г. Вологда |
|
08 февраля 2012 г. |
Дело N А66-8314/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Твороговой И.В.,
при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области Горбачевой О.В. по доверенности от 12.05.2011 N 06-25,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 07 ноября 2011 года по делу N А66-8314/2011 (судья Пугачев А.А.),
установил
открытое акционерное общество "Сбербанк России" в лице Тверского отделения N 8607 (ОГРН 1027700132195; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее - Управление) о признании незаконным отказа рассмотреть жалобу на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области (далее - Инспекция) о привлечении лица к налоговой ответственности от 28.02.2011 N 10 (оставления без рассмотрения письмом от 01.07.2011 N 11/11/07154).
Решением суда требования удовлетворены. Суд признал незаконным оставление без рассмотрения жалобы Общества на решение Инспекции и обязал Управление восстановить нарушенные права заявителя в порядке статьи 140 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Управление в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать. Указывают, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрен обязательный апелляционный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган решения, принятого на основании статьи 101.4 НК РФ; годичный срок предусмотрен только для обжалования решений налогового органа, которые могут быть обжалованы в апелляционном порядке; возможность оставления жалобы заявителя без рассмотрения предусмотрена подпунктом "а" пункта 6.1 Регламента рассмотрения заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие, а также на акты ненормативного характера налоговых органов Российской Федерации во внесудебном порядке, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 24.03.2006 N САЭ-4-08/44дсп@ (далее - Регламент).
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Инспекцией вынесено решение от 28.02.2011 N 10 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 132 НК РФ.
Заявитель 28.06.2011 обратился в Управление с жалобой на указанное решение Инспекции.
Управление письмом от 11.07.2011 N 11-11/07154 сообщило заявителю об оставлении его жалобы без рассмотрения, сославшись на пропуск предусмотренного пунктом 2 статьи 139 НК РФ трехмесячного срока на обжалование решения и на то, что согласно пункту 2 статьи 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях, за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ, рассматриваются в порядке статьи 101.4 НК РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган.
Порядок, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и принятие решения по ней предусмотрены статьями 139 - 141 НК РФ.
Вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган (пункт 3 статьи 101.2 НК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
Статьей 139 названного Кодекса установлено, что апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.
Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.
Вышестоящий налоговый орган по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение в силу пункта 2 статьи 140 НК РФ вправе:
оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
Таким образом, пунктом 2 статьи 140 НК РФ установлен закрытый перечень решений, принимаемых вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, который не предоставляет налоговому органу право оставлять апелляционную жалобу налогоплательщика без рассмотрения. В связи с изложенным апелляционный суд считает необоснованной ссылку Управления на подпункт "а" пункта 6.1 Регламента.
Довод Управления о том, что налоговым законодательством не предусмотрен обязательный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган решения, принятого на основании статьи 101.4 НК РФ, апелляционный суд считает ошибочным, как не соответствующий цели и смыслу введения обязательной досудебной процедуры обжалования решений налогового органа в административном порядке.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 07 ноября 2011 года по делу N А66-8314/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган (пункт 3 статьи 101.2 НК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
...
Вышестоящий налоговый орган по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение в силу пункта 2 статьи 140 НК РФ вправе:
...
отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
Таким образом, пунктом 2 статьи 140 НК РФ установлен закрытый перечень решений, принимаемых вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, который не предоставляет налоговому органу право оставлять апелляционную жалобу налогоплательщика без рассмотрения. В связи с изложенным апелляционный суд считает необоснованной ссылку Управления на подпункт "а" пункта 6.1 Регламента.
Довод Управления о том, что налоговым законодательством не предусмотрен обязательный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган решения, принятого на основании статьи 101.4 НК РФ, апелляционный суд считает ошибочным, как не соответствующий цели и смыслу введения обязательной досудебной процедуры обжалования решений налогового органа в административном порядке."
Номер дела в первой инстанции: А66-8314/2011
Истец: ОАО "Сбербанк" в лице Тверского отделения "8607
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9078/11