г. Санкт-Петербург |
|
08 февраля 2012 г. |
Дело N А42-2736/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лариной Т.С.
судей Герасимовой М.М., Масенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Кобылиной А.П.
при участии:
до перерыва: от конкурсного управляющего: Иванова М.А. представитель по доверенности от 15.12.2011, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18602/2011) МУП г. Апатиты "УЖКХ" на определение Арбитражного суда Мурманской области от 12.09.2011 по делу N А42-2736/2008 (судья Севостьянова Н.В.), принятое
по заявлению ФНС России в лице ИФНС по г. Апатиты Мурманской области о признании кредитором МУП города Апатиты "Управление жилищно-коммунального хозяйства" и признании требования в размере 7 756 434 руб. 60 коп., подлежащим удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов МУП г. Апатиты "УЖКХ", имущества должника
установил:
Решением от 13.11.2008 арбитражный суд признал муниципальное унитарное предприятие города Апатиты "Управление жилищно-коммунального хозяйства несостоятельным (банкротом), открыл в отношении должника конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвердил Ковылева А.Л., члена Некоммерческого партнерства "Межрегиональный центр экспертов и профессиональных арбитражных управляющих".
Соответствующие сведения опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 06.12.2008 N 223 (номер публикации - 06845).
23.06.2011 ФНС России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Апатиты Мурманской области обратилась в арбитражный суд с заявлением признании требования на сумму 7 756 434, 60 руб., в том числе: 7 652 925,00 руб. - недоимка по обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды (из которых - 82 281,00 руб. - недоимка по уплате страховых взносов на медицинское страхование), 103 309,60 руб. - пени, начисленные на указанную недоимку (из которых 2 328,64 руб. - пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование), 200,00 руб. - штрафные санкции, подлежащим удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов МУП г. Апатиты "УЖКХ", имущества должника.
Определением от 12.09.2011 суд первой инстанции выделил требование Инспекции ФНС России по г. Апатиты Мурманской области к должнику в части задолженности по уплате НДС на товары, производимые на территории РФ, в сумме 6 813 387,00 руб., а также пеней, начисленных за несвоевременную уплату НДС, в сумме 78 645,96 руб. в отдельное производство, с присвоением требованию самостоятельного номера А42-2736/2008 (16т), отложив его рассмотрение;
отказал заявителю в удовлетворении требования, предъявленного к должнику, в части задолженности по уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 82 281 руб., в части задолженности по уплате пеней, начисленных на сумму недоимки по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование, в размере 2 328,64 руб., за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов МУП г. Апатиты "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (текущие платежи).
признал требование заявителя к должнику в части задолженности по уплате налогов в бюджет в сумме 757 257 руб., пеней, начисленных на недоимку по налогам в бюджет, в сумме 22 335 руб. установленным и подлежащим удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов МУП г. Апатиты "Управление жилищно-коммунального хозяйства".
требование в части задолженности по уплате налоговых санкций в размере 200 руб. признал установленным, подлежащим отдельному учету в реестре требований кредиторов должника в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворению в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В апелляционной жалобе, поддержанной в судебном заседании, конкурсный управляющий, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит определение изменить в части: признать требование в части задолженности по уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 82 281 руб., в части задолженности по уплате пеней, начисленных на сумму недоимки по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование, в размере 2 328,64 руб., за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов МУП г. Апатиты "Управление жилищно-коммунального хозяйства", в удовлетворении требования заявителя в части задолженности по уплате налоговых санкций в размере 200 руб. отказать.
По мнению подателя жалобы, судом сделан неправомерный вывод о том, что к отношениям по взысканию страховых взносов на обязательное медицинское страхование в силу пункта 5 статьи 134 Закона о банкротстве положения пункта 4 статьи 142 этого же Закона не подлежат применению.
Кроме того, в обоснование заявленной позиции податель жалобы ссылается на то, что требование об уплате налоговых санкций вынесено на основании решения от 03.06.2011, не вступившего в законную силу, и исполненного 20.09.2011.
В судебное заседание представитель Инспекции, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не явился.
24.01.2012 в порядке 163 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом был объявлен перерыв до 31.01.2012 до 17 час. 10 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, лица, участвующие в деле, не явились.
31.01.2012 в суд поступило ходатайство Инспекции, в котором она просила произвести замену ИФНС России по г.Апатиты Мурманской области на Межрайонную ИФНС России N 8 по Мурманской области в связи с реорганизацией путем слияния ИФНС России по г.Апатиты Мурманской области и Межрайонной ИФНС России N 6 по Мурманской области.
Ходатайство удовлетворено судом апелляционной инстанции, о чем вынесено соответствующее определение.
Кроме того, Инспекция просила отложить судебное заседание в части задолженности по уплате налоговых санкций в размере 200 руб. до рассмотрения заявления конкурсного управляющего о признании недействительным решения ИФНС России по г.Апатиты N 861 от 03.06.2011.
В остальной части определение заявитель просил оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; провести судебное разбирательство без участия представителя.
Ходатайство об отложении судебного разбирательства отклонено судом, как необоснованное.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность определения в обжалуемой части в апелляционном порядке на основании пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта в связи со следующим.
Согласно статьям 100, 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" кредиторам предоставлено право предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе конкурсного производства.
Реестр требований кредиторов должника в соответствии с пунктом 1 статьи 142 указанного выше Закона подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.
Пунктом 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 установлено, что в силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
При применении данной нормы судам необходимо исходить из того, что Закон о банкротстве не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Соответственно, такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 Закона.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеизложенными нормами права, исследовав материалы дела, представленные в обоснование требования, пришел к мотивированному выводу о том, что требование ФНС России в лице Инспекции ФНС России по г. Апатиты Мурманской области к МУП г. Апатиты "Управление жилищно-коммунального хозяйства" в части задолженности по уплате налоговых санкций в размере 200 руб. следует признать установленным, подлежащим отдельному учету в реестре требований кредиторов должника в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворению в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
Ссылка в апелляционной жалобе о том, что данное требование не подлежит удовлетворению, поскольку решение, на котором оно основано на момент подачи заявления не вступило в силу, несостоятельна. Кроме того, то обстоятельство, что задолженность погашена после вынесения оспариваемого определения, не может являться основанием для его изменения в обжалуемой части, поскольку на момент его вынесения такая задолженность, подтвержденная документально, имелась.
Выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителя в части задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 84 609,84 руб., в том числе, недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 82 281,00 руб., пени, начисленные на указанную недоимку, - 2 328,84 руб., также являются правомерными в силу следующего.
В качестве подтверждения природы возникновения, состава и размера указанной выше задолженности заявителем в материалы дела представлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 01.03.2011 N 06100640007765, от 06.05.2011 N 06100640025732, расчет пени за период с 01.10.2010 по 31.12.2010, с 01.01.2011 по 31.03.2011, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за 1 квартал 2010, за 2010.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 47 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в силу специального указания пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди (пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25).
Вместе с тем, пунктом 5 статьи 134 Закона о банкротстве предусмотрено, что при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, при применении пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 Закона).
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования.
В период до 01.01.2010 пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" определялось, что объектом обложения страховых взносов и базой для исчисления страховых взносов являются объекты налогообложения и налоговой базы по единому социальному налогу (ЕСН), установленные главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, правовая природа страховых взносов на обязательное медицинское страхование и пенсионное страхование является одинаковой, учитывая, что при сравнении пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и ранее действовавших статей 236 и 237 Налогового Кодекса Российской Федерации судом установлено, что объекты обложения и база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование не изменились.
Суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные нормы права, пришел к мотивированному выводу о том, что требование по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование имеет одинаковую правовую природу с требованием по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем правомерно признал, что платежи по страховым взносам на обязательное медицинское страхование относятся к текущим обязательствам должника, погашаемым вне очереди в соответствии с порядком, предусмотренным пунктами 1,3 статьи 134 Закона о банкротстве, поскольку правовой режим этих платежей является исключением из общего правила, предусмотренного пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве.
Доводы апелляционной жалобы с учетом изложенного, отклонены в силу их противоречия нормам действующего законодательства.
Определение суда первой инстанции при указанных обстоятельствах принято при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для его отмены, изменения, а также для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-2736/2008 от 12.09.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Ларина |
Судьи |
М.М. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В период до 01.01.2010 пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" определялось, что объектом обложения страховых взносов и базой для исчисления страховых взносов являются объекты налогообложения и налоговой базы по единому социальному налогу (ЕСН), установленные главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, правовая природа страховых взносов на обязательное медицинское страхование и пенсионное страхование является одинаковой, учитывая, что при сравнении пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и ранее действовавших статей 236 и 237 Налогового Кодекса Российской Федерации судом установлено, что объекты обложения и база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование не изменились.
Суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные нормы права, пришел к мотивированному выводу о том, что требование по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование имеет одинаковую правовую природу с требованием по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем правомерно признал, что платежи по страховым взносам на обязательное медицинское страхование относятся к текущим обязательствам должника, погашаемым вне очереди в соответствии с порядком, предусмотренным пунктами 1,3 статьи 134 Закона о банкротстве, поскольку правовой режим этих платежей является исключением из общего правила, предусмотренного пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве."
Номер дела в первой инстанции: А42-2736/2008
Должник: МУП г. Апатиты "Управление жилищно-коммунального хозяйства", МУП г.Апатиты "Управление ЖКХ"
Кредитор: ГОУП "Апатитыводоканал", Дайнеко Павел Анатольевич, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Апатиты Мурманской области, Можжухина Галина Васильевна, МУП "Апатитыкоммунсервис", МУП "Апатитыэнерго", МУП г.Апатиты "Управление ЖКХ", ОАО "Апатитыэнерго", ООО "Эксплуатационный центр", Федеральная налоговая служба, Филиппова Ольга Алксандровна
Третье лицо: Администрация муниципального образования город Апатиты, Главный судебный пристав Мурманской области, Ковылев Алексей Леонидович, Конкурсный управляющий МУП г. Апатиты "Управление жилищно-коммунального хозяйства" А. Л.Ковылев, МУП "Апатитыкоммунсервис", МУП "Апатитыэнерго", НП "СрО "Межрегиональный центр экспертов и профессиональных управляющих", ОАО "Апатитыводоканал", Представитель работников МУП г. Апатиты "УЖКХ", Управление Федеральной регистрационной службы по Мурманской области, Филиппов Сергей Владимирович, Филиппова С. В., Фильков В. В.