г. Саратов |
|
10 февраля 2012 г. |
Дело N А12-14123/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Дубровиной О.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
при участии в судебном заседании от Муниципального унитарного предприятия "Райжилкомбытгазстрой", г. Волгоград - представитель Халин А.О., по доверенности от 31.01.2010 (удостоверение адвоката N 1539),
без участия в судебном заседании представителей Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Алексеевского муниципального района Администрации Волгоградской области (ходатайство входящий от 30.01.2012 N 57 о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя), администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области (почтовые уведомления N 90506, N 90503 приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 21 сентября 2011 года по делу N А12-14123/2011 (судья Килякова И.И.),
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Райжилкомбытгазстрой",
г. Волгоград,
к администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области,
г. Волгоград,
третьи лица: Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Алексеевского муниципального района Администрации Волгоградской области, г. Волгоград,
Территориальное управление Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Алексеевского муниципального района Администрации Волгоградской области,
г. Волгоград,
о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ
Муниципальное унитарное предприятие "Райжилкомбытгазстрой" (далее - заявитель, МУП "Райжилкомбытгазстрой") обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация) о признании незаконным бездействия Финансового отдела администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области, выразившегося в неприостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, как не соответствующего ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации; обязании Финансового отдела администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав заявителя путем исполнения требований исполнительного документа, выданного на основании постановления Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 16.07.2009 по делу N А12-3308/2007.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 21 сентября 2011 года, суд
удовлетворил требования Муниципального унитарного предприятия "Райжилкомбытгазстрой".
Не согласившись с принятым решением, администрация Алексеевского муниципального района Волгоградской области обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Муниципального унитарного предприятия "Райжилкомбытгазстрой".
Муниципальным унитарным предприятием "Райжилкомбытгазстрой" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором податель жалобы просит решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель МУП "Райжилкомбытгазстрой" поддержал позицию по делу.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв в судебном заседании до 10 февраля 2012 года до 09 час. 15 мин. о чем вынесено протокольное определение. Объявление о перерыве размещено в соответствии с рекомендациями, данными в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2006 года N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и на доске объявлений.
10 февраля 2012 года в 09 час. 15 мин. судебное заседание продолжено после перерыва в том же судебном составе. Стороны в судебное заседание не явились.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16 июля 2009 года постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу N А12-3308/2007 удовлетворены требования МУП "Райжилкомбытгазстрой" о взыскании с муниципального образования Алексеевского муниципального района Волгоградской области в лице администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области 10 924 431 руб. 67 коп.
31 августа 2009 года взыскателю выдан исполнительный лист серии АС N 000444966.
13 октября 2009 года конкурсным управляющим МУП "Райжилкомбытгазстрой" в адрес администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области направлено заявление о принятии исполнительного листа на исполнение с приложением исполнительного листа от 31.08.2009 серии АС N 000444966 по делу N А12-3308/2007 для осуществления взыскания и перечисления задолженности.
20 октября 2009 года данное заявление и приложенные к нему документы возвращены без исполнения письмом N 1189 с сообщением о том, что исполнительный лист необходимо направить в территориальное управление Алексеевского муниципального района комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области.
09 декабря 2010 года постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу N А12-2257/2010 действия администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области по возврату без исполнения исполнительного листа от 31.08.2009 серии АС N 000444966, выданного арбитражным судом Волгоградской области по настоящему делу, признаны незаконными. Суд обязал администрацию Алексеевского муниципального района Волгоградской области принять к исполнению исполнительный лист.
В связи с неисполнением указанного выше исполнительного документа и непринятием мер к его исполнению в полном объеме в виде приостановления осуществления операций по лицевым счетам должника, заявитель, полагая, что при этом было допущено нарушение бюджетного законодательства, его прав и законных интересов, обратился в арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя о признании незаконным бездействия администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области в отношении МУП "Райжилкомбытгазстрой", арбитражный суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих совершение администрацией Алексеевского муниципального района Волгоградской области действий по приостановлению осуществления операций по лицевым счетам, в связи с чем требования МУП "Райжилкомбытгазстрой" посчитал подлежащими удовлетворению.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основании исполнительных документов.
Согласно пункту 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (п. 6 ст. 242.2 БК РФ).
09 декабря 2010 года постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу N А12-2257/2010 действия администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области по возврату без исполнения исполнительного листа от 31.08.2009 серии АС N 000444966, выданного арбитражным судом Волгоградской области по настоящему делу, признаны незаконными. Суд обязал администрацию Алексеевского муниципального района Волгоградской области принять к исполнению исполнительный лист.
В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих факт повторного направления исполнительного листа в адрес администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области в соответствии с требованиями статей Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель МУП "Райжилкомбытгазстрой" заявил, что исполнительный лист взыскателем в администрацию Алексеевского муниципального района Волгоградской области повторно не предъявлялся.
Вместе с тем, заявитель считает, что исполнительный лист повторно и не должен предоставляться взыскателем в администрацию Алексеевского муниципального района Волгоградской области.
Ссылаясь на Постановление Президиума ВАС РФ от 14.12.2010 N 8893\10, в котором президиум ВАС РФ представитель МУП "Райжилкомбытгазстрой" указал, что исходя из смысла статьи 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность исполнения судебного акта лежит на должнике независимо от совершения взыскателем действий по принудительному исполнению судебного решения, поэтому непредъявление исполнительного листа к исполнению не должно рассматриваться в качестве основания освобождения государственного органа от ответственности за несвоевременное исполнение судебного акта.
Ссылку на данное Постановление Президиума ВАС РФ судебная коллегия находит несостоятельной, так как в приведённом Постановлении Президиум ВАС РФ дал оценку законности судебного акта суда кассационной инстанции по делу N А51-6084/2009 арбитражного суда Приморского края по иску негосударственного образовательного учреждения "Краевая школа парикмахерского искусства "Кибалион" к администрации города Владивостока о взыскании 141 858 рублей 94 копеек процентов, начисленных в порядке, установленном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, на сумму неосновательного обогащения за период с 06.08.2007 по 09.10.2009, поскольку судебный акт не исполнен в добровольном порядке. В связи, с чем Президиум ВАС РФ указал, что установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации особенности порядка исполнения судебных актов, предусматривающие взыскание средств за счет бюджетов по предъявлении исполнительного листа, не регулируют имущественные гражданско-правовые отношения. Между тем, по настоящему делу оспаривается бездействие администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области в порядке главы 24 АПК РФ.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции, при отсутствии доказательств повторного направления взыскателем исполнительного листа в администрацию Алексеевского муниципального района Волгоградской области, не имелось законных оснований признать доказанным и противоречащим Бюджетному кодексу Российской Федерации бездействие администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области выразившееся в неприостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, как не соответствующего ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, избранный судом первой инстанции способ восстановления нарушенного права МУП "Райжилкомбытгазстрой" путём обязания Финансового отдела администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав заявителя путем исполнения требований исполнительного документа, выданного на основании постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.07.2009 по делу N А12-3308/2007 следует признать не верным.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция считает, решение суда подлежим отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Порядок распределения судебных расходов, к которым относится и государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы, регулируется главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с этой главой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация Алексеевского муниципального района Волгоградской области освобождена от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 08 ноября 2011 года по делу N А12-15164/2011 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать Муниципальному унитарному предприятию "Райжилкомбытгазстрой", г. Волгоград, в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Финансового отдела администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области, выразившегося в неприостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, как не соответствующего ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации; обязании Финансового отдела администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав заявителя путем исполнения требований исполнительного документа, выданного на основании постановления Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 16.07.2009 по делу N А12-3308/2007.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылку на данное Постановление Президиума ВАС РФ судебная коллегия находит несостоятельной, так как в приведённом Постановлении Президиум ВАС РФ дал оценку законности судебного акта суда кассационной инстанции по делу N А51-6084/2009 арбитражного суда Приморского края по иску негосударственного образовательного учреждения "Краевая школа парикмахерского искусства "Кибалион" к администрации города Владивостока о взыскании 141 858 рублей 94 копеек процентов, начисленных в порядке, установленном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, на сумму неосновательного обогащения за период с 06.08.2007 по 09.10.2009, поскольку судебный акт не исполнен в добровольном порядке. В связи, с чем Президиум ВАС РФ указал, что установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации особенности порядка исполнения судебных актов, предусматривающие взыскание средств за счет бюджетов по предъявлении исполнительного листа, не регулируют имущественные гражданско-правовые отношения. Между тем, по настоящему делу оспаривается бездействие администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области в порядке главы 24 АПК РФ.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции, при отсутствии доказательств повторного направления взыскателем исполнительного листа в администрацию Алексеевского муниципального района Волгоградской области, не имелось законных оснований признать доказанным и противоречащим Бюджетному кодексу Российской Федерации бездействие администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области выразившееся в неприостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, как не соответствующего ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
...
Порядок распределения судебных расходов, к которым относится и государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы, регулируется главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с этой главой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)."
Номер дела в первой инстанции: А12-14123/2011
Истец: КУ МУП "Райжилкомбытгазстрой" Харьков А. А., МУП "Райжилкомбытгазстрой" конкурсный управляющий Харьков Андрей Анатольевич
Ответчик: Администрация Алексеевского района Волгоградской области
Третье лицо: Баюров В. В. (представиель Администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области), Волгоградская область в лице ТУ КБФПиК Алексеевского муниципального района Администрации Волгоградской области, КБФП и К Администрации Волгоградской области, МУП "Райжилкомбытгазстрой"
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12930/12
24.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12930/12
21.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3747/12
10.02.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8928/11