждение в материалах дела. Иного ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказано.
...
Судом первой инстанции, с учетом обстоятельств данного дела, также обоснованно отмечено, что воля законодателя при изложении норм Федерального закона N 94-ФЗ не была направлена на внесение в реестр недобросовестных поставщиков тех поставщиков, которые, по сути, являются добросовестными участниками гражданского оборота, зарекомендовавшими себя в качестве таковых на протяжении длительного времени, но в связи с объективными обстоятельствами (технической невозможностью) представившими документы не в полном объеме и лишенными, при этом, возможности исправить недостатки путем представления необходимых документов иными способами."
Номер дела в первой инстанции: А50-21397/2011
Истец: ООО "Сарко"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, УФАС по ПК
Третье лицо: ЗАО "Сбербанк-АСТ", МУ "Управление капитального строительства Администрации Октябрьского муниципального района Пермского края", Муниципальное учреждение "Управление капитального строительства администрации Октябрьского муниципального района Пермского края", Сектор муниципального заказа администрации Октябрьского муниципального района Пермского края
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3803/12
28.05.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-21397/11
09.02.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-221/12
09.02.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-21397/11